8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
486 ₽

Право Банка России на получение сведений от руководителей и уполномоченных сотрудников проверяемой

Задание: Ознакомьтесь с извлечением из Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа, оцените правомерность доводов участников процесса, дайте правовую оценку ранее вынесенным по делу судебным актам, решите дело. Коммерческий банк "С" (Общество с ограниченной ответственностью) (далее - банк) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным о признании недействительным предписания ЦБ РФ. Решением в удовлетворении предъявленного требования отказано. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения. Предметом судебных разбирательств в суде первой инстанции, апелляционном суде, являлась законность предписания ЦБ РФ, которому банку в срок до 19.11.2010 предлагалось представить заверенные надлежащим образом копии выписок по счетам отдельных клиентов названного банка. Предписание банком было исполнено и оспорено в порядке арбитражного судопроизводства по мотиву несоответствия требованиям, предъявляемым ст. 857 Гражданского кодекса РФ, ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". В обоснование заявления о недействительности названного ненормативного правового акта банк ссылался на отсутствие у Банка России права запрашивать требуемые документы. Оспариваемое требование нарушает права и законные интересы банка в сфере предпринимательской деятельности, поскольку для выполнения предписания потребовалось большое количество бумаги, что повлекло значительные финансовые потери. Суд первой инстанции, апелляционный суд при принятии обжалуемых судебных актов исходили из следующего. Согласно ч. 2 ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, государственным органам и их должностным лицам могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. Между тем, основы правового статуса ЦБ РФ установлены Конституцией РФ. ЦБ РФ обладает исключительными правами по осуществлению денежной эмиссии, защите и обеспечению устойчивости рубля (ч. 1 и ч. 2 ст. 75 Конституции РФ). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку 2 их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, т.е. ЦБ РФ определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного определенными властными полномочиями. Таким образом, ЦБ РФ обладает особым конституционно-правовым статусом. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" целями Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. В соответствии со статьей 7 данного Закона Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для всех юридических и физических лиц. Согласно ч. 1 ст. 56 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора в силу ч. 2 ст. 56 названного закона являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Частью 2 ст. 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" определено, что для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. В соответствии со ст. 73 данного Закона для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям. Согласно статье 74 данного Закона в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк 3 России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскивать штраф с кредитной организации. Меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России, установлены также в статье 19 другого специального Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". В соответствии со статьей 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (с последующими изменениями и дополнениями) Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций и полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. За разглашение банковской тайны Банк России, его должностные лица и работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном Федеральным законом. В силу ч. 5 ст. 57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Системный анализ смысла и содержания приведенных положений Конституции, а также указанных Федеральных законов указывает на то, что оспариваемое заявителем предписание им не противоречит. При наличии законодательных гарантий сохранения банковской тайны доступ Банка России в рамках проведения им проверок кредитных организаций и их филиалов к необходимой для этого информации, в том числе составляющей банковскую (коммерческую) тайну, является необходимым условием надлежащего выполнения Банком России возложенных на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами функций и полномочий, для достижения установленных в них целей деятельности Банка России. Право Банка России на получение сведений от руководителей и уполномоченных сотрудников проверяемой кредитной организации и ее филиалов сведений об операциях, счетах и вкладах физических лиц, на снятие копий с полученных документов, требовать и получать копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также расшифровки этих записей, а также обязанность кредитных 4 организаций и их филиалов выдавать рабочей группе все необходимые ей справки и документы, при необходимости снимать с них копии или предоставлять возможность рабочей группе снимать эти копии самостоятельно прямо вытекают из требований упомянутых Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)", в частности, статей 73, 74 во взаимосвязи со статьями 1, 3, 7, 56, 57, 75, и из содержания статьи 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Так, по смыслу статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)" Банк России имеет право получать и проверять документы кредитных организаций (их филиалов) без каких-либо ограничений для выполнения именно своих функций банковского регулирования и банковского надзора. То обстоятельство, что Банк России не указан в качестве субъекта, имеющего право на получение информации по счетам и вкладам физических лиц в ч. 3 ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", не свидетельствует об отсутствии у него такого права, поскольку оно вытекает из содержания частей 6 и 9 этой же статьи. Кроме того ст. 26 Федерального закона устанавливает не только право Банка России на доступ к информации о счетах, вкладах и другой информации, полученной при осуществлении им надзорных и контрольных функций, но и возлагает на него, его должностных лиц и работников по обеспечению сохранности сведений, составляющих банковскую тайну, не допуская ее доведения до сведения третьих лиц, чем и обеспечивается банковская тайна. В силу ст. 857 ГК РФ государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены в случаях, предусмотренных законом. Таким законом и является Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", который является специальным по отношению к Гражданскому кодексу РФ. То обстоятельство, что Банк России является юридическим лицом, само по себе не означает, что сведения, составляющие банковскую тайну, не могут быть ему предоставлены, поскольку он обладает особым правовым статусом, который выходит за рамки организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ. Кроме того, учитывая специфику деятельности кредитных организаций, и характер ведущейся в ней документации, надлежащее осуществление контрольных и надзорных функций Банком России без доступа к банковской тайне невозможно. 5 Об этом же свидетельствует и п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (с последующими изменениями и дополнениями), согласно которому контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством РФ, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Это следует и из Положения ЦБР от 28.11.2001 N 160-П "О порядке осуществления Банком России контроля за исполнением кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (в частности, пунктов 1.2, 1.2.1, 1.2.2 раздела I и пункта 3.4 раздела III). Кроме того, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в частности в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц. Нормы Федеральных законов "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)", "О банках и банковской деятельности", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" о доступе Банка России к банковской тайне кредитных организаций и их филиалов направлены именно на защиту прав законных интересов всех вкладчиков и кредиторов, поддержание стабильности банковской системы РФ, защиту и обеспечение устойчивости рубля, выполнение в том числе и конституционной функции Центрального банка РФ, закрепленной в статье 75. Коммерческий банк «С» направил кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Московского округа с требования о проверке законности решения и постановления судов. Требования банка основаны на том, что при принятии обжалуемых судебных актов судом первой инстанции, апелляционным судом неправильно применены положения статьи 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Показать полностью
, Александр, г. Москва
Дмитрий Пименов
Дмитрий Пименов
Юрист, г. Москва
рейтинг 9.3

Александр, добрый вечер.

В данном деле Коммерческий банк «С» оспаривает предписание ЦБ РФ, обязывающее предоставить заверенные копии выписок по счетам отдельных клиентов. Банк «С» ссылается на нарушение ст. 857 Гражданского кодекса РФ и ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», утверждая, что ЦБ РФ не имеет права запрашивать такие сведения, поскольку они составляют банковскую тайну.

Согласно ч. 2 ст. 857 ГК РФ, сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам в случаях и порядке, предусмотренных законом.

2. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам, а также иным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Статья 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» устанавливает, что кредитная организация и Банк России гарантируют тайну об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

В этой статье предусмотрены случаи, когда такие сведения могут быть предоставлены определенным государственным органам и их должностным лицам в порядке, установленном ФЗ.

ЦБ РФ, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», обладает полномочиями по регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций.

Статья 73 данного закона предоставляет Банку России право проводить проверки кредитных организаций и их филиалов, а также запрашивать и получать необходимую информацию об их деятельности.

Статья 74 наделяет ЦБ РФ правом требовать от кредитных организаций устранения выявленных нарушений и применять к ним соответствующие меры воздействия.

Таким образом, законодательство предоставляет ЦБ РФ право запрашивать у кредитных организаций информацию, составляющую банковскую тайну, в рамках осуществления своих надзорных функций.

При этом Банк России обязан соблюдать режим конфиденциальности полученной информации и не разглашать ее без согласия клиента, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Если резюмировать то:

Доводы банка «С» о неправомерности предписания ЦБ РФ не находят подтверждения в действующем законодательстве. ЦБ РФ действовал в рамках своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Предоставление информации, запрошенной ЦБ РФ, не нарушает прав и законных интересов банка, посколькуосуществляется в соответствии с требованиями закона и направлено на обеспечение стабильности банковской системы и защиту интересов вкладчиков и кредиторов.

Решения судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении требований Коммерческого банка «С» о признании предписания ЦБ РФ недействительным являются законными и обоснованными. Кассационная жалоба банка не содержит доводов, опровергающих выводы судов нижестоящих инстанций, и подлежит отклонению.

Таким образом, предписание ЦБ РФ является правомерным, а требования Коммерческого банка «С» о признании его недействительным удовлетворению не подлежат.

Надеюсь мой ответ был Вам полезен!

Если у вас остались дополнительные вопросы или нужна помощь в подготовке документов, напишите мне в чат. Буду рад помочь!

0
0
0
0
Павел Попов
Павел Попов
Юрист, г. Новосибирск
рейтинг 7.2

Здравствуйте!
Коммерческий банк «С» оспаривает предписание Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ), ссылаясь на нарушение ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». 

ЦБ РФ не имел права запрашивать копии выписок по счетам клиентов.
Выполнение предписания привело к значительным финансовым затратам.
Нарушены права банка как субъекта предпринимательской деятельности.
ЦБ РФ, в свою очередь, обосновывает свою позицию ссылкой на ст. 56 и 57 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)», а также статьи 73 и 74 этого же закона, которые наделяют его полномочиями по банковскому надзору, в том числе правом запроса необходимых документов.

Решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда оставили предписание ЦБ РФ в силе, исходя из следующего:

ЦБ РФ является органом банковского надзора, обладающим правом на запрашивание информации в рамках проверки деятельности кредитных организаций (ст. 56, 57, 73, 74 Федерального закона о ЦБ РФ).
Ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» не запрещает предоставление сведений ЦБ РФ в рамках надзорной деятельности.
Гарантии сохранности банковской тайны предусмотрены федеральными законами, а сам Банк России и его сотрудники несут ответственность за разглашение такой информации (ч. 5 ст. 57 Федерального закона о ЦБ РФ).
Следовательно, доводы банка о нарушении банковской тайны и превышении полномочий ЦБ РФ не находят подтверждения.

Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Московского округа должен оставить кассационную жалобу коммерческого банка «С» без удовлетворения по следующим основаниям:

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» предоставляет Банку России право на проведение проверок и получение необходимой информации от кредитных организаций, в том числе сведений, составляющих банковскую тайну (ст. 56, 57, 73, 74).
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» не запрещает предоставление информации ЦБ РФ в рамках надзорной деятельности, а напротив, обязывает кредитные организации исполнять законные предписания Банка России (ст. 26).
Гражданский кодекс РФ (ст. 857) допускает раскрытие банковской тайны в случаях, предусмотренных федеральными законами, одним из которых является Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
Таким образом, предписание ЦБ РФ является законным, судебные акты первой и апелляционной инстанции вынесены в соответствии с законодательством РФ, а кассационная жалоба подлежит отклонению.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Гражданство
Попадаем ли мы под это правило и обнуляется ли роки пребывания с нового года?
Здравствуйте! Въезжали в Россию за 2024 год 3 раза. В июне на 2 недели, в сентябре на 3 недели. В 20 октября заехали в Россию с целью переезда и получения внж. В декабре пошли подавать документы и выяснилось что у нас с сыном превышение сроков пребывания, насчитали 91 день. Сказали выезжать на 3 месяца, но с января 2025 года выходит правило 90/360. Попадаем ли мы под это правило и обнуляется ли роки пребывания с нового года?
, вопрос №4379772, Надежда Панова, с. Одесское
Договорное право
Есть переписка с ним и его сотрудниками с офиса, чеки на покупку строительных материалов и конечно свидетели сотрудники офиса
Здравствуйте,Александра! Мы с мужем летом с 16 июля по 10 октября отремонтировали офис.Договор с заказчиком был устный,как только мы заканчиваем обьект в течении 10 дней рассчитывается с нами. И вот результат до сих пор нулевой обещает только. Есть переписка с ним и его сотрудниками с офиса,чеки на покупку строительных материалов и конечно свидетели сотрудники офиса...
, вопрос №4379459, Гульназира, г. Москва
Уголовное право
Приехал со своим отцом и мне отказали в вводе, что мне делать?
Добрый вечер.У меня проблема с банком и выводом денег,на счету остались мои 75 тысяч рублей.Производил действия с криптовалютами.Мне самому 16 лет.Карту заблокировали без объяснения причин и в соответствие с чем.Приехал в отделение альфа банка.Сказали что по мошенничеству и попросили вызвать родителей.Приехал со своим отцом и мне отказали в вводе,что мне делать?горячая линия вводит в заблуждение и отделение банка тоже,прошу помочь мне с этой ситуацией
, вопрос №4378663, Александр, г. Оренбург
Медицинское право
Имею ли я право не ждать конца новогодних праздников и уехать домой написав отказ от лечения?
Лежу с новорожденной дочерью в больнице с желтушкой уже 2 раз. Имею ли я право не ждать конца новогодних праздников и уехать домой написав отказ от лечения?
, вопрос №4377765, Анастасия, Луганск
910 ₽
Автомобильное право
4 может есть еще какие-то варианты не лишится прав?
Лишение прав по ч.5 ст. 12.15 КоАП Добрый день! На трассе совершил обгон. Инспектор ехал за мной и заснял на камеру якобы я совершил обгон на перекрестке(нерегулируемый перекресток, съезд в поле) составил протокол за нарушение а. 1.3 и 9.11 пдд РФ выехал на полосу встречного движения в зоне действия дорожной разметки 1.1 ,инспектор показал на видео что я пересек разметку на перекрестие, но там очень плохо все видно из-за тумана. нарушение отрицал, протокол подписал что не согласен! не ходатайствовал о рассмотрении дела по месту жительства, от дома 1500км. Думаю в суд написать потом это ходатайство! О рассмотрении по смс отказался в протоколе я отказал расписывался об этом.,Подобное нарушение ч.4 ст.12.15 уже было 22.05. 2024 с камеры видеофиксаций как на Собсвенника (за рулем был не я в тот момент) тс , а оплатил я сразу со скидкой 2500₽ и за года может ещё несколько обычных(250₽), оплачивал сразу. на иждивение двое детей 4 и 9 лет, возможно нужна характеристика с работы хочу устроиться водителем вопросы: 1) можно ли обжаловать первое оплаченное постановление с камер если прошло пол года примерно , шансы? Лишат ли того прав если он придет в суд и признается в нарушении что именно он был в тот момент за рулем? Или по сроку давности он избежит наказания? 2) по части 5 можно ли написать в суд ходатайство по месту жительству если в протоколе указал что не имею ходатайств по месту жительства? И пойдет ли суд на приостановление дела пока не вынесут решение по обжалованию первичного нарушения с камер? 3)смогу ли я потом переделать статью с части 5 на часть 4 и уже по ней доказывать невиновность или по сроком давности прекратить его? 4) может есть еще какие-то варианты не лишится прав?
, вопрос №4377586, Дмитрий, г. Москва
Дата обновления страницы 03.01.2025