Консультируйтесь с юристом онлайн

368 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
  1. Интеллектуальная собственность
  2. Авторские и смежные права

Недобросовестная реклама

Реклама является одним из способов быстро донести информацию о продукте или услуге до большого числа потенциальных потребителей. Однако современный рынок пестрит всевозможными объявлениями, и желание выделиться на фоне конкурентов порой заставляет рекламодателей использовать не совсем порядочные методы борьбы.

Недобросовестную рекламу в РФ использовать запрещено согласно федеральному законодательству. Федеральная антимонопольная служба строго следит за соблюдением этого, в случае необходимости проводит расследование и передает дело в суд. Нарушители могут быть привлечены к административной ответственности и понести наказание в виде штрафа и запрета на использовании запрещенной рекламы.

Что такое недобросовестная реклама

Реклама в России регулируется принятым в 2006 году федеральным законом «О рекламе», который устанавливает к ней определенные требования. Этот нормативный акт распространяется не только на любые упоминания о товаре, но также на вывески и указатели, аналитические и справочно-информационные материалы, политическую рекламу и сообщения органов государственной власти.

Согласно данному закону, недобросовестные и недостоверные материалы рекламного характера использовать запрещено. К такого рода раскрутке относится:

  1. Неэтичная - нарушающая общепринятые моральные нормы, а также порочащая честь и достоинство, деловую репутацию кого-либо, в том числе и конкурентов. К подобной рекламе относится та, в которой могут применяться сравнения относительно профессий, религий, расы, национальности, возраста, политических убеждений, национальной валюты. Слова, образы, в том числе и косвенные, используемые в раскрутке, не должны затрагивать достоинство и репутацию физических и юридических лиц, порочить национальное культурное достояние или государственные символы.
  2. Некорректная - в которой любой продукт, будь то товар или услуга, сравнивают с конкурентным и выставляют более привлекательным: дешевым, надежным, качественным и т.д. Такого рода информация всегда затрагивает интересы третьих лиц и может быть отнесена к недобросовестной конкуренции. Причем утверждение об уникальности или превосходстве товара, без упоминания продукции конкурентов, также может быть отнесено к недобросовестной рекламе судом при рассмотрении спорных дел. Упоминания типа «номер №1», «лучше, чем другие» могут послужить поводом для жалобы в соответствующие инстанции, если рекламодатель не сможет объективно доказать утверждения подобного типа.
  3. Ложная, неточная или искаженная информация, способная принести убытки другому юридическому лицу, повредить его деловой репутации или причинить вред здоровью потребителей.
  4. Рекламирующая продукцию, продажа и распространение которой запрещены в конкретном месте или в данное время, либо товар, аналогичный запрещенному или схожий с ним. Чаще всего подобным образом производители раскручивают алкогольную продукцию, реклама которой связана с наибольшими ограничениями.
  5. Информация, способная ввести потребителей в заблуждение относительно свойств товара, его характеристик, способа изготовления, условий обслуживания и эксплуатации, срока годности, наличия декларации соответствия, гарантийных обязательствах, результатах испытаний при производстве, предоставления определенных прав и возможностей обладателю и т.п. Такой недостоверный пиар обычно используется для привлечения потребителей к товару или услуге не слишком высокого качества, а рекламодатель в данном случае злоупотребляет доверием потребителей, что также является нарушением.
  6. Рекламирующая продукцию, введение в оборот которой предполагало незаконное использование результатов интеллектуальной собственности.
  7. Разглашающая информацию, являющуюся служебной или коммерческой тайной о товаре без согласия на то ее законного владельца.
  8. Скрытая реклама, оказывающая неосознанное воздействие на восприятие потребителя. Это могут быть упоминания о продукте или услуге в СМИ, которые не являются официально рекламными.

Таким образом, к недобросовестной раскрутке относится та, которая  не соответствует требованиям закона «О рекламе» и признается актом недобросовестной конкуренции, то есть противоречить законодательству РФ, общепринятым требованиям справедливости, морали и этики, причиняет вред конкурентам или наносит урон их деловой репутации.

Как доказать

Использование недобросовестной рекламы может стать поводом для административного наказания. Но это в том случае, если подобный факт удастся доказать в суде. Для этого необходимо будет написать жалобу в федеральную антимонопольную службу (ФАС) по месту жительства, которая проводит подобные расследования, и  представить не только саму рекламу (видео, аудио или напечатанную листовку, баннер), но и факты, подтверждающие нарушение законодательства.

В качестве доказательства причастности рекламных материалов к ненадлежащим могут быть использованы заключения независимых экспертов или протоколы испытаний, подтверждающие использование недостоверных сведений о продукте, статистика понесенных убытков в результате недобросовестных действий конкурентов, опросы общественного мнения и другое. Все это будет влиять на судебное решение.

Важно отметить, что каждый случай рассмотрения недобросовестной рекламы индивидуален, понятия, используемые в законе, порой весьма расплывчаты, а выигрыш дела напрямую зависит не только от наличия доказательств, но и юридического опыта в трактовке законодательства. Вот почему важно доверить представлять интересы дела в суде знающему специалисту.

Ответственность

В попытке выделиться на рынке рекламодатели часто забывают о том, что использования недобросовестной информации нарушает ФЗ «О рекламе» и «О защите конкуренции», что влечет за собой не только административную ответственность, но и предполагает наложение штрафов, то есть финансовые потери. За подобное нарушение рекламодатель, согласно ст. 14.3 КоАП РФ, может быть оштрафован на сумму от 40 до 500 тыс. рублей (до 5000 МРОТ). Кроме того, суд может постановить, в зависимости от конкретного дела, покрыть все убытки пострадавшей стороны, понесенные из-за нечестного пиара конкурента. 

Помимо этого, рекламодателю будет выдано предписание об устранении совершенного правонарушения. Иными словами, недобросовестную рекламу придется экстренно сворачивать, а это иногда приводит к дополнительным и весьма ощутимым финансовым потерям. Если в установленный законом срок нарушение не будет устранено, рекламодателя уже оштрафуют по 19.5 статье КоАП РФ. Сумма штрафа в пользу государства вновь может составить полмиллиона рублей. Нерадивый пиарщик имеет право обжаловать предписание суда, на это у него будет три месяца с момента вручения решения по делу.

Создавая и выпуская на рынок рекламу, юридическому лицо прежде всего, стоит проверить, не является ли она недобросовестной с точки зрения действующего законодательства. Неэтичные сравнения и приемы, искаженная информация, упоминание в неприглядном свете товаров конкурентов, используемые в рекламных материалах, могут привлечь внимание не только потенциальных потребителей, но и представителей ФАС. А если последние смогут подтвердить факт недобросовестности, дело может закончиться штрафом, привлечением к административной ответственности и финансовыми потерями.


368 юристов сейчас на сайте

Последние вопросы по теме «недобросовестная реклама»

Все темы
Искать

Акция фастфуда

Дают вот такой вот флаер. Написано что при покупке одной порции вторая в подарок. Никаких правил не написано. По факту в подарок дают маленькую порцию при покупке большой. При покупке маленькой порции акция не работает. Мне кажется или правила акции...

15 Июня 2017, 20:17, вопрос №1668551 Станислав, г. Москва

Вопрос: Мы использовали "запрещенное" слово "Лучшие компании города". Что нам за это может быть?

Добрый день! Заказали рекламу на дверных ручках (хангеры) с таким содержанием: постоянные скидки на все товары для автомобилей от лучших поставщиков города. Заходите на сайт ..... и получите скидки. На сайте несколько десятков компаний дают скидку...

02 Июня 2017, 16:48, вопрос №1655688 Александр Владимирович Бабаджанян, г. Москва
500 стоимость
вопроса
вопрос решен

Получите совет юриста за 15 минут!

368 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут

О правомерности в рекламе

Подскажите, пожалуйста. Вопрос касается ФЗ о рекламе. Если на сайте написано, что предоставляются бесплатные образцы продукта и бесплатная доставка. Клиент оставляет емэйл и ему на почту приходит письмо, что на деле необходимо сделать заказ,...

16 Мая 2017, 09:07, вопрос №1637209 Мария, г. Санкт-Петербург
500 стоимость
вопроса
вопрос решен
Все услуги юристов в Москве
Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Законно ли упоминание названий конкурирующих фирм в рекламном объявлении?

Здравствуйте! Законно ли использование названий известных компаний-конкурентов в сравнительном анализе цен? Говоря конкретнее, имеем ли мы право как розничная ювелирная компания написать "У нас такое-то кольцо стоит 5000р, а в sunlight - 8000р...

10 Мая 2017, 16:42, вопрос №1632639 Екатерина, г. Москва

Куда жаловаться на недобросовестную рекламу?

Добрый день! Билайн прислал СМС с предложением подключить бесплатно услугу. После подключения без уведомления стал ежедневно взимать плату. Как квалифицировать сие «деяние» и куда обращаться?

02 Мая 2017, 16:52, вопрос №1626934 Юрий, г. Ростов-на-Дону

Реклама недобросовестная конкуренция

История такая, мы запускаем в небольшом городе рекламу в лифтах, у нас все по закону провели общедомовые голосования заключили договора с управляющей компанией согласно которым все деньги идут на спец счёт дома и распоряжаться могут ими только...

13 Апреля 2017, 18:42, вопрос №1607684 Александр, г. Челябинск
500 стоимость
вопроса
вопрос решен

Что делать, если недобросовестный конкурент слизал название, сайт?

Недобросовестный конкурент использует название нашей компании как название своего товара и компании (юр лицо у него другое, но оно не фигурирует в разговоре и рекламе). Мы доставляем воду, работаем 17 лет. Название не зарегистрировано как тм, только...

06 Апреля 2017, 16:03, вопрос №1599704 Макс, г. Волгоград
489 стоимость
вопроса
вопрос решен

Можно ли указывать в рекламе информацию о подарках посетителям?

Сделали на афише пометку "каждому посетителю подарок". Будем выдавать сувениры при входе независимо от того, купил ли посетитель билет. Макет афиши https://yadi.sk/i/YBJ71_TT3GNVUw Можно ли указывать подобную информацию в соответствии с законом?...

27 Марта 2017, 10:59, вопрос №1586279 Александр, г. Ростов-на-Дону
289 стоимость
вопроса
вопрос решен

Претензия только на БАШИНФОРМСВЯЗЬ и какой орган контролирует работу данного оператора

БАШИНФОРМСВЯЗЬ, Ростелеком, и я заключили договор о предоставлении услуг связи, интернет и интерактивное телевидение. В рекламе указано, что оборудование предоставляется бесплатно. В договоре указана рассрочка 36 месяцев за приставку интерактивного...

13 Марта 2017, 13:51, вопрос №1569406 Тимур, г. Уфа
900 стоимость
вопроса
вопрос решен

Реклама на авто

я физическое лицо, я имею право разместить на свой автомобиль рекламный банер (нанести рекламу на кузов) об оказании мною услуг (к примеру ремонт квартир, проектирование и изготовление кухни, частные перевозки, обучение плотницкому делу) или какую...

06 Марта 2017, 08:31, вопрос №1561901 Иван, г. Санкт-Петербург

Какая статья регулирует, если арендаторы дали рекламу о закрытии нашего магазина?

Здравствуйте, Ситуация такая: я предприниматель, в помещении, где я снимаю площадь, часть сдается в аренду, арендаторы, снимающие эту площадь на один день дали рекламу (расклеили плакаты, распространили по почтовым ящикам листовки) где моя...

03 Марта 2017, 21:02, вопрос №1559894 Жанна, г. Казань

Возможно ли использовать название компании Apple для информирования о том какие бренды и модели мы ремонтируем

Мы сервис по ремонту гаджетов и хотели бы на вывеске указать какие бренды ремонтируем, что если сделать внизу сноску типа бренд Apple принадлежит компании apple inc. и используется сугубо для информирования о том какие бренды мы ремонтируем?...

13 Февраля 2017, 15:09, вопрос №1537480 Галина, г. Москва
1300 стоимость
вопроса
вопрос решен

Можно ли как-то обезопасить себя от штрафов за недобрасовестную рекламу, если вдруг рекламная компания будет нарушать закон о рекламе по нашим товарам?

Добрый день! Не могли бы Вы прояснить ситуацию, (за консультацию со ссылками на закон и прецеденты я могу заплатить): 1 - мы компания, которая производит пищевые продукты, 2 - при рекламе этих продуктов запрещается создавать впечатление, что...

23 Января 2017, 14:35, вопрос №1509410 Виталий, г. Москва
1900 стоимость
вопроса
вопрос решен

Агентство недвижимости незаконно разместило мою квартиру на авито

Добрый вечер! Что делать, если агентство недвижимости незаконно разместило фотографии моей квартиры на авито? Оно дало объявление о сдаче в аренду моей квартиры. Когда туда звонишь, то там отвечают, что квартира уже сдана, но у них много еще есть...

13 Января 2017, 21:45, вопрос №1499197 Полина, г. Москва
500 стоимость
вопроса
вопрос решен

Как бороться с недобросовестной конкуренцией?

Здравствуйте! Вопрос по малому бизнеса. Я индивидуальный предприниматель. Занимаюсь изготовлением шоколада ручной работы. Всю продукцию делаю в арендованном цехе. Разрешительная документация на занятие пищевым производством имеется. Реализую...

04 Ноября 2016, 09:23, вопрос №1430425 Руслан, г. Калининград
400 стоимость
вопроса
вопрос решен

Гарантированный ответ в мобильном приложении и Telegram!

В наших мобильных сервисах юристы отвечают быстрее и ответ гарантирован даже на бесплатный вопрос.

Вопросы по темам

Все еще ищете ответ? Спросить юриста проще!

Не хотите ждать?
Звоните бесплатно! 8 499 705-84-25