Правовед.ру в твоем кармане. Юрист онлайн 24/7

Установите приложение и получите скидку 15% на оплату вопроса

Скидка 15% при оплате вопроса в приложении Правовед.ру по промокоду Pravoved2022

Промокод: Pravoved2022

8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Нецелевое использование бюджетных средств

Нецелевое использование бюджетных средств – это направление денежных средств на решение целей, не имеющих законных оснований для их получения. Указанное неэффективное расходование является правонарушением бюджетного законодательства России. Какие же расходы учреждения считаются нецелевым использованием бюджета?

Что такое «нецелевое использование бюджетных средств»

Нецелевое использование бюджетных средств – это нарушение бюджета. Согласно ст. 306.4 ч.1 Бюджетного кодекса (БК РФ) нецелевым признается направление поступлений из бюджета и оплата обязательств для задач, которые частично либо полностью не соответствуют тем, что указаны в законе о бюджете, договоре, смете, в других документах, выступающих основанием для предоставления этих средств.

Правонарушением по ст. 306.1 ч. 1 БК РФ признают неисполнение требований бюджетного законодательства, включая нормативные акты, которые регулируют финансовые отношения; соглашения, действующие в этой области. К нему также относят бездействие либо действие главного распорядителя, а также администратора финансирования, получателя средств, уполномоченного органа. За совершение указанных правонарушений в гл. 30 БК предусмотрено использование соответствующих мер принуждения.

Вы преступите законодательство, если нарушите условия предоставления субсидий и субвенций, неправильно примените код бюджетной классификации или средства:

  • на то, что не предусмотрено бюджетной сметой казенного учреждения (либо предусмотрено, но в иных суммах);
  • чтобы оплатить услуги и работы, которые не связаны с деятельностью учреждения.

Кто может быть получателем

Получателем, говорится в ст. 6 БК, выступают:

  • органы госвласти;
  • управления внебюджетных государственных фондов;
  • органы местного управления;
  • казенные учреждения;
  • муниципальные администрации, которые находятся в ведении распорядителя.

Все они вправе принимать либо исполнять финансовые обязательства от представителя публично-правовой организации за счет соответствующего фонда. При этом казенное учреждение не выступает как получатель. Таким образом, на него действие норм положения ч. 1 ст. 306.1 БК не распространяется. Но нужно учесть ч. 2 этой статьи, в которой также имеется упоминание о нецелевом использовании бюджетных средств.

Ответственность по данной части наступает за бездействие или действие, которое нарушает БК РФ, иные нормативные документы, регламентирующие финансовые отношения. Меры принуждения в данной ситуации могут применять к субъектам, не выступающими их участниками. Следовательно, нецелевое использование бюджетных средств казенным учреждением также нарушает закон.

Что такое «КОСГУ»

Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ) представляет собой группировку действий, выполняемых в секторе управления на государственном уровне. Она предполагает использование кодов, порядок которого установлен Министерством финансов и определен в БК РФ (ст. 23). Каждая из статей данного классификатора – возможное направление расходования финансов. Затраты средств по кодам КОСГУ в обязательном порядке сопровождаются заключением соглашения в письменном виде.

При наличии у проверяющих подозрений в нецелевом применении финансов необходимо рассмотреть все причины и обстоятельства, побудившие правонарушителя действовать таким образом. Так, если расходы неграмотно отнесены на ст. КОСГУ, правонарушение не считается нецелевым использованием, когда:

  • расходование средств обусловлено бюджетной сметой, плановой и иной документацией главного распорядителя;
  • в действиях правонарушителя не было злого умысла.

Бывают ситуации, когда для расходов учреждения нет статьи КОСГУ; именно поэтому перечень классификатора является открытым. В данном случае отнести затраты можно, руководствуясь любым другим положением закона, – правонарушением это действие считаться не будет. Помимо того, учреждение избежит ответственности, если вовремя обнаружит и исправит свои ошибки, к примеру путем отправки письма в казначейство.

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств по УК РФ, КоАП и БК РФ

Рассмотрим, какая ответственность полагается за нецелевое использование бюджетных денег в разных кодексах.

Порядок привлечения к ответственности по КоАП

1. Сбор сведений проверяющими органами (проверочные мероприятия). Эта стадия проходит перед возбуждением дела об административном нарушении.

2. Оформление протокола об административном правонарушении. В частности, в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ его оформляют должностные лица органов, которые имеют все полномочия рассматривать соответствующие дела. Это представители Росфиннадзора, а также работники иных структур, в чьи обязанности входит предварительный финансово-бюджетный надзор (проверяющие сотрудники Счетной палаты РФ), согласно ст. 15.14 КоАП. Основание – ст. 28.3 данного Кодекса. Как правило, протокол составляется сразу же после выявления правонарушения (ст. 28.5 КоАП). В том случае, если нужно дополнительно разъяснить обстоятельства дела либо сведения об учреждении или его руководителе, документация оформляется в течение 2 суток со времени выявления нарушения. Протокол адресуется в орган Росфиннадзора в течение 3 суток со времени составления (ст. 28.8 КоАП РФ).

3. Рассматривается дело об административном нарушении, по итогам которого выносят соответствующий акт. Росфиннадзор изучает дело в течение 15 дней с момента получения протокола (ст. 29.6 КоАП РФ). Если в это время поступят ходатайства от участников (есть необходимость выяснить дополнительные обстоятельства дела), этот срок продлевают, но не более чем на 30 дней.

Административная ответственность: наказание

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование бюджетных средств для должностных лиц установлено следующее наказание:

  • дисквалификация на 1–3 года;
  • административный штраф в размере 20–50 тысяч рублей.

На юрлиц также распространены санкции. Им придется заплатить от 5 % до 25 % от суммы, которая направлена не по назначению.

В соответствии со ст.15.14 КоАП РФ к ответственности могут привлекаться только определенные структуры, к которым не относят ни налоговую, ни полицию, ни прокуратуру. Согласно ст. 23.7 КоАП, дело по данному составу рассматривает федеральный орган исполнительной власти, ведущий контроль и надзор в бюджетной сфере (Росфиннадзор).

Постановление о назначении наказания административного характера за нарушение бюджетного законодательства (по ст. 15.14 КоАП РФ) выносят не позднее чем через 1 год с момента его совершения. Данный срок предусмотрен в соответствии со ст. 4.5 этого Кодекса. Позже производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ) невозможно, и проверяющие уже не смогут определить наказание учреждению. Постановление о привлечении к административной ответственности можно оспорить в суде.

Уголовная ответственность

Помимо административной, за нецелевое использование бюджетных средств возможна и уголовная ответственность. Условие для нее – объем расходованных не по назначению бюджетных средств более 1,5 миллиона рублей (ст. 285.1 УК РФ). Формулировка состава преступного деяния по данной статье аналогична указанной в КоАП. Однако в такой ситуации виновнику грозит не только выплата штрафа в размере 100–300 тысяч рублей, но и:

  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы на период до 2 лет;
  • принудительные работы на срок до 2 лет.

В том случае, если нецелевое расходование бюджетных средств совершила группа лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказание будет серьезнее:

  • штраф от 200 тысяч до 500 тысяч рублей либо в размере заработка или иного дохода за 1–3 года;
  • принудительные работы – до 5 лет;
  • осуждение – до 5 лет.

Дополнительно суд вправе запретить должностному лицу (группе лиц) заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо пребывать на посту в течение 3 лет.

Указанные санкции применимы и при нецелевом использовании средств в крупном размере (сумма, которая превышает 1,5 миллиона рублей). Причем особо крупным будет считаться объем средств от 7,5 миллиона рублей.

Бюджетная ответственность

В соответствии со ст. 289 БК РФ, если средства растратили не по назначению, их возможно изъять. Ранее использовалось другое наказание – блокировка расходов, но с 2010 года данная норма закона утратила силу.

Примеры нарушений нецелевого использования бюджетных средств

Нецелевое использование бюджетных средств квалифицируют только в той ситуации, если учреждение уже понесло кассовые расходы.

Приведем несколько примеров правонарушений:

  • оплата услуг и работ, которые не связаны с деятельностью учреждения;
  • оплата коммунальных услуг для потребителей (например, арендаторов) без возмещения этих расходов;
  • финансирование строек и объектов, по которым оно в установленном порядке не происходит, а также затраты, не предусмотренные проектом и сметой;
  • обеспечение целевых бюджетных фондов, резервных фондов исполнительной государственной власти (местных органов управления);
  • реализация определенных программ на цели, которые предусмотрены другими разделами соответствующего бюджета.

Порядок обжалования решения Росфиннадзора

Если руководство не согласно с решением проверяющих и считает, что средства были потрачены надлежащим образом, его можно обжаловать в соответствии с порядком, предусмотренным КоАП РФ (ст. 30). Обращение следует предоставить в судебную инстанцию либо контролирующий орган в течение 10 дней с момента получения соответствующего постановления. Получатель жалобы должен в течение 3 суток направить ее судье со всеми предоставленными руководством материалами. Суд рассмотрит документы в установленное законом время – 2 месяца и примет одно из следующих решений:

  • жалоба не удовлетворена, постановление остается в силе;
  • решение отменяется, если основание, по которому оно вынесено, не является доказанным;
  • постановление отменяют, а дело подлежит возврату в контролирующий орган для рассмотрения повторно. Это решение применимо, если выявлены значительные правонарушения требований КоАП во время проверки.

Таким образом, БК РФ даёт точное определение нецелевого расходования средств, а наказание за совершение этого нарушения предусмотрено КоАП и УК РФ. Штрафные санкции, профессиональная дисквалификация, тюремный срок – это виды ответственности, которые государство вправе назначить виновным лицам.

Задавая вопросы специалистам на страницах портала Правовед.RU, клиенты могут рассчитывать только на профессиональные ответы. Наши эксперты консультируют, опираясь исключительно на действующее законодательство.

Последние вопросы по теме «нецелевое использование бюджетных средств»

Фильтры
Тендеры и закупки
При проверке в ноябре 2022 года была выявлена сумма НДС и проверяющий написал как нецелевое использование
Бюджетное образовательное учреждение заключило договор 24.06.2019 года на ремонт спортивного зала с подрядчиком ,который не является плательщиком НДС но при оплате в смете и акте выполненных работ была указана сумма как компенсация НДС. При проверке в ноябре 2022 года была выявлена сумма НДС и проверяющий написал как нецелевое использование бюджетных средств.Можно ли подать в суд на подрядчика в суд о возврате этой суммы и какой срок исковой давности в этой ситуации?
, вопрос №3621100, Ирина, г. Улан-Удэ
Тендеры и закупки
При проверке в ноябре 2022 года была выявлена сумма НДС и проверяющий написал как нецелевое использование
Бюджетное образовательное учреждение заключило договор 24.06.2019 года на ремонт спортивного зала с подрядчиком ,который не является плательщиком НДС но при оплате в смете и акте выполненных работ была указана сумма как компенсация НДС. При проверке в ноябре 2022 года была выявлена сумма НДС и проверяющий написал как нецелевое использование бюджетных средств.Можно ли подать в суд на подрядчика в суд о возврате этой суммы и какой срок исковой давности в этой ситуации?
, вопрос №3621101, Ирина, г. Улан-Удэ
Есть вопрос? Задайте его всем юристам сайта!
289 ₽
Вопрос решен
Все
Как заставить администрацию сделать дорогу
Купил змельный участок в Московской области, г.о. Щелково. ЛПХ. Дорога до участка грунтовая. Там всего 10 домов на этой улице. В весенне-осенний период и после сильного дождя реально не доехать до него, машина застревает. Писали в Администрацию письма: как так? 21 век на дворе! 20км от Москвы и нет дороги, как скорая доедет или пожарная машина? В ответ получили отписку, что мол дорога ничейная, соответственно деньги на неё не предусмотрены. Цитирую: Администрация г.о Щёлково рассмотрела Ваше обращение по вопросу ремонта автомобильной дороги деревня Набережная городской округ Щёлково, Московская область, Россияи сообщает. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления. Автомобильная дорога, указанная в обращении, является бесхозяйной. В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации от 21.10.1994 № 51-ФЗ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Для того, чтобы инициировать процесс принятия бесхозяйной дороги на баланс муниципалитета, Вам необходимо подать письменное заявление в Комитет управления имуществом г.о.Щёлково, адрес: г.Щёлково, Советский 1-й переулок, 2а. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии со ст. 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств» Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходование бюджетных средств на ремонт и содержание данной дороги невозможно. С целью проезжаемости неоднократно проводились работы по профилированию дороги с добавлением нового материала
, вопрос №3041044, Андрей, г. Москва
Приватный вопрос
Все
Задание по административной юрисдикции
Приватный вопрос.
, вопрос №3002781, Ирина Петрова, г. Самара
ЖКХ
Ремонт дороги муниципалитетом
Прошу подготовить позицию и обращения в соответствующие проверяющие организации по вопросу ненадлежащего состояния дорожного покрытия. Имеется дорога: КН 50:11:0020302:682 Московская область, Красногорский муниципальный район, сельское поселение Отрадненское, пос. Отрадное, дорога от д/с №21 до АТС Эта дорога принадлежит: Красногорску В этом году, был отремонтирован участок дороги КН 50:11:0020302:682 (см. схему в приложении к моему сообщению), но не целиком дорога, при том что дорога имеет один кадастровый номер. Мною было составлено обращение на Добродел, по результату был получен ответ: "Администрация городского округа Красногорск рассмотрела Ваше обращение по вопросу ремонта автомобильной дороги и сообщает. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления. Указанная в обращении дорога является самонакатанным проездом. В соответствии со ст. 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств» Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходование бюджетных средств на ремонт и содержание данного проезда невозможно. Дополнительно сообщаю, что в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой в Московской области, вызванной новой коронавирусной инфекцией COVID-19, а также в связи со снижением поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет городского округа Красногорск, в соответствии с рекомендациями министерства экономики и финансов Московской области администрацией городского округа Красногорск принятие новых объектов в состав имущества городского округа Красногорск невозможен по причине отсутствия средств на их содержание и ремонт. Заместительглавы администрации по транспорту,связи, дорожной деятельности иблагоустройству В.В.Волосевич" Данная дорога не может являться самонакатанной, т.к. изначально строилась для проезда к АТС, это следует в том числе из названия: дорога от д/с №21 до АТС и имеет остаточные признаки асфальтированного покрытия. Требуется подготовить выверенную жалобу с фактическими данными для отправки со ВСЕ проверяющие органы для проведения проверки и выявления нарушения и обязать устранить его и отремонтировать муниципальную дорогу.
, вопрос №2822453, Алексей, г. Москва
Гражданское право
Как заставить сделать ремонт дороги в в деревне?
На моей даче (Московская область) каждую весну, осень и зиму некоторые жители не могут подъехать к своим домам из-за размытых дорог. Основная проблема в том, что пожарная и скорая при случае не смогут подобраться к дому, с учетом того, что в деревне проживают много пожилых людей. Пробовали добиться через администрацию района, и портал Добродел, но всегда получали ответ, что дороги являются самонакатанным проездом. И в соответствии со ст. 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств» Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходование бюджетных средств на ремонт и содержание данного проезда невозможно. В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации от 21.10.1994 № 51-ФЗ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Никак не понимаю логику. Получается, что как бы дорога до населенного пункта есть и этого достаточно, а дальше перемещайтесь по воздуху? Есть ли вероятность того, что можно добиться положительного результата, да и никто не просит класть асфальт, а просто сделать нормальное новое покрытие. Фото дороги в приложении.
, вопрос №2760902, Кирилл, г. Москва
Тендеры, контрактная система в сфере закупок
Усматриваются ли нарушения со стороны школы после проведения торгов?
Школе выделили 1 млн.рублей на кровлю. Выставили на торги. Выиграл поставщик, который впоследствии указал в протоколе разногласий, что смета не соответсвует госту ( указан демонтаж не 1380 кв.м, а только 550 кв.м). Теперь подрядчик настаивает на обоюдном расторжении договора. Дальше департамент образования делит эту смету на две, и уже школа выставляет эти две покупки в электронный магазин. Последствия для школы? Будет ли здесь сговор лиц, не наложет ли штраф КРУ за то, что удешевили материал, есть ли здесь нецелевое использование бюджетных средств? Если можно, дайте отве СРОЧНО!!! Спасибо!!!
, вопрос №2505128, Виктория, г. Омск
Уголовное право
Куда обратиться, если заведующая детского сада использует служебное положение в личных целях?
Заведующая детского сада, используя свое служебное положение допускает финансовые нарушения. Нецелевое использование бюджетных средств Заведующая д\ садом выписывала премию сотрудникам, фиктивно по бумагам производила оплату свободной 0.5 ставки тьютора в течении учебного года, деньги требовала отдавать ей, якобы на хозяйственные нужды детского сада. Обратились в прокуратуру. Следователь толком не провела дознание, дала ответ, что нет свидетелей передачи денег . А два человека которые подтверждают это?.Это не доказательство? Что делать? Куда обращаться за правдой..сразу на телевидение??
, вопрос №2452779, Светлана, г. Советский
289 ₽
Вопрос решен
Трудовое право
Допотпуск за вредные условия труда
Добрый день. Организация с 2017 года предоставляла дополнительные отпуска за вредность по классу 3.1. (ранее такие отпуска не предоставлялись, в картах СОУТ такой обязанности не прописано). Не будет ли это не целевым использованием средств. Может ли организация предоставлять и оплачивать дополнительный отпуск за вредность по классу 3.1. самостоятельно. И что будет организации за предоставление и оплату таких отпусков.
, вопрос №2294552, Татьяна, г. Москва
1000 ₽
Вопрос решен
Бухгалтерский учет
Как снять деньги со спецсчета после исполнения контракта по ГОЗ?
Добрый день! Заключил контракт по ГОЗ на сумму 404 000. Исполнил на свои средства. Пришли деньги на спец счет, как их теперь снять? Есть право на перевод в рамках исполнения ГК на другие счета если сумм не более 3 млн в месяц. Банк при этом проверяет только договор с контрагентом которому переводятся деньги. Но ответственность за целевое использование лежит на владельце счета. Вопрос она какая? В банке ответили что многие так делают… У меня в контракте написано условия оплаты 100% оплата после исполнения. 
, вопрос №2251084, Mikky, г. Санкт-Петербург
Административное право
Куда жаловаться на нецелевое использование бюджетных средств университетским ректоратом?
Добрый день. В нескольких университетах Казани (в частности КНИТУ-КАИ, КНИТУ-КХТИ) в декабре снизили размер стипендий якобы "в связи с нехваткой денежных средств", однако количество бюджетных мест фиксировано, а деньги выделяются из государственного бюджета. По приблизительным подсчётам, только с магистратуры срезали порядка 1-1.5 миллионов. В связи с чем встаёт вопрос о нецелевом расходовании бюджетных средств, выделяемых на стипендии. Вопрос: куда можно обратиться, написать заявление, чтобы инициировать проверку по факту данного нарушения? И можно запросить в официальном порядки статьи расхода бюджетных средств университетом?
, вопрос №2205746, Овчаров Захар, г. Казань
Административное право
Есть ли ответственность за неэффективное использование бюджетных средств?
Приветствую всех! Проблема такая: приходила ревизия в наше учреждение и написало что у нас неэффективное использование бюджетных средств. Бухгалтеррия интересуется, будет ли на них какая-нибудь ответственность? Всем спасибо!
, вопрос №2008584, Максим, г. Красноярск
Административное право
Каковы последствия нецелевого использования бюджетных средств?
Счетная палата Алтайского края, осуществив по поручению Алтайского краевого Законодательного Собрания проверку использования средств краевого бюджета, выделенных юридическому лицу на возвратной основе (бюджетный кредит) с целью инвестирования их в расширение производства, выявила нецелевое использование половины указанных средств на социальные нужды учредителей этого юридического лица и работников. Счетная палата приостановила операции по банковским счетам юридического лица.а) Есть ли такое полномочие у Счетной палаты Алтайского края?б) Есть ли различие в полномочиях Счётной палаты Алтайского края и Счётной палаты РФ?в) Какие последствия и в каких нормативно-правовых актах предусмотрены при нецелевом использовании бюджетных средств, полученных на возвратной основе (бюджетных кредитов)?
, вопрос №1989738, Ксения, г. Москва
Административное право
Имеет ли право ФСБ по финансовому и бюджетному надзору проверить целевое расходование?
Имеет ли право Федеральная служба по финансовому и бюджетному надзору (Росфиннадзор) проверить целевое расходование бюджетных средств Счетной палатой РФ?
, вопрос №1989734, Ксения, г. Мурманск
Административное право
Какие правоприменительные акты имеют право принимать органы финансово-бюджетного надзора?
В организации, частном юридическом лице, была проведена проверка территориальным органом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) целевого использования полученного бюджетного кредита. В ходе проверки были выявлены следующие нарушения: а) часть денежных средств, полученных в виде бюджетного кредита, использованы на социальные программы данного юридического лица (приобретение путевок в санаторно-курортные организации; получение беспроцентных ссуд работниками для улучшения жилищных условий и т.п.); б) неполное и недостоверное ведение учета и отчетности по валютным операциям. Руководитель указанного органа направил юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений. 1. Какой нормативный акт определяет круг органов и агентов валютного контроля? 2. Имеет ли право территориальный орган Росфиннадзора осуществлять валютный контроль? 3. Какие последствия предусмотрены за допущенные нарушения? Какова их правовая природа? 4. Кто имеет право и в каком порядке применять меры государственного принуждения за нарушения бюджетного и валютного законодательства? 5. Какие правоприменительные акты имеют право принимать органы финансово-бюджетного надзора?
, вопрос №1989615, Ксения, г. Казань
Ищете ответ? Спросить юриста проще
или8 499 938-65-20
Дата обновления страницы 01.03.2023