Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Купля-продажа земельных участков
Порядок оформления купли-продажи земельного участка в 2017 году предусматривает соблюдение прав и законных интересов сторон сделки, а также соответствие положений договора и действий по его заключению действующему законодательству. Чтобы гарантировать принципы прозрачности и достоверности сведений, законодательными нормами предусмотрен ряд императивных требований к форме, содержанию и порядку прохождения процедуры государственной регистрации в Росреестре РФ.
Предмет сделки - переход прав на земельный участок - предусматривает обязательное внесение данных об участвующих сторонах и характеристиках земельного участка в ЕГРН. К объекту сделки предъявляются отдельные требования, например, о наличии кадастрового идентификатора. В остальном же стороны вправе руководствоваться принципом свободы договора (ст. 421 ГК РФ) и заключать его на любых условиях.
Стороны обязаны прийти к соглашению и прописать в договоре все существенные условия, характерные для купли-продажи недвижимости (в соответствии со ст. ст. 554-555 ГК РФ к существенным условиям относится информация о предмете договора и его цена). В противном случае данный контракт не подлежит заключению, а в случае его подписания - регистрации и считается незаключенным до момента включения в него необходимых условий.
Предлагаем рассмотреть, как происходит оформление купли-продажи земельного участка по состоянию на 2017 год.
Порядок оформления сделки
Процедура оформления купли-продажи земельного участка начинается с подготовительного этапа, на котором покупатель должен проверить законность правоустанавливающих документов продавца на интересующий земельный участок. Законность правомочий собственника проверяется на основе предоставления свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимости или выписки из ЕГРН (до 01.01.2017 года выдавалась выписка из ЕГРП). Покупатель может самостоятельно обратиться за актуальной выпиской из ЕГРН непосредственно перед заключением сделки. Кроме того, следует изучить сам документ, на основании которого произошла государственная регистрация прав собственности. Например, в случае приобретения права в рамках договора дарения договор может быть отменен на основании его ничтожности, срок исковой давности в данном случае составит 3 года. Чтобы избежать возможных проблем, покупатель может потребовать предоставления справок из психологического и наркологического диспансеров о состоянии здоровья первоначального дарителя недвижимости.
Следующей стадией оформления сделки купли-продажи земельного участка (целиком или его доли) является непосредственное подписание документа на бумажном носителе. Договор должен быть подписан в трех экземплярах с учетом необходимости предоставить один из них в распоряжение Росреестра РФ. Нотариального оформления купли-продажи земельного участка не требуется за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 42, 54 Закона № 218-ФЗ.
Подписанный сторонами договор купли-продажи недвижимого имущества не считается заключенным до момента его государственной регистрации, поэтому следующим шагом должно стать обращение в Росреестр или Многофункциональный центр (МФЦ) по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Обращение в один из указанных органов заключается в подписании необходимых бумаг и передаче заранее подготовленного к подаче пакета документов. Если при подаче соблюдены все правила оформления договора купли-продажи земельного участка, стороны извещаются о дате, когда можно будет забрать итоговые выписки из ЕГРН с информацией о переходе права к новому владельцу. На этом процедура по оформлению договора купли-продажи недвижимости считается оконченной, а сделка - заключенной.
Документы
Пакет документов, необходимый для регистрации договора в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии РФ, включает в себя следующее:
- заявление продавца и покупателя о прекращении права собственности и о внесении в ЕГРН информации о новом правообладателе соответственно (заявление представляет собой типовой бланк, который оформляется на месте ответственным специалистом Росреестра или МФЦ и предоставляется сторонам на подпись);
- документы, удостоверяющие личность/полномочия продавца и покупателя (в случае, если стороной сделки выступает юридическое лицо, необходимо предоставить учредительные документы, наделяющие лицо правом представления интересов организации либо доверенность);
- документ, подтверждающий приобретение права собственности на землю продавцом (договор, постановление исполнительного органа, решение суда, свидетельство о вступлении в наследство и пр.);
- правоустанавливающий документ в отношении земельного участка (свидетельство о государственной регистрации/выписка из ЕГРН, которая предоставляется взамен свидетельства с 15.07.2016 года - ст. 28 Закона № 218-ФЗ);
- сведения из кадастра недвижимости (кадастровая выписка);
- выписка из Бюро технической инвентаризации в случае наличия на земельном участке строений;
- нотариально удостоверенное согласие второго супруга на продажу указанного земельного участка, если со стороны продавца выступает физическое лицо, состоящее в браке;
- подписанный сторонами оригинал договора купли-продажи недвижимого имущества;
- акт приема-передачи земельного участка;
- расписка в получении указанной в договоре сделки;
- квитанция об оплате государственной пошлины;
- иные документы.
Сроки оформления
Сроки оформления купли-продажи земельного участка варьируются в зависимости от ряда субъективных и объективных причин. Не считая времени, потраченного на составление и согласование условий будущего договора, начнем официальный отсчет с момента фактического подписания договора. Договор о переходе прав собственности на объект недвижимого имущества считается заключенным с момента его государственной регистрации (ст. 551 ГК РФ). В законе не прописан императивный срок для обращения сторон в Росреестр с целью прохождения процедуры государственной регистрации. Однако следует иметь в виду, что до момента обращения у сторон не возникнет гражданских прав и обязанностей, предусмотренных подписанным договором.
Единственный фиксированный срок предусмотрен Законом № 218-ФЗ в рамках предоставления государственной услуги по регистрации прав собственности на недвижимое имущество - 7 рабочих дней с даты приема документов (ст. 16 Закона № 218-ФЗ). Если стороны обратились для регистрации в МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг, срок процедуры увеличится до 9 рабочих дней, из которых 2 рабочих дня отводятся для направления документов в Росреестр.
В целом, срок оформления купли-продажи недвижимости зависит от активности сторон и времени, затраченном на подготовку пакета необходимых для подачи в Росреестр документов. Прием в территориальных подразделениях Росреестра РФ осуществляется по предварительной записи, что не гарантирует подачу документов в день их подписания. Подача документов в МФЦ осуществляется в рамках живой регламентированной очереди, но большое количество специалистов гарантирует прием документов в день обращения.
Стоимость процедуры
Стоимость оформления договора купли продажи земельного участка складывается из нескольких слагаемых, итоговая сумма зависит от дополнительных услуг, оказываемых в рамках совершения сделки.
Самый бюджетный вариант цены на оформление купли-продажи земельного участка предусматривает только оплату государственной пошлины при прохождении процедуры государственной регистрации. Чтобы сэкономить на текущих расходах, вы должны обладать достаточными знаниями, чтобы самостоятельно и грамотно составить договор купли-продажи и сформировать пакет документов для подачи (при условии, что все документы уже имеются на руках). Кроме того, данный договор не должен быть объектом обязательного нотариального удостоверения, которое предоставляется на возмездной основе.
Если же вы испытываете трудности на каком-то из этапов оформления сделки, необходимо обратиться к помощи квалифицированных специалистов, которые окажут вам услуги по сопровождению сделки в рамках двустороннего договора на оказание возмездных услуг.
Таким образом, каждый участник правоотношений должен самостоятельно решить, сколько он готов заплатить за заключение сделки. Пренебрежение помощью сторонних специалистов чревато затягиванием процесса регистрации перехода права.