Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
О правомерности в рекламе
Подскажите, пожалуйста.
Вопрос касается ФЗ о рекламе.
Если на сайте написано, что предоставляются бесплатные образцы продукта и бесплатная доставка.
Клиент оставляет емэйл и ему на почту приходит письмо, что на деле необходимо сделать заказ, а эти образцы предоставляются как подарок. Противоречит ли это законодательству, есть ли основания для нарушения в данном случае?
Если я подам заявление в ФАС, то будет ли штраф организации?
Что должно быть указано, чтобы это не было нарушением.
Вот например: http://цветнойсахар.рф/?utm_source=direct&utm_medium=cpc&utm_campaign=rsy&utm_content=3895796369
Если на сайте написано, что предоставляются бесплатные образцы продукта и бесплатная доставка. Клиент оставляет емэйл и ему на почту приходит письмо, что на деле необходимо сделать заказ, а эти образцы предоставляются как подарок. Противоречит ли это законодательству, есть ли основания для нарушения в данном случае?
Мария
Здравствуйте. На самом деле это выглядит как недостоверная реклама и может наступить ответственность по КоАП РФ, статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе.
Для того, чтобы это не противоречило законодательству на указанной страничке должно быть в скобках указано — (при условии оформления заказа).
Добрый день, Мария.
В данном случае будет иметь место нарушение законодательства о рекламе:
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 28.03.2017)
«О рекламе»
Статья 5. Общие требования к рекламе
1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
Ответственность грозит:
КоАП РФ, Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе
1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Здравствуйте, Мария!
На мой взгляд, в данном случае нарушается ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»:
7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Чтобы этого не происходило, должно быть написано примерно так «ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ и получите образцы БЕСПЛАТНО при заказе _____»
С Уважением,
Олег Рябинин.
Мария, добрый день! К сказанному коллегами добавлю разъяснения пленума ВАС РФ по вопросу недобросовестной рекламы
Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58
«О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“
28. Рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за размещение рекламы,в которой отсутствует часть необходимой информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, судам надлежит учитывать следующее.
Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частностио включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
При этом оценка такой рекламы осуществляетсяс позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
В соответствии со статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд может назначить экспертизу для разрешения вопросов о том, насколько та или иная информация, содержащаяся в рекламе, является воспринимаемой.
тут речь о мелком шрифте, даже в этом случае когда информация где то там формально есть суды могут придти к выводу о ее отсутствии, а уже когда ее нет по факту ни в каком виде суд и УФАС к такому выводу придут однозначно. По поводу бесплатной доставки было как то разбирательство в УФАС, потребитель обратился в УФАС с заявлением, что в баннерах контекстной рекламы была указана бесплатная доставка а на сайте продавца куда данный баннер приводил условия доставки были другими — при приобретении товара на определенную сумму. Отбиться удалось доказав, что спорные баннеры появляются только после посещения сайта где раскрыта полная информация об условиях бесплатной доставки и не посетив сайт потребитель данный баннер не увидит в принципе т.к. таким образом настроена реклама. В данном же случае ничего этого нет и отбиваться продавцу нечем
Добрый день! Формулировка рекламы от части соответствует действительности, т.к. подарок все же предоставляется. Как указали коллеги, да, штраф по 14.3 КоАП РФ предусмотрен, для ООО даже весьма крупный от 100 тыс., но применяется он исходя из практики, либо при повторном доказанном длящемся нарушении ФЗ О рекламе, либо когда лицо отказывается предоставлять сведения в ФАС по данному в вопросу. В том случае, если организации относится к субъекту среднего и малого бизнеса, и ответит на все запросы ФАС, будет присутствовать на всех заседаниях при рассмотрении дела, при составлении протокола, при вынесении Решения (отмечу, что данное дело будет рассматриваться самим ФАС, во внесудебном порядке), то в этом случае будет только ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Весь вопрос, какую цель вы при этом преследуете, добиться именно штрафа, либо подкинуть им работы. Если вы напишите жалобу, организации придется готовить много бумаг и ходить по заседаниям. В том случае, если вас интересует исключительно штраф, а он вряд ли будет, если организация до этого не привлекалась, то можете просто зарегистрироваться на сайте ФАС, и написать свое обращение в электронном виде. Ответ на ваше обращение вам также поступит в электронной форме на адрес электронной почты.
Не ответил на этот вопрос. Если Вы подадите заявление в ФАС, то по Вашему обращению будет назначена проверка и в случае, если ФАС придет к выводу о том, что это действительно недостоверная реклама, будет возбуждено административное дело по указанной мной и коллегами статье КоАП и вынесено постановление о привлечении организации к административной ответственности.