Правовед.ру в твоем кармане. Юрист онлайн 24/7

Установите приложение и получите скидку 15% на оплату вопроса

Скидка 15% при оплате вопроса в приложении Правовед.ру по промокоду Pravoved2022

Промокод: Pravoved2022

8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Камеральная налоговая проверка

Налоговые отчисления, сборы и страховые взносы граждан и организаций в государственные бюджеты являются одним из основных источников их формирования. По этой причине Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - ФНС РФ) занимается не только сбором данных платежей, но и контролем над правильностью их расчета и начисления. С этой целью проводятся мероприятия двух видов: камеральная и выездная налоговые проверки. С первой плательщики сталкиваются чаще, так как она организуется при сдаче каждой декларации. Поскольку сотрудники ФНС не обязаны сообщать о ее проведении, то у многих граждан и организаций возникает множество вопросов, когда они получают уведомление о выявленных нарушениях. В данной статье мы подробно рассмотрим процедуру камеральной налоговой проверки.

Понятие

В ст. 82 НК РФ говорится, что камеральная проверка является одной из форм налогового контроля. Она призвана определить:

достоверность сведений, представленных гражданами и организациями;

верность расчетов налогов и сборов;

соответствие представленных в ФНС РФ деклараций правилам их заполнения;

полноту соблюдения налогоплательщиками законодательных норм, касающихся их обязательств.

Основанием для проведения данного контроля является поданная в инспекцию декларация по конкретному налогу. В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная проверка осуществляется уполномоченным органом ФНС РФ, в который была подана отчетная документация. Согласно действующему законодательству плательщик обязан сдавать декларацию в тот орган ФНС РФ, в котором он состоит на учете. Индивидуальные предприниматели регистрируются по месту прописки, а организации - по юридическому адресу, месту нахождения филиалов или имущества (недвижимости, транспорта).

Чтобы инициировать камеральную проверку, сотруднику ФНС РФ не нужен специально изданный приказ или распоряжение руководства. Сам факт сдачи лицом налоговой декларации становится предпосылкой для организации контроля в рабочем режиме.

Нормативно-правовое регулирование

Контролирующая функция закреплена за налоговыми органами ст. 32 НК РФ. Основные правила проведения камеральной проверки и ее сроки обозначены в ст. 88 гл. 14 НК РФ. Но данный нормативный акт не содержит подробной методики по организации процедуры. По этой причине ФНС РФ в 2013 году выпустила официальное письмо № АС-4-2/12705 (далее – Письмо № АС-4-2/12705), в котором дала рекомендации по порядку осуществления данного вида контроля.

Кроме указанных нормативных актов, сотрудники ФНС руководствуются другими законами, определяющими порядок расчета и правила заполнения налоговых деклараций.

Порядок проведения

Проведение камеральной налоговой проверки регламентировано п. 2.4 Письма № АС-4-2/12705, а порядок включает нескольких этапов:

Принятие на рассмотрение деклараций и ввод данных, содержащихся в них, в автоматизированную информационную систему налоговых органов (далее - АИС «Налог»). Информация берется как с документа, поданного в письменном виде, так и представленного в электронной форме. Электронная программа в автоматическом режиме проверяет расчеты.

Для их оценки используются соотношения контрольных показателей по различным видам налогов. Применяемые формулы размещены на официальном сайте ФНС РФ и могут быть использованы бухгалтерами и экономистами коммерческих структур для контроля правильности заполнения деклараций. Соотношения показателей внедрены в ряд специализированных программных продуктов, с помощью которых коммерческие структуры ведут финансовый и бухгалтерский учет.

В автоматическом режиме осуществляется контроль деклараций. При его реализации используют все те же контрольные соотношения, действующие внутри одного расчета и между несколькими документами. На основе выявленных ошибок специалисты камерального отдела ФНС РФ ежедневно формируют отчеты, размещают их в единой информационной базе для дальнейшего использования во время проверок.

Если АИС «Налог» обнаружила несоответствие контрольных соотношений в декларируемых расчетах, то они подвергаются углубленной проверке. В рамках такого мероприятия инспекция может запросить у налогоплательщика дополнительные документы. На данном этапе сотрудники камерального отдела:

сравнивают между собой показатели рассматриваемой декларации с данными, указанными в декларациях предыдущих налоговых периодов;

контролируют взаимосвязь информации проверяемого расчета с данными деклараций по другим налогам и сборам, бухгалтерской отчетностью;

определяют достоверность поданной декларации на основании информации, которая есть в наличии в ФНС РФ.

Кроме несовпадения параметров контрольных соотношений в расчетах, причиной проведения углубленной камеральной проверки может послужить применение организацией или гражданином различных налоговых льгот и вычетов.

Оформляются результаты камеральной проверки. При отсутствии в расчетах ошибок, инспекция не обязана уведомлять гражданина или организацию о проведенной инспекции. В противном случае нарушителю направляется акт о допущенных недочетах с требованием исправить их.

Работники ФНС РФ могут обязать налогоплательщика лично прийти в камеральный отдел для дачи объяснений по допущенным нарушениям.

Акт и другие документы камеральной налоговой проверки

Для проведения процедуры инспекция использует все бумаги налогоплательщика, которые он представлял при подаче рассматриваемой декларации, а также при расчетах налогов и сборов в предыдущих периодах. В п. 1 ст. 31 НК РФ говорится, что сотрудники ФНС РФ вправе требовать у плательщика любые документы, которые необходимы им для осуществления контроля.

По факту обнаружения в декларируемых расчетах ошибок работники инспекции составляют акт камеральной налоговой проверки. В соответствии со ст. 100 НК РФ данный документ должен содержать:

дату его составления, подписи лиц, которые проводили инспекцию;

полное и сокращенное название проверяемой организации, имя, отчество и фамилию индивидуального предпринимателя или гражданина. Если процедура проводится по месту нахождения отдельного подразделения плательщика, то дополнительно указывается его наименование;

имена, отчества и фамилии лиц, которые осуществляли камеральную проверку, а также их должности и налоговый орган, где они работают;

список документов, подаваемых с целью реализации процедуры налогового контроля;

период, в рамках которого осуществлялась проверка;

юридический адрес организации или место прописки гражданина (индивидуального предпринимателя);

перечень и краткая информация о мероприятиях, проведенных во время камеральной проверки;

сведения об обнаруженных нарушениях, подтвержденных документально;

итоги;

предложения сотрудников ФНС РФ по устранению выявленных недочетов с указанием номера статьи НК РФ, где обозначена ответственность за допущенные нарушения.

Образец акта камеральной проверки содержится в приложении 5 Приказа ФНС РФ № САЭ-3-06/892@ от 25.12.2006 года.

К составленному акту должны быть приложены документы, которые подтверждают допущенные нарушения. В их число не входят бумаги, полученные от проверяемого лица. Если в прилагаемых документах есть сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну, то представляются выписки из них.

Для устранения выявленных нарушений налогоплательщик обязан представить в ФНС РФ уточненные декларации, которые проходят такую же процедуру государственного контроля. Они имеют ту же форму, что и основные, только в их названии конкретизируется, что расчет является уточненным.

Срок проведения

Моментом начала данной процедуры считается день, следующий за датой сдачи налоговой декларации. Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ у сотрудников ФНС РФ есть 3 месяца, чтобы провести все необходимые действии по камеральной проверке документа и вынести решение по ее результатам. Любое действие работников инспекции, связанное с процедурой контроля, в частности, истребование у плательщика дополнительных документов, будет противозаконным и может не исполняться. Оформление акта по результатам проведенной процедуры осуществляется за пределами трехмесячного периода.

По прошествии положенного срока может возникнуть ситуация, когда для доказательства факта нарушения налогового законодательства необходимы документы, которые ранее не представлялись. П. 6 ст. 101 НК РФ предусмотрено продление периода камеральной проверки на 1 месяц. Это решение принимается начальником инспекции или его заместителем.

Когда организация или гражданин не подали декларацию в установленный законодательством РФ срок, тогда налоговый орган вправе инициировать камеральную проверку плательщика при наступлении такого срока. Процедура длится не более 3 месяцев. Если во время ее проведения гражданин или организация представляет декларацию, то текущий контроль прерывается и начинается новый с возобновлением трехмесячного периода. Это же правило действует при подаче налогоплательщиком уточненной декларации по своей инициативе.

Акт о результатах проведенной инспекции должен составляться только в случае обнаружения нарушений. На его оформление отводится не более 10 рабочих дней с даты окончания проверки, а на передачу проверяемому лицу - 5 рабочих дней.

В случаях, когда дата прекращения проверки приходится на выходной или праздничный день, то моментом ее окончания считают ближайший рабочий день.

Особенности процедуры проведения

Основными отличиями камеральной проверки от выездной являются два момента:

Для инициирования процедуры контроля не нужно распоряжение руководства налогового органа. Она осуществляется в рабочем порядке по служебной необходимости.

Процедура проводится в инспекции, без выезда сотрудников на место расположения плательщика. Но с 01.05.2015 года работникам ФНС РФ разрешается проводить осмотр территорий проверяемого лица и его служебных помещений, если это необходимо для подтверждения выявленных нарушений законодательства.

Еще одной важной особенностью камеральной проверки считается возможность оспорить ее результаты.  Это право предоставлено согласно п. 6 ст. 100 НК РФ в следующих случаях:

когда налогоплательщик не согласен с ее итогом, выводами и предложениями, сделанными специалистами ФНС РФ.

если в акте имеются недочеты и ошибки.

Возражения оформляются в письменном виде в свободной форме. Документ должен содержать:

полное название организации или фамилию, имя и отчество гражданина (индивидуального предпринимателя);

адрес регистрации юридического лица или адрес прописки физического лица;

ИНН и КПП (для организаций);

дату подачи документа;

название территориального органа ФНС РФ, куда представляются возражения;

данные работника налогового органа, который осуществлял проверку;

сведения о декларации, включающие наименование налога и расчетный период;

даты начала и завершения камеральной проверки;

непосредственно сами претензии, с указанием обоснованных причин их возникновения;

сумму пени и штрафов, которые незаконно начислены.

К возражениям необходимо приложить документы, подтверждающие правоту заявителя. Указанные претензии не должны относиться к нарушениям, допущенным во время проведения камеральной проверки. Они направляются на имя руководителя налогового органа не позднее 1 месяца с даты получения акта.

Подача возражений не является обязанностью проверяемого лица, это его право, которое необходимо использовать для того, чтобы отстоять свои интересы не только на уровне регионального органа ФНС РФ. В случае неправомочного отказа его специалистов в удовлетворении претензий, претензию следует направить в вышестоящее учреждение или в суд.

Чтобы обеспечить безусловное выполнение налогоплательщиками требований работников ФНС РФ, за их нарушение предусмотрены наказания:

за непредоставление документов, запрошенных сотрудником инспекции, - штраф, сумма которого рассчитывается исходя из 200 рублей за каждую не поданную бумагу (ст. 126 НК РФ);

вызванное в налоговую инспекцию лицо не явилось без уважительной причины - штраф в государственный бюджет для граждан - от 500 до 1 тысячи рублей; для должностных лиц - от 2 000 до 4 000 рублей (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

В данной статье мы рассмотрели только общие вопросы, касающиеся камеральной налоговой проверки. Расчет каждого налога, сбора или страхового платежа имеет свои нюансы, которые надо учесть в конкретной ситуации. Если вы получили акт и не знаете, что предпринять в данной ситуации, профессиональные юристы сайта Правовед.RU всегда придут на помощь. Подробно расскажите о своей проблеме, и мы предоставим пути решения возникшей проблемы.


Последние вопросы по теме «камеральная налоговая проверка»

Фильтры
Налоговое право
Камеральная проверка
Вправе ли налоговый орган провести повторную камеральную проверку налоговой декларации по вновь открывшимся обстоятельствам (получение информации от органов внутренних дел), если ранее в отношении этой декларации уже была проведена камеральная проверка?
, вопрос №329262, Елена, г. Белгород
Налоговое право
Чем грозит не явка в ФНС для врученя акта камеральной проверки
Доброе время суток! После продажи автомобиля (в ноябре 2012) не вовремя подали 3-НДФЛ (30.08.2013). Прислали письмо (не заказное) с вызовом в ФНС для вручения акта камеральной налоговой проверки по декларации. уведомление без печати, под роспись не вручено (бросили в почтовый ящик). Что это? Чем грозит игнор? Благодарю за участие. Иван.
, вопрос №322100, Иван, г. Москва
Есть вопрос? Задайте его всем юристам сайта!
Налоговое право
Ответственность номинального директора
В этом году я стал номинальным директором по просьбе друга, через четыре месяца мне стали приходить письма из налоговой инспекции, из которых следовало, что я должен явиться на рассмотрение материалов по акту камеральной налоговой проверки. Я попросил друга ликвидировать эту фирму, но он не согласен на ликвидацию, предлагает мне переоформить организацию на другое лицо. Скажите пожалуйста, если фирма будет переоформлена на другого человека, кто должен будет платить налоги и штрафы, которые уже есть, я или новый гендиректор? Спасибо за ответ.
, вопрос №278108, Лавриненко Элла, г. Санкт-Петербург
Налоговое право
Выездная налоговая проверка
Организация создана в 2012 году. Имеет ли налоговый орган проводить выездную налоговую проверку за этот период в 2013 году.
, вопрос №151246, Анастасия, г. Людиново
Налоговое право
Налоговая проверка при банкротстве финансовой организации
1.Обязан ли арбитражный управляющий сдавать налоговые декларации?? 2.Правовые основания камеральной проверки во время процедур банкротства?? 3.Как проходит камеральная проверка при банкротстве предприятия?
, вопрос №111784, Евгения Наумова, г. Стерлитамак
Все
Налоговая проверка
Налоговая проверка на каком основание? наличие документов проверяющего налогового сотрудника?срок налоговой проверки?
, вопрос №102022, Иван Петров,
300 ₽
Вопрос решен
Все
Налоговая проверка ИП
В октябре 2012 г. открыто ИП. Сдана декларация и книга доходов и расходов в установленный срок. Расходы не превысили доходы (Д. 946787,00 Р. 920531,00 разница составила 26256,00 Х 15% = 3938,00; считаем минимальный 946787 Х 1% = 9468). В декларации к уплате отражено 9468,00. через неделю позвонили из налоговой и сказали, что нужно предоставить документы для проверки, или уменьшить расходы чтобы не было минимального налога. Имеют ли право налоговики проверять ИП который успел в 2012 г. проработать всего три месяца.
, вопрос №56584, Елена Афанасьева, г. Омск
300 ₽
Вопрос решен
Налоговое право
Налоговая не информировала о начале проверки ИП и причинах, правомерно ли это?
Всем моим контрагентам (я -ИП, ЕНВД) пришли письма от налоговых с запросом из моей налоговой документов за весь период сотрудничества со мной (1,5-2 года). В письмах не указана причина проверки ( нет номера распоряжения о начале проверки, не указан вид проверки, причины). Меня также не уведомляли о начале проверки и причинах. Декларации все поданы, налоги заплачены. Законно ли это? Что предпринять мне в данной ситуации? Заранее благодарю если ответите!
, вопрос №16507, Тимур, г. Санкт-Петербург
200 ₽
Вопрос решен
Налоговое право
Как проводятся внеплановые налоговые проверки?
Я зарегистрировалась индивидуальным предпринимателем на упрощенной системе налогообложения. Арендую место в торговом центре. Продаю кухонные принадлежности. Веду книгу учета доходов. Как и все предприниматели боюсь внеплановых проверок налоговых органов. Скажите, по каким основаниям налоговые инспекторы могут прийти ко мне с налоговой проверкой? Знаю, что плановые налоговые проверки проводятся раз в 3 года и об их проведении заранее предупреждают. А о внеплановых налоговых проверках не знаю ничего. На них установлена какая-то периодичность? От них можно как-то защититься?
, вопрос №13283, Пользователь, г. Санкт-Петербург
210 ₽
Вопрос решен
Налоговое право
По каким правилам и как часто могут быть плановые проверки ИП?
Я ИП, скоро налоговая проверка. Арендую небольшое место на рынке. Занимаюсь ремонтом обуви. Зарегистрирован ИП уже больше двух лет. Декларацию в налоговую инспекцию сдаю в сроки, налоги тоже оплачиваю по предусмотренным числам. Правда боюсь, что ко мне скоро придет плановая налоговая проверка. Раньше я плановых проверок ИП не переживал. Абсолютно не знаю как себя вести в подобной ситуации, что отвечать, какие документы показывать, а о каких лучше промолчать. А может просто молчать и давать лишь те документы, которые инспекторы будут запрашивать. Могли бы Вы меня посвятить, как проводятся плановые проверки индивидуальных предпринимателей и какого плана придерживаются налоговые представители при проведении плановых проверок ИП в 2014 году?
, вопрос №13146, Пользователь, г. Краснодар
500 ₽
Вопрос решен
Налоговое право
Камеральная налоговая проверка деятельности ИП: как правильно отчитываться?
Здравствуйте, я ИП. У меня магазин-кулинария, работаю 3 года с 2009 г. в налоговую отчитывалась по ЕНВД как розничная торговля, а за цех никак, потому что не знала, что на него нужен отчет. Теперь у меня камеральная проверка и считают цех по общей системе аналогичного предприятия, насчитали налог 1,5 млн. рублей. В цеху у меня работает 1 человек , производим очень мало. Нельзя разве посчитать цех по ЕнВД по общепиту.
, вопрос №11677, Маргарита, г. Самара
150 ₽
Вопрос решен
Налоговое право
Каков порядок проведения выездной налоговой инспекции и сколько она может длиться?
На нашем предприятии сложилась следующая ситуация. К нам с налоговой проверкой приехали соответствующие органы. Причём конкретная проверка началась фактически через неделю после вынесения решения о проверке. Длится эта проверка уже около 2,5 месяцев. На вопрос: «Сколько будет продолжаться это мероприятие?» налоговики ничего конкретно не отвечают. Говорят, сколько потребуется. Также нам было сообщено, что срок проведения проверки был увеличен в связи с проведением ремонтных работ у нас на предприятии (это длилось буквально два дня), так как на это время они вынуждены были прервать работу. На сколько увеличен срок они также не сообщили. Подскажите, пожалуйста, что гласит закон по этому поводу?
, вопрос №10173, Анна Петрова, г. Ростов-на-Дону
Ищете ответ? Спросить юриста проще
или8 499 938-65-20
Дата обновления страницы 18.12.2013