Правовед.ру в твоем кармане. Юрист онлайн 24/7

Установите приложение и получите скидку 15% на оплату вопроса

Скидка 15% при оплате вопроса в приложении Правовед.ру по промокоду Pravoved2022

Промокод: Pravoved2022

8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Права и обязанности продавца в магазине

В зависимости от того, для каких целей приобретается товар, спорные ситуации могут разрешаться совершенно по-разному. Изделия могут быть куплены для:

Занятия предпринимательской деятельностью. В таком случае отношения регулируются ГК РФ. Зачастую сторонами договора выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели и государство.

Личных, семейных целей, которые не связаны с предпринимательской деятельностью. Отношения, возникающие в таком случае, подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1. Под потребителями закон понимает только физических лиц.

Ситуаций, когда товар приобретают для личных целей, которые не связаны с получением прибыли, большинство, поэтому в настоящей статье мы подробнее поговорим о них.

Основными нормативно-правовыми актами, которые регулируют отношения между потребителями и продавцами, являются:

  • Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1 (далее – Закон №2300-1).
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28.06.2012 г. №17.
  • Иные нормативно-правовые акты, которые регулируют отдельные вопросы, связанные с защитой прав потребителей.

Основные права и обязанности продавца или исполнителя работ изложены в Законе №2300-1 и заключаются в следующем:

Продавец имеет право проверить качество товара, если покупатель обратился с претензией. При этом срок проверки не может превышать 45 дней (п. 1 ст. 20 Закона №2300-1).

Продавец обязан принять претензию от покупателя и дать на нее письменный ответ в течение срока, установленного Законом №2300-1.

Продавец имеет право на проведение экспертизы товара, если в процессе его эксплуатации выявлен недостаток, который можно отнести к существенным.

Продавец либо исполнитель услуг (работ) обязан в случае выявления недостатков устранить их за свой счет либо компенсировать потребителю расходы, которые последний понес при устранении данных недостатков.

В случае обнаружения недостатков в товаре доказать свою правоту должен именно продавец.

Продавец обязан предоставить потребителю в наглядной форме достоверную информацию о товаре.

В п. 4 ст. 12  Закона №2300-1 установлена так называемая «презумпция незнания потребителя». При рассмотрении требований покупателя по поводу недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге) необходимо исходить из предположения об отсутствии у него специальных познаний о свойствах и характеристиках изделия (работы, услуги).

Защита прав продавца

Закон №2300-1 чаще встает на сторону покупателя, права потребителя имеют явный приоритет над правам продавца. Это выражено как в повышенной ответственности продавца, так и в размере штрафов и неустоек, которое могут быть с него взысканы в судебном порядке в случае, если он нарушит нормы законодательства.

Защищать свои права, не имея достаточных юридических познаний, не владея тенденциями актуальной судебной практики, продавцу достаточно трудно. В таком случае единственно верной является тактика, когда он действует в строгом соответствии с законом, привлекает к делу опытных юристов, что позволяет ему избежать ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей, а также дает возможность блокировать претензии со стороны недобросовестных потребителей, которые направлены не на защиту своих нарушенных прав, а на получение денег в максимальном объеме от продавца.

Например, чтобы в дальнейшем потребитель не заявил о том, что его не проинформировали о потребительских качествах товара, продавец может заранее предусмотреть расписку об ознакомлении и т.д.

В будущем это позволит блокировать претензию потребителя о том, что продавец якобы нарушил его право на информацию.

Имеет ли право продавец не продать товар

Договор купли-продажи по своей сути является публичным соглашением, который коммерческая организация (продавец) заключает с каждым покупателем.

При заключении подобного рода договоров предоставление одному из покупателей необоснованного приоритета не допускается. Кроме того, ст. 426 ГК РФ прямо запрещает коммерческой организации отказаться от заключения публичного договора с потребителем.

Товар, который расположен на витрине вместе с ценником, по своей сути является офертой, то есть предложением заключить договор купли-продажи, адресованным одному или нескольким лицам.

Оферта связывает направившее ее лицо, в данном случае продавца, с момента получения ее адресатом (ст. 435 ГК РФ), то есть с момента, когда покупатель узнает о товаре и цене, по которой он продается.

Ответственность за необоснованное уклонение от заключения публичного договора устанавливается п.4 ст. 445 ГК РФ.

При необоснованном уклонении применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ: продавец должен возместить покупателю убытки, которые тот понес вследствие отсутствия договора.

В случае возникновения конфликтной ситуации с потребителем, особенно если товар имеет существенную стоимость, продавцу целесообразно обратиться за консультацией к специалисту. Это позволит избежать выплаты штрафов и неустоек. Мы рекомендуем вам обратиться к нашим юристам, которые специализируются на защите прав потребителей, имеют большой опыт защиты интересов продавцов от действий недобросовестных покупателей.


Последние вопросы по теме «права продавца»

Фильтры
Защита прав потребителей
Обязана ли я предоставлять покупателям гарантию на китайские часы?
Здравствуйте. Планирую открыть интернет-магазин по продаже часов. Часы поставляются из Китая, гарантии от поставщика на них нет. Какие документы в этом случае я должна предоставлять покупателям и каковы мои обязанности по гарантийным срокам перед ними?
, вопрос №1468345, Мария,
Защита прав потребителей
Имеют ли право продавцы обязывать к покупке батареек для проверки товара?
Добрый день! Хотела бы узнать в праве ли продавцы магазинов техники предлагать купить батарейки, чтобы посмотреть как работают часы или весы в данном магазине, как пример. Если отсутствует образец. Если да, то на какой пункт ссылаться. Спасибо
, вопрос №1466745, Алия, г. Казань
Есть вопрос? Задайте его всем юристам сайта!
Защита прав потребителей
Сможет ли продавец цветов подать на меня за ложное обвинение?
Муж купил мне и дочерям цветы, 3 букета. Спустя несколько дней при обычном бытовом разговоре он сказал что цветы такие дорогие, я спросила сумму, он сказал больше 6000 рублей. Я удивилась, так как видно по цветам что они не могут столько стоять. Я решила сходить в магазин цветов и проверить этот момент. Принесла букеты и мне все пересчитали на сумму 3600. Я попросила видеосъемку посмотреть, показали, но четко не было видно какую сумму он дал продавцу. У них есть озвучка видео, но полномочия есть только у директора как сказали. Директора не было, сказали посмотрят и перезвонят. В итоге директор позвонил и сказал, что видео приближал и четкость добавлял и было видно что муж дал продавцу 4000 рублей и получил сдачу. Я поинтересовалась про озвучку, какая там была названа сумма, на что мне сказали что вообще мне не обязаны это предоставлять, только полиции. Я обратилась в полицию, составили протокол. Также муж был выпивший и конкретную сумму не помнит, около 6000, чуть больше. Просто он был шокирован ценой и растерялся, заплатил и ушел. Как раз сотрудники магазина и говорят, что он был пьян и путает. Я просто решила убедиться. Если все таки окажется, что муж ошибся и продавец был прав будет ли это ложным доносом и какая ответственность мне грозит? Часто сталкиваюсь с обсчетом покупателей продавцами и не доверяю и этому продавцу цветов. Но не уверена уже и что я права, в любом случае это предположение с моей стороны, а не факт, поэтому это не может быть заведомо ложным.
, вопрос №1463769, Кристина, г. Сургут
Защита прав потребителей
Гарантийное обслуживание обуви магазином
Здравствуйте, хотелось бы узнать правильно ли поступили в магазине отказав принять обувь на гарантии (обувь отклеелась) сказав что оставляйте мы ее заклеем.
, вопрос №1461765, Марианна, г. Уфа
Защита прав потребителей
Что делать, если не принимают товар в магазине обратно?
Купила морозильник, а он на рабочий ...14 дней ещё не прошли...но товар назад не принимают...что делать? Даже претензию написать не дают..сеть магазинов "реванш" стаю в магазине с моиозильником и паникой в душе...
, вопрос №1461480, Елена, г. Саратов
Защита прав потребителей
Обязанности покупателя при покупке непродовольственного товара
Обязан ли покупатель проверить комплектацию товара при покупке? Обязан ли покупатель убедиться что он приобретает именно тот товар, что хочет? Покупатель не попадает под действие ЗЗПП, так как приобретает товар для коммерческого использования.
, вопрос №1449420, Александр, г. Краснодар
1400 ₽
Вопрос решен
Защита прав потребителей
Какая в днях или в километрах пробега автомобиля установлена законом гарантия на оригинальные или неоригинальные запасные части?
Наш автотехцентр ( не дилер ) заключает договор на проведение ремонта с заменой запчастей с физическим лицом , просят указать гарантию на оригинальные или не оригинальные запасные части согласно закону ? И вообще какая официально может быть установлена гарантия на запасные части законом РФ как оригинальные , так и неоригинальные ?
, вопрос №1440740, Игорь, г. Люберцы
Защита прав потребителей
Какие права покупателя и продавца в магазине самообслуживания?
Как регулируется ситуация. Лежит товар - яблоки, расфасованные в заводскую упаковку с указанием веса. В магазине принята система самообслуживания, стоят весы и покупатель должен взвесить товар сам. Покупатель видит фасованную упаковку, берет и идет на кассу, продавец отказывается отпускать по причине того что товар не возвещен и не наклеена стоимость и вес, мол идите назад в зал и взвешивайте. Обязан ли продавец сам взвесить и отпустить товар, вбив цену товара и вес в ручную, у него стоят контрольные весы? и каким закононами это регламентируется?
, вопрос №1434738, Сергей, г. Москва
Защита прав потребителей
Каковы права продавца, если клиент сдает в ремонт исправный товар?
Добрый день. Я - представитель магазина. Клиент купил у нас компьютерную мышь. Через 16 дней после покупки принес - и дословно "мышь время от времени замирает". Двое суток тестирования дефекта не выявили. Упаковка отсутствует (иначе бы я просто взял мышь обратно, чтобы избежать конфликта). Как поступить - клиент требует гарантийного ремонта или обмена. Какие права, как у продавца в данном случае у меня есть? Спасибо.
, вопрос №1433589, Артем Кононенко, г. Нарьян-Мар
Защита прав потребителей
Как вернуть деньги за телефон, если вместо обмена его отправили на экспертизу?
доброй ночи! Супруг купил в евросети телефон, через день мы обнаружили, что при разговоре плохо слышно собеседника, мы попытались обменять его, но нам отказали.забрали телефон и сказали ждать 21 день. Взамен дали старую модель телефона НОКИА- фонарик. правомерны ли действия прадавцов? как вернуть деньги за телефон? имеют ли право продавцы отказать мне, если я потребую номер телефона владельца данного магазина?
, вопрос №1354789, ира, г. Астрахань
Защита прав потребителей
Имеет ли право продавец отказать в обмене или возврате телефона, если он не подошел покупателю по техническим характеристикам?
14 августа приобрели сотовый телефон, придя домой разобравшись в телефоне поняли что он нам не подходит. обратились на следующий день в магазин, где приобрели телефон, для обмена или возврата денег, нам отказали. подскажите имели право продавцы на отказ
, вопрос №1350081, наталья, г. Павлово
Защита прав потребителей
Имеет ли право продавец при продаже б/у телефона не выдать чек?
Здравствуйте!Имеет ли право продавец не выдать ни какой чек при покупки б/у товара(телефон)?Гарантия на словах 30 дней.Через пять дней , придя по проблеме в телефоне в этот магазин, человек отказал в экспертизе, а так же в обмене на другой товар, ответив, что это не поломка.так же, когда я в ответ на отказ потребовала чек, хотя бы товарный, или хоть что то, что будет доказательством покупки телефона в этом магазине, получила отказ.Потребовав возврат денежной суммы за данный телефон, продавец потребовал в ответ з а пользование телефоном всего пять дней, вычесть с суммы покупки 1000 рублей, либо отказ в возврате.Правомерны ли действия продавца?Куда я могу обратиться по поводу данной ситуации, если действия продавца не правомерны(не выдача чека, отказ от ремонта, замены и возврата товара, вычет денежной суммы с суммы покупки за пользование телефоном 5 дней).В магазине есть видео наблюдение, которое, скорее всего будет удаленно, а так же есть свидетель, мой муж.Спасибо за ответ.
, вопрос №1334445, Олеся, г. Нижний Новгород
Защита прав потребителей
Как заставить продавца выполнить свои права и обязанности? На что я имею право?
Здравствуйте!Купила телефон 17.12.15.Через 17 дней после покупки он перестал заряжаться. В магазине приняли телефон на гарантийный ремонт,в ремонте был 25 дней.На требование предоставить аналогичную замену был отказ. через 3 месяца повторилась та же история-перестал заряжаться.гарантийный ремонт,отказ в замене на аналогичный товар.В ремонте был 11 дней. Я написала претензию в магазин с требованием расторгнуть договор купли-продажи,на что через 14 дней получила тоже отказ. Правомерно ли поступает администрация магазина? На что я в данном случае имею право как потребитель?
, вопрос №1318182, Оксана, г. Москва
Защита прав работодателя
Как защитить права продавца, если товар покупателю не подходит?
Добрый день.Покупатель заказал брызговик китайской фирмы,под свою ответственность....он ему не подошел,хочет вернуть деньги,как защитить права продавца?
, вопрос №1284916, Елена, г. Пермь
Защита прав потребителей
Имеют ли право продавцы выкладывать продукцию с истекающим сроком годности без пометок и уценки?
Купил куриное мясо срок годности истекал через два часа но я на это не обратил внимание( как быть?
, вопрос №1273087, Валерий, г. Самара
Ищете ответ? Спросить юриста проще
или8 499 938-65-20
Дата обновления страницы 09.12.2016