Правовед.ру в твоем кармане. Юрист онлайн 24/7

Установите приложение и получите скидку 15% на оплату вопроса

Скидка 15% при оплате вопроса в приложении Правовед.ру по промокоду Pravoved2022

Промокод: Pravoved2022

8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Права и обязанности продавца в магазине

В зависимости от того, для каких целей приобретается товар, спорные ситуации могут разрешаться совершенно по-разному. Изделия могут быть куплены для:

Занятия предпринимательской деятельностью. В таком случае отношения регулируются ГК РФ. Зачастую сторонами договора выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели и государство.

Личных, семейных целей, которые не связаны с предпринимательской деятельностью. Отношения, возникающие в таком случае, подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1. Под потребителями закон понимает только физических лиц.

Ситуаций, когда товар приобретают для личных целей, которые не связаны с получением прибыли, большинство, поэтому в настоящей статье мы подробнее поговорим о них.

Основными нормативно-правовыми актами, которые регулируют отношения между потребителями и продавцами, являются:

  • Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1 (далее – Закон №2300-1).
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28.06.2012 г. №17.
  • Иные нормативно-правовые акты, которые регулируют отдельные вопросы, связанные с защитой прав потребителей.

Основные права и обязанности продавца или исполнителя работ изложены в Законе №2300-1 и заключаются в следующем:

Продавец имеет право проверить качество товара, если покупатель обратился с претензией. При этом срок проверки не может превышать 45 дней (п. 1 ст. 20 Закона №2300-1).

Продавец обязан принять претензию от покупателя и дать на нее письменный ответ в течение срока, установленного Законом №2300-1.

Продавец имеет право на проведение экспертизы товара, если в процессе его эксплуатации выявлен недостаток, который можно отнести к существенным.

Продавец либо исполнитель услуг (работ) обязан в случае выявления недостатков устранить их за свой счет либо компенсировать потребителю расходы, которые последний понес при устранении данных недостатков.

В случае обнаружения недостатков в товаре доказать свою правоту должен именно продавец.

Продавец обязан предоставить потребителю в наглядной форме достоверную информацию о товаре.

В п. 4 ст. 12  Закона №2300-1 установлена так называемая «презумпция незнания потребителя». При рассмотрении требований покупателя по поводу недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге) необходимо исходить из предположения об отсутствии у него специальных познаний о свойствах и характеристиках изделия (работы, услуги).

Защита прав продавца

Закон №2300-1 чаще встает на сторону покупателя, права потребителя имеют явный приоритет над правам продавца. Это выражено как в повышенной ответственности продавца, так и в размере штрафов и неустоек, которое могут быть с него взысканы в судебном порядке в случае, если он нарушит нормы законодательства.

Защищать свои права, не имея достаточных юридических познаний, не владея тенденциями актуальной судебной практики, продавцу достаточно трудно. В таком случае единственно верной является тактика, когда он действует в строгом соответствии с законом, привлекает к делу опытных юристов, что позволяет ему избежать ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей, а также дает возможность блокировать претензии со стороны недобросовестных потребителей, которые направлены не на защиту своих нарушенных прав, а на получение денег в максимальном объеме от продавца.

Например, чтобы в дальнейшем потребитель не заявил о том, что его не проинформировали о потребительских качествах товара, продавец может заранее предусмотреть расписку об ознакомлении и т.д.

В будущем это позволит блокировать претензию потребителя о том, что продавец якобы нарушил его право на информацию.

Имеет ли право продавец не продать товар

Договор купли-продажи по своей сути является публичным соглашением, который коммерческая организация (продавец) заключает с каждым покупателем.

При заключении подобного рода договоров предоставление одному из покупателей необоснованного приоритета не допускается. Кроме того, ст. 426 ГК РФ прямо запрещает коммерческой организации отказаться от заключения публичного договора с потребителем.

Товар, который расположен на витрине вместе с ценником, по своей сути является офертой, то есть предложением заключить договор купли-продажи, адресованным одному или нескольким лицам.

Оферта связывает направившее ее лицо, в данном случае продавца, с момента получения ее адресатом (ст. 435 ГК РФ), то есть с момента, когда покупатель узнает о товаре и цене, по которой он продается.

Ответственность за необоснованное уклонение от заключения публичного договора устанавливается п.4 ст. 445 ГК РФ.

При необоснованном уклонении применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ: продавец должен возместить покупателю убытки, которые тот понес вследствие отсутствия договора.

В случае возникновения конфликтной ситуации с потребителем, особенно если товар имеет существенную стоимость, продавцу целесообразно обратиться за консультацией к специалисту. Это позволит избежать выплаты штрафов и неустоек. Мы рекомендуем вам обратиться к нашим юристам, которые специализируются на защите прав потребителей, имеют большой опыт защиты интересов продавцов от действий недобросовестных покупателей.


Последние вопросы по теме «права продавца»

Фильтры
Защита прав потребителей
Неумышленная порча имущества магазина
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, имели ли права продавцы магазина требовать с нас возмещение стоимости товара, если мы случайно облили соком вещь, и можно ли ее вернуть в нормальном виде, если мы поддались на их давление. Не считается ли это вымогательством с их стороны и можем ли мы подать на них иск? Спасибо.
, вопрос №33783, илья, г. Оренбург
Защита прав потребителей
Имеет ли право продавец вместо замены обуви или возврата денег предлагать только оказать ремонт если покупатель с этим несогласен?
11 дней назад купила зимние сапоги на каблуках в крытом рынке у ИП. При покупке попросила товарный чек, в чем продавец мне отказала, но заверила, что на коробке поставит число, стоимость, место и роспись, так что "если что" обменять товар в течении 2недель я смогу без проблем. В ходе эксплуатации каблуки начали шататься .Я принесла их обратно вместе с коробкой(и надписью...)а продавец начала обвинять в поломке меня. Но так как я настаивала и сказала что буду обращаться в комитет по защите прав потребителей она предложила мне ремонт, подчеркнув что проблема всё-таки во мне, а не в сапогах. Я настаивала на замене товара или возврат денег о чем и написала претензию.Имею ли я право все же требовать возврат денег или обмен? Или в данном случае должна согласиться на ремонт. Сапоги же все-таки ношеные и имеются даже потертости( на голенище правда), но набойка на каблуках почти не сношена.Сам владелец данной торговой точки тоже пытается убедить меня в том, что даже ремонт-это и так очень много. Незнаю как быть. Требовать экспертизу, а дальше в суд ?
, вопрос №32324, Анастасия Скворцова, г. Набережные Челны
Есть вопрос? Задайте его всем юристам сайта!
200 ₽
Вопрос решен
Все
Необходимые документы в магазине
Добрый вечер! У меня магазин женской одежды в ТРЦ. Какие документы там должны быть?Книга отзывов и предложений? Копии свидетельства о регистрации? Сертификаты на одежду, если работаем по франчайзингу? И т.д. Просьба сообщить список документов и ответственность меня как налогоплательщика перед налоговой, роспотреднадзором, пожарной инспекцией, пенсионным фондом и другими фондами за отсутствие необходимых документов.Спасибо!
, вопрос №30971, Дмитрий Евстигнеев, г. Домодедово
250 ₽
Вопрос решен
Все
Можно ли вернуть обувь если она не подошла по размеру?
Купил супруге обувь. Обувь оказалась мала. Приехал обратно в магазин, который работает с 10:00 до 21:00 ежедневно, чтобы вернуть покупку, но мне сообщили, что возврат можно выполнить ТОЛЬКО по будням с 10:00 до 17:00 что пересекается с моим рабочим графиком. Уважаемые юристы, скажите что мне предъявить сегодня руководителю данного магазина в 19:00, чтобы уехать с деньгами домой? Если имеет значение, то в магазине аналогичной модели нужного размера нет.
, вопрос №25484, Ruslan, г. Санкт-Петербург
Защита прав работников
Права и обязанности работника
Здравствуйте.у меня такой вопрос.устроилась на работу продавцом-консультантом.з/п сдельная.проработала 4 месяца.Имеет ли право работодатель требовать от меня выполнения обязанностей (без какой-либо дополнительной доплаты),которые не обговаривались при приеме на работу? В данном случае это обязанности грузчика и товароведа.На мой взгляд это отдельные ставки и в обязанности продавца-консультанта это не входит.Помогите разобраться кто прав в этой ситуации? И как доказать свою правоту? Спасибо
, вопрос №22224, Елена,
Защита прав потребителей
Возврат залога продавцом в магазине
Добрый день! В магазине одежды отложила вещь и дала задаток. На следующий день я пришла с утра, чтобы предупредить продавца, что я вещь брать не буду, и хочу забрать задаток. На что продавец в хамской форме, вернул мне половину задатка, а половину оставил себе , под объяснением, того, что товар был отложен сутки. Хотя товар был отложен всего 4 часа, до закрытия магазина. причем сумму которую продавец оставил себе, он определил себе сам. Залог составил 3000 рублей. Тоесть 1500 он оставил себе. Договор мы никакой не составляли при оставлении залога. Не было обговорено и условие , если я не буду покупать отложенную на 4 часа вещь, что будет с залогом. Вопрос: Имеет ли право продавец не возвращать залог? Какими правами мне пользоваться чтобы вернуть свой залог!? Спасибо, с уважением Вероника.
, вопрос №22269, Вероника Ливанова, г. Ростов-на-Дону
Защита прав работников
Имеет ли право покупатель оскорблять продавца?
Я работаю продавцом в магазине и ко мне зашли два парня,через некоторое время они начали меня оскорблять.Вправе ли я отказать им в покупке товара? и что я могу сделать в свою защиту?
, вопрос №17767, Сергей Кордюков, г. Армавир
Вопрос решен
Защита прав потребителей
Возврат кресла
Добрый день! По интернету я купила бескаркасное кресло (ткань, наполненная полипропилленовыми шариками). Мне обещали комфорт и удобство, мягкость и уют, океан удовольствия, но на самом деле всего этого я не ощутила, кресло оказалось жестким, неудобным, дискомфортным. Кресло привезли вечером, утром я позвонила по поводу того, что кресло мне не подходит, мне сказали, что кресло входит в список непродовольственных товаров, не подлежащих возврату. Правы продавцы или нет? Имею ли я право вернуть деньги за кресло?
, вопрос №12188, Анна Никитина, г. Омск
180 ₽
Вопрос решен
Защита прав потребителей
Нужен ли гарантийный талон для гарантийного ремонта, срок гарантии на товар
Здравствуйте! Вчера в магазине при покупке зажигалки продавец не оформил гарантийный талон, так как у него не было печати, а выдал только товарный чек (с проставленной печатью магазина) и кассовый, сказав, что этих документов достаточно для гарантийного ремонта. Прав ли продавец? Срок гарантии на товар?
, вопрос №8914, Светлана, г. Москва
155 ₽
Вопрос решен
Защита прав потребителей
Какая цена основная: на ценнике или на кассе?
Я уже несколько раз сталкивалась с одной проблемой в супермаркетах. Например, смотрела кашу. На ценнике цена низкая. Думаю, беру. Во всем городе не видела такой низкой цены. Подхожу на кассу расплачиваться, а там мне указывают совсем другую стоимость каши. Я взяла эту кашу, но моя радость моментально исчезла. Когда спросила кассира, почему цена на ценнике возле товара не соответствует цене в кассе, она мне ответила, что сотрудники магазина еще не успели поставить ценник с новой ценой. А таких же людей, как я десятки. Пока они поменяют эту цену, уже многие успеют купить хотя бы эту кашу. По какому принципу должны меняться цены в магазине, и какая цена в этом случае основная?
, вопрос №7656, Пользователь, г. Москва
150 ₽
Вопрос решен
Защита прав потребителей
Кто должен отвозить в ремонт холодильник, имеющий гарантию?
Я три года назад в одном большом супермаркете купила холодильник. На него дали гарантию на пять лет. Все документы оформили правильно с подписью и фамилией продавца, печатью супермаркета. Когда я покупала холодильник, его нам бесплатно привезли, да еще и подняли на 3-й этаж. Сейчас холодильник поломался. В гарантии указан список сервисных центров, где ремонтируют технику от этого супермаркета. Все сервисные центры находятся очень далеко от нас. Я позвонила в супермаркет. Там мне сказали, что холодильник я доставляю сама, а там мне его бесплатно ремонтируют. В гарантии ничего не сказано, кто должен доставлять холодильник в ремонт. Если я его повезу сама, мне только одна доставка обойдется в половину стоимости ремонта, ведь надо найти мужиков, чтобы они его спустили с 3-го этажа и нанять большую машину. Может в законодательстве есть какой-то пунктик, где сказано, кто должен отвозить в ремонт холодильник, имеющий гарантию?
, вопрос №6917, Пользователь, г. Тосно
160 ₽
Вопрос решен
Защита прав потребителей
Возврат товара надлежащего качества
Добрый день! В начале января приобрела в магазине пальто. На второй день после покупки обратилась к продавцу в магазине с заявлением о возврате товара (пальто не подошло по фасону, рассмотреть этот факт при примерке не удалось). Хотела получить возврат денежных средств. В тексте заявления сослалась на закон О защите прав потребителей, где четко указано, что деньги мне должны вернуть в течение трех дней со дня возврата товара в магазин и подачи заявления. Продавец сказал, что деньги вернет только через 10 дней. Собираюсь обращаться в суд, чтобы взыскать неустойку с продавца. Скажите, пожалуйста, на какой закон ссылаться при подаче иска? На основании каких статей осуществляется защита прав потребителя при возврате товара надлежащего качества?
, вопрос №3487, Олег Синичкин, г. Москва
Ищете ответ? Спросить юриста проще
или8 499 938-65-20
Дата обновления страницы 26.12.2012