Правовед.ру в твоем кармане. Юрист онлайн 24/7

Установите приложение и получите скидку 15% на оплату вопроса

Скидка 15% при оплате вопроса в приложении Правовед.ру по промокоду Pravoved2022

Промокод: Pravoved2022

8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Защита от коллекторов

Все отношения между коллектором и должником регулирует Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» от 03.07.2016 № 230-ФЗ (далее - Закон №230-ФЗ). Как осуществляется защита от взыскателей, которые действуют не по закону, расскажем в представленном материале.

Что делать, если угрожают коллекторы?

В соответствии со ст. 6 Закона №230-ФЗ коллекторам банка запрещается при общении с должником осуществлять следующие действия:

  • применять физическую силу или угрожать ее применением;
  • уничтожать или повреждать имущество, угрожать подобными действиями;
  • психологически давить на должника, применяя выражения, которые унижают его честь и достоинство;
  • вводить гражданина в заблуждение относительно характера долга, рассмотрения спора о взыскании долга в суде, отношения кредитора к органам государственной власти или местного самоуправления.

Если взыскатели долгов предпринимают хотя бы одно из вышеперечисленных действий, то защита от коллекторов может проходить по следующему плану:

  • для начала необходимо попросить человека, который вам звонит, представиться. Он обязан это обязан в силу положений ч. 6 ст. 7 Закона №230-ФЗ;
  • далее следует записать телефонный разговор либо сохранить письма, в которых взыскатель угрожает расправой. Именно это позволит гарантированно привлечь его к ответственности;
  • после этого необходимо составить жалобу и направить ее в органы государственной власти.

В зависимости от того, какое нарушение допустили сотрудники коллекторского агентства, жалобу подать можно в один из следующих государственных органов:

  • Федеральная служба судебных приставов – данный орган осуществляет общий надзор за коллекторской деятельностью. Если взыскатели грубят, звонят в ночное время, то именно ФССП может привлечь их к дисциплинарной ответственности;
  • НАПКА (национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств) – данный орган, по сути, является саморегулируемой организацией и может привлечь агентство к материальной ответственности;
  • финансовый омбудсмен – данное лицо осуществляет примирение по вопросам размера задолженности, а также начисления процентов и штрафов за ее просрочку. Привлечением к ответственности за нарушения законодательства оно не занимается;
  • МВД либо Следственный комитет. Эти ведомства помогают в защите от банков и коллекторов. Если сотрудник агентства угрожает убийством либо причинением вреда жизни, здоровью или имуществу должника, и при этом есть основания опасаться таких действий, то правоохранительные органы вправе возбудить уголовное дело;
  • Роскомнадзор – если взыскатели допустили нарушение при работе с персональными данными должника, например, разместили в интернете подробности его частной жизни без его согласия, то данный орган может привлечь их к административной ответственности за подобное правонарушение.

Также на нарушения можно пожаловаться в Центральный Банк РФ, который осуществляет надзор за их деятельностью.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 7 Закона №230-ФЗ при контакте коллектора банка и должника существуют следующие ограничения.

  • звонить можно только с 8-00 до 22-00 часов в будние дни, а в выходные и праздничные дни - с 9-00 до 20-00. Также существует ограничение на количество звонков - не более 1 раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц;
  • личные встречи можно проводить не более 1 раза в месяц.

Перед тем как общаться с должником о возврате долга по телефону, коллектор, в силу положений ч. 4 ст. 7 Закона №230-ФЗ, обязан сообщить следующую информацию:

  • свои данные - фамилию, имя и отчество;
  • сведения о кредиторе (его наименование и организационно-правовую форму).

Права коллекторов

Права коллекторов банка указаны в ст. 4 Закона №230-ФЗ. Взыскатели могут:

  • лично встречаться с должником;
  • осуществлять телефонные переговоры;
  • направлять по месту проживания гражданина письма.

Для осуществления иных способов взаимодействия между коллектором и должником должно быть заключено соглашение. Например, чтобы взыскатель мог звонить знакомым или родственникам человека, последний должен дать свое согласие. Это один из способов защиты от банков и коллекторов. Такое соглашение должно конкретно описывать дополнительные способы взаимодействия.

Если должник не желает общаться с взыскателем, он имеет право направить ему нотариально заверенное письмо по почте заказным письмом с уведомлением. В таком случае сотрудник агентства не имеет права использовать дополнительные методы взаимодействия (ч. 1 ст. 4 Закона №230-ФЗ).

Коллектор имеет право общаться с членами семьи гражданина либо с третьими лицами, которые имеют отношение к нему, только при одновременном наличии следующих условий:

  • должник дал письменное согласие на контакт с членами своей семьи;
  • третьи лица не возражают против такого контакта.

Кроме того, существует ряд лиц, которым коллекторы не имеют права ни звонить, ни проводить с ними личные встречи. К таким лицам, в силу положений ч. 1 ст. 7 Закона №230-ФЗ, относятся :

  • граждане, признанные банкротами;
  • недееспособные лица;
  • пациенты медицинских учреждений;
  • несовершеннолетние.

Указанные выше лица или их представители должны предоставить коллектору документы, которые подтверждают данные обстоятельства. Это будет гарантией их защиты. В случае, если документы не предоставлены, взыскатель имеет полное право звонить или проводить личные встречи с этими лицами (ч. 2 ст. 7 Закона №230-ФЗ).

Правовая защита должников

Под правовой защитой от коллекторов понимается комплекс действий, которые предпринимает должник либо его представитель при взаимодействии с взыскателями.

К наиболее распространенным методам защиты можно отнести:

  • обращение в суд с иском о признании договора займа недействительным;
  • обжалование действий коллектора в органах государственной власти;
  • реструктуризация задолженности по договору займа в принудительном порядке;
  • расторжение договора займа в связи с нарушением кредитором норм закона.

Как правило, у обычного гражданина нет юридических познаний, которые позволили бы ему грамотно защищаться от недобросовестных действий. В таком случае необходима помощь специалиста.

Закон

До 2016 г. деятельность взыскателей почти не регулировалась. Основной нормой, на основании которой действовали взыскатели, являлась ст. 24 ГК РФ. Она определяет процедуру перехода долга от банка к коллекторскому агентству.

С 2016 года деятельность работников таких агентств стала регулироваться Законом №230-ФЗ. Он определил их обязанности и права.

Кроме того, деятельность взыскателей стала лицензироваться. Если организация в качестве основного вида своей деятельности взыскивает долги, она должна получить лицензию и быть зарегистрированной в реестре коллекторских организаций.

Для того, чтобы грамотно противостоять незаконным действиям взыскателей и в полной мере осуществлять свою защиту, необходима не только психологическая устойчивость, но и юридические познания, которые позволят либо признать договор займа недействительным, либо привлечь взыскателя к ответственности за нарушение законодательства.

В случае, если вы считаете, что коллектор нарушил ваши права, мы рекомендуем вам обратиться к юристам нашего сайта, которые помогут отстоять ваши интересы.

Последние вопросы по теме «коллекторы банка»

Фильтры
По вашему запросу ничего не найдено
Ищете ответ? Спросить юриста проще
или8 499 938-65-20
Другие популярные темы