Правовед.ру в твоем кармане. Юрист онлайн 24/7

Установите приложение и получите скидку 15% на оплату вопроса

Скидка 15% при оплате вопроса в приложении Правовед.ру по промокоду Pravoved2022

Промокод: Pravoved2022

8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Законы о госзакупках

Государственные и муниципальные тендеры направлены на приобретение товаров, работ и услуг у субъектов предпринимательской деятельности для нужд страны и регионов. При этом законодательство устанавливает приоритет конкурентных способов закупок. Система законодательных актов детально регламентирует все этапы торгов. В этой статье мы расскажем, какие законы о госзакупках применяются в 2017 году, и какие изменения в законе о госзакупках нужно учитывать участникам тендеров.

Федеральные законы о госзакупках

Регламентирование государственных и муниципальных закупок осуществляется на федеральном уровне, самостоятельным нормативным актом утверждены правила проведения тендеров для отдельных категорий юрлиц (госкорпорации, субъекты естественных монополий и т.д.).

Контроль за соблюдением федеральных законов в сфере госзакупок возложен на государственное ведомство – Федеральную антимонопольную службу.

Рассмотрим ключевые характеристики действующих законов о госзакупках, а также состав возможных правонарушений со стороны участников тендеров.

44-ФЗ

Базовым нормативным актом в сфере закупочной деятельности является Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, который распространяется на все виды государственных и муниципальных учреждений. Указанный закон содержит подробный свод правил - о федеральной контрактной системе, о госзакупках товаров, работ и услуг, о порядке создания и функционирования конкурсных и аукционных комиссий, проведении торгов и т.д.

Можно выделить следующие ключевые нюансы, которые предусматривает закон о госзакупках на 2017 год:

  • он устанавливает приоритет конкурентных способов закупок в виде конкурсов или аукционов, а возможность приобретения товаров или услуг у единственного поставщика должна быть обоснована заказчиком;
  • для выполнения всех закупочных мероприятий в госучреждениях создаются конкурсные и аукционные комиссии, работы возглавляет контрактный управляющий;
  • в закупочных процедурах могут принимать участие юридические лица и частные предприниматели;
  • закон о госзакупках предусматривает принцип прозрачности всех тендерных процедур – конкурсная и аукционная документация размещается в открытом доступе в единой информационной системе, подача заявок и проведение торгов проводятся на электронных торговых площадках, а результаты закупки публикуются в открытом доступе;
  • итогом торгов является подписание государственного или муниципального контракта;
  • даже малейшее нарушение Закона № 44-ФЗ влечет существенные штрафные санкции для заказчика или членов комиссии, а при существенном ограничении прав участников тендера его результаты могут быть отменены.

Закон предусматривает осуществление постоянного контроля за всеми стадиями и процедурами тендеров.

Эти полномочия принадлежат ведомству ФАС, которое проводит плановые и текущие проверки, а также обязано реагировать на обращения заинтересованных лиц.

Если участником тендера подается жалоба в ФАС в период проведения закупки, она должна быть рассмотрена в пределах пятидневного срока после поступления.

94-ФЗ

До вступления в силу Закона № 44-ФЗ в Российской Федерации действовал Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ. Именно в этом нормативном акте впервые были введены правила конкурентных закупок для государственных и муниципальных учреждений. Ключевые различия в процедуре по Закону 94-ФЗ и действующему законодательству заключаются в следующем:

  • Закон № 94-ФЗ допускал проведение конкурентных процедур (конкурсы и аукционы) в документальной форме без электронных площадок, что существенно снижало прозрачность тендеров;
  • ранее действовавший закон позволял относительно легко дробить сумму по однородным закупкам на несколько отдельных контрактов, что приводило к злоупотреблениям со стороны заказчиков;
  • в Законе № 94-ФЗ практически полностью отсутствовали требования по составлению и регулярному обновлению планов-графиков закупки, что не давало возможность участникам заблаговременно подготовиться к тендеру;
  • только с принятием Закона № 44-ФЗ о госзакупках была введена в действие полноценная система отчета о завершенной закупке.

Помимо этого, Закон № 44-ФЗ расширил перечень мер по обеспечению участия в торгах и при исполнении госконтрактов, что значительно снизило риски заказчиков.

223-ФЗ

Самостоятельным нормативным актом в сфере закупочной деятельности является Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ. С 2011 года стали применять специальные правила для следующих категорий юрлиц:

  • государственные и публичные корпорации, а также иные компании с государственным участием (в которых доля в уставном капитале или количество акции, принадлежащих государству, составляет не менее 50%);
  • унитарные предприятия, созданные государством или муниципальными властями;
  • дочерние общества, в которые доля государственных корпораций составляет более 50%;
  • иные категории субъектов, перечисленных в ст. 1 Закона № 223-ФЗ.

Закон № 223-ФЗ предусматривает для перечисленных субъектов самостоятельность в разработке и утверждении положений о закупках.

Тем не менее все закупки должны проходить через конкурентные процедуры с обязательным размещением на специализированных электронных ресурсах.

Перечень закупочных процедур по Закону № 223-ФЗ существенно расширен. Однако сохранены принципы прозрачности тендеров и равенства прав всех участников при доступе к размещенному заказу. Контроль за проведением закупочных мероприятий по указанному закону также осуществляет служба ФАС.

Нарушение закона о госзакупках

Закон № 44-ФЗ о госзакупках в 2017 году предусматривает штрафные санкции практически за каждое нарушение установленного порядка. Привлечение к ответственности возможно при следующих обстоятельствах:

  • установление в конкурсной или аукционной документации неправомерных ограничений для участников тендера (например, требования о представлении документов, не перечисленных в Законе № 44-ФЗ);
  • нарушение сроков размещения процессуальных документов на электронных площадках (например, протоколов о рассмотрении заявок или протокола о проведении торгов);
  • отказ в предоставлении обязательной информации участникам тендера;
  • неправомерное отклонение заявки участника;
  • выявление случаев сговора между заказчиком и одним из участников закупочной процедуры;
  • нарушение сроков оплаты по государственному контракту;
  • иные нарушения, перечисленные в Законе № 44-ФЗ и подпадающие под административные составы КоАП РФ.

Привлечение к ответственности в сфере госзакупок осуществляется службой ФАС по итогам рассмотрения административных дел. Для госзаказчика предусмотрены санкции в виде штрафа. Его взыскание может осуществляться с юридического лица, руководителя организации или членов конкурсных и аукционных комиссий. Для участника закупки дополнительной мерой ответственности является включение в реестр недобросовестных поставщиков, что исключает возможность подавать заявки по тендерам в последующие два года.

Последние вопросы по теме «законы о госзакупках»

Фильтры
Договорное право
Ответственность заказчика по 44 ФЗ
Какая предусмотрена ответственность заказчика по 44 ФЗ (муниципальной организации), если для проведения госзакупок не был назначен контрактный управляющий?
, вопрос №589422, Ирина Дикопалова, г. Москва
Арбитраж
Включение в РНП по фз-94
если нашу организацию включат в рнп по судопроизводству фз-94 (исполняем договор на основании фз-94 в 2014г) сможем ли мы участвовать в процедурах фз-44 фз-223 в последующем?
, вопрос №581185, александр, г. Сыктывкар
Есть вопрос? Задайте его всем юристам сайта!
Все
Госзакупки гов ру по 94 ФЗ. Обеспечение гос. Контрактов
Компания участвовала в открытом аукционе в эл.виде на гов ру по 94 ФЗ. Аукцион проводился по 94-ФЗ, протокол подведения итогов от 27.12.13г.Договор с Заказчиком заключен 10.01.14г. Обеспечение по договору было перечислено в виде залога денежных средств.В настоящий момент хотим произвести замену обеспечения на банковскую гарантию. Полученная банковская гарантия по 94 ФЗ от 17.09.14г. не принимается Заказчиком, денежные средства нам не возвращаются.Причина-банковская гарантия отсутствует в реестре на сайте: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html Банк ссылается, что на то, что на сайте размещаются только банковские гарантии, выданные в соответствии с 44-ФЗ, вступившем в силу с 01.04.2014г., а наша бг выдана в соответствии с 94-Ф(согласно конкурсной документации, протокола подведения итогов). Помогите разобраться!Кто прав?Как нам быть?
, вопрос №571832, Оксана Бондарева, г. Москва
Все
Вопрос по госзакупкам
Здравствуйте! Наша организация подавала заявку на участие в аукционе. Всего было 4 участника. В ходе аукциона не было сделано ни одного предложения о цене. Контракт будет заключаться по процедуре заключения контракта с единственным поставщиком (с тем, кто первый направил заявку) или иным образом? И вправе ли Заказчик ни с кем из участников не заключать контракт, а провести новый аукцион?
, вопрос №567700, Анна, г. Иваново
Все
Статья 55 закона 94 ФЗ о госзакупках
Здравствуйте! Вопрос по статье 55 закона 94 ФЗ о госзакупках. Подскажите, пожалуйста как нам быть? Водитель на служебной машине пробил колесо на дороге. Пошел в магазин, купил новую шину на деньги учреждения. Принес товарный чек. Как нам теперь разместить в план-графике ситуацию, ведь мы не предвидели такого? Огромное спасибо за ответ.
, вопрос №540111, София, г. Екатеринбург
Все
Отказ от кзаключения контракта
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, мы подали единственные заявку на аукцион. Заявка признана соответствующей, но мы хотели бы отказаться от заключения контракта. Можем ли мы это сделать и чем нам грозит отказ от заключения контракта? Как это правильно сделать? Заранее спасибо за ответ.
, вопрос №532712, Наталья, г. Пестово
Конституционное право
Как закрыть контракт по 44 ФЗ
Здравствуйте, о приемке работ по 44 ФЗ. Мы муниципальное учреждение детский сад, уполномоченной лицо от нас проводить аукционы комитет заказа. В апреле подали заявку на проведение ремонта по 44 ФЗ пищеблока в проекте контракта указали срок окончания работ не позднее 1 августа. Ремонт начался 15 июля, но ведь они явно не успеют... Как поступать в этом случае? Ведь дату в контракте мы не можем изменить? И когда я должна закрыть контракт на сайте госзакупки?
, вопрос №506181, Екатерина, г. Ставрополь
1000 ₽
Вопрос решен
Произвол чиновников
Протокол подведения итогов 44 фз. Обосновано ли отклонение заявки?
Тема вопроса - протокол подведения итогов 44 ФЗ. Участвовала в аукционе на площадке сбербанк АСТ, как физ.лицо. Комиссия признала вторую часть заявки не соответствующей требованиям 44 ФЗ и аукционной документации. Ко второй части заявки были приложены следующие документы: - Копия паспорта РФ - ИНН - Свидетельство о собственности - Тех паспорт В протоколе подведения итогов ссылаются на п.1 ч.6 ст.69 Федерального закона от 05.04.2013г № 44-ФЗ и п.п.2.1 п.20 Часть Х. Информационной карты электронного аукциона, в связи с тем что в данной заявке не продекларированы соответствия данного участника требованиям, установленным пунктом 1 ст31 44 фз настоящего Федерального закона и п.13 Часть Х. Информационной карты. Разьясните мне пожалуйста обосновано ли отклонение заявки и в чем именно заключается несоответствие?
, вопрос №468991, Алла, г. Москва
Бухгалтерский учет
44-фз
подскажите пожалуйста, как поочередно разместить заказ на госзакупках на поставку бензина (т.е. какие документа первоначально нужны)
, вопрос №413215, Елена Цибизова, ст. Касимов
1000 ₽
Вопрос решен
Все
Нарушение ФЗ № 94-ФЗ "О госзакупках" по результату прокурорской проверки
По результатам прокурорской проверки, выяснено что муниципальный заказчик допустил к участию в аукционе заявку участника, которая была составлена с нарушением 94-ФЗ и не соответствовала требованиям Заказчика, соответственно не должна была быть допущена к аукциону. Вышеуказанная заявка - заявка победителя ОАЭФ. По данному факту возбуждено дело об административно-правовом нарушении , прокуратурой направлено для рассмотрения в ФАС . Мы- юридическое лицо , заинтересованное в признании ОАЭФ недействительным .Какие действия нам необходимо и возможно принять дальше, для того чтобы признать результаты ОАЭФ недействительными : 1. Обратиться в Арбитражный суд с иском к Заказчику о признании недействительным результатов ОАЭФ ( иск подкрепить результатом прокурорской проверки) и экспертизой заявки-победителя. 2. Обратиться в прокуратуру с требованием предъявления аналогичного иска , только от их имени. Если прокуратура откражется это седлать, тогда как ? 3. ??
, вопрос №402134, Наталья, г. Екатеринбург
600 ₽
Вопрос решен
Все
Вопрос по гос. Закупкам
Добрый день. Наша компания выиграла аукцион на ремонтные работы. В договоре есть пункт. 8.4. Специалисты и производственный персонал Исполнителя, которые будут выполнять работы на объекте (посещать Учреждение), должны быть гражданами РФ (иногородние – иметь регистрацию в Московском регионе) и иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну по форме № 3. При отсутствии указанного допуска сотрудники и организация должны пройти проверку в соответствии с Постановлением Правительства № 63 от 06.02.2010. Данную проверку, о которой идет речь, может пройти только компания с лицензией ФСБ. В документации про лицензию ФСБ ничего не сказано. До аукциона допустили. Как можно в данной ситуации избежать попадания в недобросовестные поставщики? Договор пока не подписан. Субподрядчиков не допускают. Спсаибо.
, вопрос №323188, Олег, г. Москва
200 ₽
Вопрос решен
Бухгалтерский учет
Закон 94 ФЗ 55 статья запрос котировок
Доброе время суток! Вопрос по закону 94 ФЗ 55 статье. Подскажите пожалуйста, если мы в этом квартале приобрели товар на сумму 150 тыс.руб. через запрос котировок, то можем мы еще в этом же квартале купить у него товар на 70 тыс. руб. по гражданско-правовому договору? И Чем это регламентируется?
, вопрос №219084, Ирина, г. Краснодар
Тендеры, контрактная система в сфере закупок
Как работать с тендерами?
Здравствуйте!!! В короткие сроки необходимо научиться работать с тендерами! Объясните пожалуйста что такое электронные площадки и как происходит процедура подачи заявки.
, вопрос №209434, Светлана, г. Москва
300 ₽
Вопрос решен
Бухгалтерский учет
Объем закупок у субъектов малого предпринимательства по 94 ФЗ
Согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ, учреждение должно производить закупки у субъектов малого предпринимательства (СМП) в размере от 10 до 20% общего объема закупок. Как правильно рассчитать необходимую сумму размещения заказов у СМП? За 100 % берется весь бюджет или только суммы, проводимые через торги?
, вопрос №24150, Николай Гаврилов, г. Елец
Ищете ответ? Спросить юриста проще
или8 499 938-65-20
Дата обновления страницы 15.12.2014