8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
300 ₽
Вопрос решен

Налоговая не информировала о начале проверки ИП и причинах, правомерно ли это?

Всем моим контрагентам (я -ИП, ЕНВД) пришли письма от налоговых с запросом из моей налоговой документов за весь период сотрудничества со мной (1,5-2 года). В письмах не указана причина проверки ( нет номера распоряжения о начале проверки, не указан вид проверки, причины). Меня также не уведомляли о начале проверки и причинах. Декларации все поданы, налоги заплачены.

Законно ли это? Что предпринять мне в данной ситуации?

Заранее благодарю если ответите!

, Тимур, г. Санкт-Петербург
Любовь Давлятчина
Любовь Давлятчина
Юрист, г. Санкт-Петербург
Эксперт

Добрый день.

1. Для начала проведения камеральной проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ).

2. О начале камеральной проверки Вас извещать не обязаны. Проверка проводится по каждой представленной декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Узнать о том, что в вашем случае проводится углубленная камеральная проверка, вы можете только тогда, когда налоговый орган запросит у вас пояснения, истребует документы, начнет встречную проверку ваших контрагентов и т.п.
Это вполне законно. Законодательство не обязывает налоговые органы ставить вас в известность о том, что они будут проводить углубленную проверку вашей отчетности.

3. Камеральную проверку проводит та налоговая инспекция, в которую вы подали декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ).

4.Камеральная проверка должна быть завершена в течение трех месяцев с даты, следующей за днем представления налоговой отчетности (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).
5. в ходе камеральной проверки налоговый орган проверяет, соблюдает ли налогоплательщик налоговое законодательство (п. 2 ст. 87 НК РФ), для чего он вправе:

- истребовать документы у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, обладающих документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
- допросить свидетелей;
- назначить экспертизу;
- привлечь специалиста, переводчика;
- произвести выемку документов;
- осмотреть помещения и территории.

6. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. (ст. 88 п.3).

7. Если вы получили такое извещение (о наличии ошибки) - то в течение 5 дней Вы имеете право предоставить свои пояснения по данному факту.

1
0
1
0
Владимир Балашов
Владимир Балашов
Юрист, г. Москва
рейтинг 9.6
Эксперт

Здравствуйте! Если речь о выездной налоговой проверке то нк указывает в статье следующее

89

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

периоды, за которые проводится проверка;

должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

4. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

5. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Статья 89.1. Особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков

1. Выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков на территории (в помещении) ответственного участника этой группы и на территориях (в помещениях) иных участников этой группы на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у участника консолидированной группы налогоплательщиков отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка в отношении такого участника может проводиться по месту нахождения соответствующего налогового органа.

2. Решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков выносит налоговый орган, осуществивший постановку на учет ответственного участника этой группы.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства участника консолидированной группы налогоплательщиков не проводится.

В решении о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков указываются:

полное и сокращенное наименования участников консолидированной группы налогоплательщиков;

налоговые периоды, за которые проводится проверка;

должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Должностные лица, указанные в решении о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, могут принимать участие в проведении проверки по всем участникам консолидированной группы налогоплательщиков.

Форма указанного решения утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Проведение выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков в порядке, установленном статьей 89 настоящего Кодекса, не препятствует проведению самостоятельных выездных налоговых проверок участников этой группы по налогам, которые не подлежат исчислению и уплате указанной консолидированной группой налогоплательщиков, с отдельным оформлением результатов таких проверок.

4. Предметом выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков является правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль организаций по этой группе.

5. Выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года.

6. В случаях и порядке, которые предусмотрены пунктом 9 статьи 89 настоящего Кодекса, решение о приостановлении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков выносит руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, вынесшего решение о проведении такой проверки.

7. Повторной выездной налоговой проверкой консолидированной группы налогоплательщиков признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки этой группы за те же налоговые периоды.

8. Справка о проведенной выездной налоговой проверке вручается представителю ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков в порядке, установленном пунктом 15 статьи 89 настоящего Кодекса.

если же речь о камеральной проверке ( запрос документов) - то для этого как указала коллега выше специального решения не требуется. это же касается и ваших партнеров

0
0
0
0
Екатерина Харлей
Екатерина Харлей
Юрист, г. Новосибирск

Камеральные налоговые проверки как вид проводимых налоговыми органами налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов наряду с выездными налоговыми проверками предусмотрены в подп. 1 п. 1 ст. 87 части первой НК РФ. В пункте 2 указанной статьи определено, что целью как камеральной, так и выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Порядку проведения камеральной налоговой проверки посвящена ст. 88 части первой НК РФ, в п. 1 которой установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Необходимо обратить внимание на то, что право налоговых органов на проведение камеральных налоговых проверок не поставлено в зависимость от того, с какой периодичностью налогоплательщик представляет налоговую отчетность в налоговый орган. Камеральная налоговая проверка может быть проведена в связи с представлением каждого документа налоговой отчетности. Такое разъяснение дано в письме ФНС России от 18 декабря 2005 г. N 06-1-04/648 "О правомерности действий налогового органа" . Аргументы против данной позиции найти сложно.
Более того, согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20 марта 2007 г. N 16086/06 , по смыслу ст. 88 НК РФ проведение камеральной налоговой проверки является не правом, а обязанностью налогового органа. На основании этого Президиум ВАС РФ сделал вывод о том, что само по себе отсутствие решения налогового органа по результатам камеральной проверки документов не может влечь неблагоприятных последствий для налогоплательщика, действующего в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Данный вывод согласуется с правовой позицией КС РФ, выраженной в Определении от 12 июля 2006 г. N 266-О : поскольку решение об отказе в налоговом вычете выносится по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, налоговый орган не имеет права отказать налогоплательщику в налоговом вычете, если соответствующая налоговая проверка не была им проведена. В действующей же редакции ст. 176 части второй НК РФ (т.е. в ред. Закона 2006 г. N 137-ФЗ) прямо предусмотрена обязательность проведения камеральной налоговой проверки при представлении в налоговый орган налоговой декларации по НДС, в которой заявлено о возмещении суммы налога.

Действующая редакция части первой НК РФ не содержит ограничения по периоду, который может быть охвачен камеральной налоговой проверкой. Это предопределено тем, что ст. 81 части первой НК РФ, предусматривающая процедуру представления налогоплательщиком в налоговый орган уточненной налоговой декларации (иной уточненной налоговой отчетности), не ограничивает период, за который может быть представлена уточненная декларация (иная уточненная отчетность). Соответственно в случае представления уточненной налоговой декларации (иной уточненной налоговой отчетности) налоговый орган имеет возможность провести камеральную налоговую проверку за период, за который представлена уточненная декларация (иная отчетность), независимо от того, насколько этот период отдален от года проведения проверки.

Т.о. в отличие от выездных налоговых проверок действия налоговых органов по проведению камеральных налоговых проверок законны и правомерны.

0
0
0
0
Денис Иванов
Денис Иванов
Юрист, г. Калининград

Здравствуйте, Тимур.

Действия налоговой при осуществлении в отношении Вас камеральной налоговой проверки и встречных проверок Ваших контрагентов находятся в рамках действующего законодательства на основании статей 88 и 93.1 НК РФ, если названные выше нормы налоговой соблюдены. В противном случае незаконные действия налоговой Вы вправе обжаловать в вышестоящий орган или суд.

Так, в частности, что касается встречной проверки:

Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках
1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
3. Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
4. В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 настоящего Кодекса.
5. Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
6. Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса.
7. Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Что касается камеральной проверки:

Статья 88. Камеральная налоговая проверка
1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

0
0
0
0
Алексей Иванов
Алексей Иванов
Юрист, г. Москва

Добрый день, Тимур!

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку налогоплательщика, вправе истребовать у его контрагентов документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ контрагент, получивший требование о представлении документов, обязан его исполнить в течение 5 дней со дня получения или в тот же срок сообщить об отсутствии истребуемых документов. Отказ контрагента от представления запрашиваемых документов в силу п. 6 ст. 93.1 НК РФ влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.

При этом НК РФ не допускает возможность отказа от предоставления таких документов в виду неуказания в запросе на соответствующее распоряжение о проведении проверки, поэтому все сведения предоставлять в любом случае придется. Уведомить Вас налоговый орган будет обязан о рассмотрении результатов данной проверки для принятия по ней решения.

В соответствии с установленным порядком вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (п. 2 ст. 101 Налогового кодекса РФ).

При этом нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Если Ваши контрагенты являются вместе с Вами взаимозависимыми лицами, то согласно п. 3 ст. 105.17 НК РФ (в ред. Закона N 227-ФЗ) срок проведения проверки взаимозависимого лица исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении и до дня составления справки о проведении такой проверки.

О принятии указанного решения федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, уведомляет налогоплательщика в течение трех дней со дня его принятия.

В соответствии с п. 4 ст. 105.17 НК РФ (в ред. Закона N 227-ФЗ) проверка проводится в срок, не превышающий шесть месяцев. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до двенадцати месяцев по решению руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов. Основания и порядок продления срока проведения проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Поэтому, если с уплаченными Вами налогами по проведенным сделкам все в порядке, то беспокоиться пока не о чем, когда получите решение по результатам проверки, содержащее выявленные нарушения, тогда и стоит рассмотреть вопрос обжалования действий налоговой, в том числе относительно возможных нарушений процедуры проведения проверки.

0
0
0
0
Константин Жуков
Константин Жуков
Юрист, г. Санкт-Петербург
рейтинг 7.1

Доброго Вам дня!

Вопрос о предоставлении контрагентами налогоплательщика сведений и документов, в том числе по конкретным сделкам, регламентирован ст. 93.1 НК РФ:

- пунктом 1 установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

- пунктом 3 установлено, что налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

- пунктом 4 установлено, что в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). (Суды, правда, говорят, что без приложения копии поручения, Требования законны).

В указанном требовании в обязательном порядке указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации).

Налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика какие-либо документы и информацию, в том числе относящиеся к конкретным сделкам, без соответствующего обоснования необходимости получения таких документов или информации (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 N Ф04-3684/2008(6766-А75-14)).

Кроме того налоговый орган не вправе запрашивать в ходе камеральной проверки документы у контрагента налогоплательщика за период, не совпадающий с периодом проверки (Постановление ФАС Центрального округа от 09.08.2010 по делу N А68-13557/09) (Правда Минфин считает, что НК РФ не установлено ограничений по периоду, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (Письмо Минфина России от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519).

-------------------------------------------------------------

Налоговый орган вправе запросить такую информацию и документы в рамках камеральной налоговой проверки.

А её в свою очередь уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями могут провести без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки уведомление налогоплательщика не требуется.

-------------------------------------------------------------

Кроме того инспекция могла запросить информацию до проведения выездной налоговой проверки. Как известно срок выездной проверки ограниченный и налоговые не успевают провести проверку, для этого они до её проведения запрашивают информацию у контрагентов, так сказать готовятся.

Суды неоднозначно расценивают правомерность таких действий налоргов, ведь если ещё не было решения о проведении проверки, то с чего вдруг налорг запрашивает информацию.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 25.06.2012 N Ф09-5408/12 по делу N А71-11479/11 и ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 05.03.2011 по делу N А67-3581/2010 указывают, что истребовать документы у контрагентов налогоплательщика до начала выездной проверки правомерно.

А вот ФАС Центрального округа в Постановлении от 02.07.2009 по делу N А23-3784/08А-13-133 и ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 02.09.2010 по делу N А19-1676/10 указали, что истребовать документы у контрагентов налогоплательщика до начала выездной проверки неправомерно. (Определением ВАС РФ от 21.01.2011 N ВАС-14886/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

В случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки инспекция обязана вручать налогоплательщику решение о проведении выездной проверки (Постановление ФАС Центрального округа от 24.02.2010 по делу N А68-3935/09, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2010 по делу N А58-7346/09).

1
0
1
0
Похожие вопросы
Трудовое право
Далее вся моя трудовая деятельность была связана с банковской сферой и никогда не было проблем при приеме на работу или при повышении по должности со службой безопасности
25 лет назад работая в магазине у меня проходила контрольная закупка ,нашли просроченный товар ,дали условный срок 1 год. Далее вся моя трудовая деятельность была связана с банковской сферой и никогда не было проблем при приеме на работу или при повышении по должности со службой безопасности! Сейчас я работаю на АЗС и появилась перспектива повышения по должности ,но служба безопасности не пропускает,аппелируя это тем что у меня была условная судимость которой 25 лет ,правомерно ли это?
, вопрос №4098632, Надежда, г. Москва
Семейное право
Правомерно ли будет ее обращение в суд по этому вопросу, если я не согласна с ее просьбой?
Здравствуйте! Я получила наследство от отца в виде денежного вклада. Я единственная дочь и жены у него нет. Его сестра теперь требует отдать ей денег , утверждая что она оплатила похороны. Правомерно ли будет ее обращение в суд по этому вопросу , если я не согласна с ее просьбой?
, вопрос №4098547, Наталья, г. Фатеж
Защита прав работников
Работаю в торговле официально не трудоустроен, хочу уволится без объяснения причин, могу ли я просто не выйти на работу никого не предупредив?
Работаю в торговле официально не трудоустроен, хочу уволится без объяснения причин, могу ли я просто не выйти на работу никого не предупредив?
, вопрос №4097900, Александр Сергеевич Зуев, г. Москва
Взыскание задолженности
Добрый день, у меня по алиментам фиксированная сумма с последующей индексацией, пристав индексацию берет из интернета, правомерно ли это?
Добрый день,у меня по алиментам фиксированная сумма с последующей индексацией,пристав индексацию берет из интернета,правомерно ли это??? При этом ни каких бумаг об изменении суммы от назначенной первоначально нет
, вопрос №4097869, Андрей, г. Санкт-Петербург
1000 ₽
Семейное право
Суммы к оплате 1/2 раза в месяц и суммы всегда разные.это может быть 20000 если сделал 5 лекций либо 5000 если сделал одну лекцию
Имеет ли права Образовательная организация АНО ДПО заключить договора с самозанятыми для того чтобы они делали лекции для образовательной организации? Будут ли потом проблемы? 1. У нас есть 4/5 человека живущие в других городах. К ним периодически отправляем запросы на возможность подготовки лекций. Если они соглашаются то заказываем у них. Суммы к оплате 1/2 раза в месяц и суммы всегда разные.это может быть 20000 если сделал 5 лекций либо 5000 если сделал одну лекцию. Как правильно заключить с ними договора и перечислять чтоб налоговая потом не имела претензий. В штат брать не хотим потому что не всегда заказываем и надобности в этом нет.
, вопрос №4097673, Динара, г. Санкт-Петербург
Дата обновления страницы 09.06.2014