Консультируйтесь с юристом онлайн

1112 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
  1. Категории
  2. Защита прав потребителей

Права и обязанности продавца в магазине

В зависимости от того, для каких целей приобретается товар, спорные ситуации могут разрешаться совершенно по-разному. Изделия могут быть куплены для:

Занятия предпринимательской деятельностью. В таком случае отношения регулируются ГК РФ. Зачастую сторонами договора выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели и государство.

Личных, семейных целей, которые не связаны с предпринимательской деятельностью. Отношения, возникающие в таком случае, подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1. Под потребителями закон понимает только физических лиц.

Ситуаций, когда товар приобретают для личных целей, которые не связаны с получением прибыли, большинство, поэтому в настоящей статье мы подробнее поговорим о них.

Основными нормативно-правовыми актами, которые регулируют отношения между потребителями и продавцами, являются:

  • Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1 (далее – Закон №2300-1).
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28.06.2012 г. №17.
  • Иные нормативно-правовые акты, которые регулируют отдельные вопросы, связанные с защитой прав потребителей.

Основные права и обязанности продавца или исполнителя работ изложены в Законе №2300-1 и заключаются в следующем:

Продавец имеет право проверить качество товара, если покупатель обратился с претензией. При этом срок проверки не может превышать 45 дней (п. 1 ст. 20 Закона №2300-1).

Продавец обязан принять претензию от покупателя и дать на нее письменный ответ в течение срока, установленного Законом №2300-1.

Продавец имеет право на проведение экспертизы товара, если в процессе его эксплуатации выявлен недостаток, который можно отнести к существенным.

Продавец либо исполнитель услуг (работ) обязан в случае выявления недостатков устранить их за свой счет либо компенсировать потребителю расходы, которые последний понес при устранении данных недостатков.

В случае обнаружения недостатков в товаре доказать свою правоту должен именно продавец.

Продавец обязан предоставить потребителю в наглядной форме достоверную информацию о товаре.

В п. 4 ст. 12  Закона №2300-1 установлена так называемая «презумпция незнания потребителя». При рассмотрении требований покупателя по поводу недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге) необходимо исходить из предположения об отсутствии у него специальных познаний о свойствах и характеристиках изделия (работы, услуги).

Защита прав продавца

Закон №2300-1 чаще встает на сторону покупателя, права потребителя имеют явный приоритет над правам продавца. Это выражено как в повышенной ответственности продавца, так и в размере штрафов и неустоек, которое могут быть с него взысканы в судебном порядке в случае, если он нарушит нормы законодательства.

Защищать свои права, не имея достаточных юридических познаний, не владея тенденциями актуальной судебной практики, продавцу достаточно трудно. В таком случае единственно верной является тактика, когда он действует в строгом соответствии с законом, привлекает к делу опытных юристов, что позволяет ему избежать ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей, а также дает возможность блокировать претензии со стороны недобросовестных потребителей, которые направлены не на защиту своих нарушенных прав, а на получение денег в максимальном объеме от продавца.

Например, чтобы в дальнейшем потребитель не заявил о том, что его не проинформировали о потребительских качествах товара, продавец может заранее предусмотреть расписку об ознакомлении и т.д.

В будущем это позволит блокировать претензию потребителя о том, что продавец якобы нарушил его право на информацию.

Имеет ли право продавец не продать товар

Договор купли-продажи по своей сути является публичным соглашением, который коммерческая организация (продавец) заключает с каждым покупателем.

При заключении подобного рода договоров предоставление одному из покупателей необоснованного приоритета не допускается. Кроме того, ст. 426 ГК РФ прямо запрещает коммерческой организации отказаться от заключения публичного договора с потребителем.

Товар, который расположен на витрине вместе с ценником, по своей сути является офертой, то есть предложением заключить договор купли-продажи, адресованным одному или нескольким лицам.

Оферта связывает направившее ее лицо, в данном случае продавца, с момента получения ее адресатом (ст. 435 ГК РФ), то есть с момента, когда покупатель узнает о товаре и цене, по которой он продается.

Ответственность за необоснованное уклонение от заключения публичного договора устанавливается п.4 ст. 445 ГК РФ.

При необоснованном уклонении применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ: продавец должен возместить покупателю убытки, которые тот понес вследствие отсутствия договора.

В случае возникновения конфликтной ситуации с потребителем, особенно если товар имеет существенную стоимость, продавцу целесообразно обратиться за консультацией к специалисту. Это позволит избежать выплаты штрафов и неустоек. Мы рекомендуем вам обратиться к нашим юристам, которые специализируются на защите прав потребителей, имеют большой опыт защиты интересов продавцов от действий недобросовестных покупателей.


Похожие темы

1112 юристов сейчас на сайте

Последние вопросы по теме «права продавца»

Все темы
Искать

Какаие наши права?и какие нам могут предоставить согласно закона решения проблемы?

Купила дочери (21 год) телефон iPhone 7 Plus.Для меня покупка не из дешевых. С телефоном девочка обращалась очень аккуратно(не было ни ударов ни падений), он еще в заводской пленке. через дня 4 обнаружила при незначительном нажатии слышимый хруст в...

27 Июня 2017, 11:19, вопрос №1679525 Татьяна, г. Краснодар

Прав ли продавец?

Здравствуйте!Вчера купила мужу в подарок телефон,он оказался неисправен.Сегодя отвезла его назад магазин,продовец проверил ,он не исправен .Деньги возвращать отказались,только после экспертизы.Или согласны обненять на другой,но не дешевле...

26 Июня 2017, 13:38, вопрос №1678624 ВАЛЕНТИНА, г. Самара

Получите совет юриста за 15 минут!

1112 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут

Можно ли продать свою собственность без разрешения совладельцев?

Частный двор на 3 собственника (дом 1 - 3 входа, двор 1 - общий проезд + участки земли закрепленные за каждым совладельцем). Может ли кто-то 1 продать свою собственность без ведома других совладельцев? И есть ли какие нибудь лазейки с помощью...

26 Июня 2017, 11:04, вопрос №1678432 Кирилл, г. Краснодар
Все услуги юристов в Москве
Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Правомерен ли отказ продавца от невыполнения договорных обязательств?

Заказала диван, оплатила предоплату 50%, ждала 30 рабочих дней, как прописано в договоре. По договору купли-продажи срок доставки (30 раб.дней) истекает завтра. Сегодня ходила в магазин, они говорят, что дивана нет и не будет вообще, тк нет такой...

25 Июня 2017, 16:48, вопрос №1677910 Елена, г. Сыктывкар

Как продать свою долю в доме, если родственники и сами выкупать не желают, и продавать целиком дом не хотят, и платить за коммунальные услуги не хотят?

Добрый день! У меня 1/2 доли дома в Московской области, проживать там вместе с бывшим мужем не имею возможности, хотела бы продать свою долю, но выкупить её он не может, живет там, не оплачивая даже коммунальные услуги, которые я вынуждена...

23 Июня 2017, 15:50, вопрос №1676502 Наталья, г. Москва
800 стоимость
вопроса
вопрос решен

Купил телефон с дефектом в комиссионном магазине, могу ли я его вернуть если дефект не был указан при покупке?

Купил телефон в коммиссионном магазине Прошло 2 дня не работает камера могу ли в вернуть деньги? В договоре о купли продажи указанного дефекта не описано!

11 Декабря 2016, 15:04, вопрос №1469953 Владислав Назаров, г. Тула

Можно ли вернуть деньги за товар не присутствуя при возврате лично?

Добрый вечер! 29.11.2016г. мною было куплено платье, которое мне не подошло. Решила вернуть его в магазин, но так-как живу далеко (более 200км) то хотела передать его через другого человека. Предварительно позвонила в магазин, но там мне сказали,...

10 Декабря 2016, 21:41, вопрос №1469582 Татьяна, г. Москва

Правы ли сотрудники магазина, что отказались обменять товар, обладающий скрытыми дефектам?

Сегодня я приобрела в магазине кофемашину. Придя домой и залив в не воду я обнаружила течь пластикого бочка видимо был скрытый дефект и под действием воды пошла трещина в пластике. В магазине обменять отказались. Т.к я расписалась что визуально все...

10 Декабря 2016, 18:00, вопрос №1469432 ТАТЬЯНА, г. Екатеринбург

Как вернуть некачественные телефоны, если продавцы и сервисный центр не предпринимают никаких усилий для исправления брака?

Подскажите,пожалуйста, как быть и куда идти писать заявление? Приобрели два телефона в рассрочку, через два дня сдали их на проверку качества, так как в обоих были посторонние шумы (покупка в Мегафон Ритейлер г.Калуга, и они отправили их в...

09 Декабря 2016, 22:03, вопрос №1468827 Светлана, г. Калуга

Обязана ли я предоставлять покупателям гарантию на китайские часы?

Здравствуйте. Планирую открыть интернет-магазин по продаже часов. Часы поставляются из Китая, гарантии от поставщика на них нет. Какие документы в этом случае я должна предоставлять покупателям и каковы мои обязанности по гарантийным срокам перед...

09 Декабря 2016, 14:15, вопрос №1468345 Мария

Сможет ли продавец цветов подать на меня за ложное обвинение?

Муж купил мне и дочерям цветы, 3 букета. Спустя несколько дней при обычном бытовом разговоре он сказал что цветы такие дорогие, я спросила сумму, он сказал больше 6000 рублей. Я удивилась, так как видно по цветам что они не могут столько стоять. Я...

05 Декабря 2016, 20:17, вопрос №1463769 Кристина, г. Сургут

Гарантийное обслуживание обуви магазином

Здравствуйте, хотелось бы узнать правильно ли поступили в магазине отказав принять обувь на гарантии (обувь отклеелась) сказав что оставляйте мы ее заклеем.

03 Декабря 2016, 19:50, вопрос №1461765 Марианна, г. Уфа

Что делать, если не принимают товар в магазине обратно?

Купила морозильник, а он на рабочий ...14 дней ещё не прошли...но товар назад не принимают...что делать? Даже претензию написать не дают..сеть магазинов "реванш" стаю в магазине с моиозильником и паникой в душе...

03 Декабря 2016, 13:34, вопрос №1461480 Елена, г. Саратов

Обязанности покупателя при покупке непродовольственного товара

Обязан ли покупатель проверить комплектацию товара при покупке? Обязан ли покупатель убедиться что он приобретает именно тот товар, что хочет? Покупатель не попадает под действие ЗЗПП, так как приобретает товар для коммерческого использования.

22 Ноября 2016, 15:06, вопрос №1449420 Александр, г. Краснодар

Какая в днях или в километрах пробега автомобиля установлена законом гарантия на оригинальные или неоригинальные запасные части?

Наш автотехцентр ( не дилер ) заключает договор на проведение ремонта с заменой запчастей с физическим лицом , просят указать гарантию на оригинальные или не оригинальные запасные части согласно закону ? И вообще какая официально может быть...

14 Ноября 2016, 15:42, вопрос №1440740 Игорь, г. Люберцы
1400 стоимость
вопроса
вопрос решен

Гарантированный ответ в мобильном приложении и Telegram!

В наших мобильных сервисах юристы отвечают быстрее и ответ гарантирован даже на бесплатный вопрос.

Вопросы по темам