Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Скажите, пожалуйста, если в меню прописанно, что берут % за обслуживание это законно?
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, если в меню прописанно ,что берут % за обслуживание это законно?
Я не про банкетное меню просто, я прихожу в кафе покушать, там указан процент за обслуживание. Если это указанно в меню, то кафе может брать % за обслуживание?
Уважаемый Илья! Статьей 421 Гражданского Кодекса предусмотрена свобода договора:
ГК РФ Статья 421. Свобода договора
На основании указанной нормы права стороны могут заключить договор на различных условиях, и если Вас не устраивает такое условие как % за обслуживание помимо цен, указанных в меню, о чем Вас извещает контрагент по договору в представленном Вам для ознакомления меню, то Вы вправе отказаться от услуг данной организации и от заключения договора на обслуживание с ней.
Действия организации по указанию в меню стоимости обслуживания абсолютно правомерны.
Здравствуйте. Считаю установление такого процента в одностороннем порядке незаконным, как мне кажется, поскольку в силу ст. 16 ФЗ «О ЗПП»
2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
То есть нельзя указывать, что заказ может быть только при оплате %. Плюс согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»
12. Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация должна содержать:
цены в рублях и условия оплаты услуг;
Про проценты в постановлении ни слова. А если это именно услуга по обслуживанию, то в процентах её никак нельзя указывать.
В целом тут действует принцип свободы договора также, ст. 421 ГК РФ
1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Если Вас не устраивает данное условие, то Вы можете просто отказаться от заказа и всё. Как вариант обратиться с жалобой в Роспотребнадзор также.
Приветствую Вас, Илья!
Дабы ответить на Ваш вопрос необходимо обратиться к статье 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Если это указанно в меню, то кафе может брать % за обслуживание?
Исходя из вышеизложенного, рестораны и иные заведения общественного питания частенько пытаются навязать услугу по обслуживанию клиентов дополнительно к услуге по приобретению блюд. Поскольку одна из услуг неотделима от другой, следовательно, данные действия незаконны.
Кроме того, пункт 12 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» предусматривает обязанность Исполнителя в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация должна содержать:
1.перечень услуг и условия их оказания;
2. цены в рублях и условия оплаты услуг;
Желаю удачи.
Здравствуйте Илья.
Если данная информация была Вам предоставлена до оказания услуги, Вы с нею были ознакомлены и выразили свое согласие, в таком случае нарушений здесь нет.
Согласно Постановлению Правительства РФ
от 15 августа 1997 года N 1036
«Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»
ПРАВИЛА оказания услуг общественного питания
24. Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю другие возмездные услуги.
Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату
Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы
Т.е. здесь следует отказаться от них до оказания таких услуг о чем уведомить исполнителя, либо после их оказания если имеются основания подтверждающие то, что Вас не проинформировали о наличии таких услуг. Но с учетом того, что предварительно клиенту предоставляют меню насколько я это понял из вопроса, в которое данные услуги включены, предполагается что в случае отсутствия возражений с его стороны после ознакомления с ним, данные услуги им были приняты к их оказанию, доказать обратное при таких условиях будет проблематично на мой взгляд.
Здравствуйте, Илья.
В соответствии со ст. 16 ФЗ «О защите прав потребителей»
3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
Установление в меню (счете) процента за обслуживание является незаконным, так как продавец в таком случае в одностороннем порядке, т.е. без согласия клиента, уже включил доп. услугу за плату, что противоречит указанной мной статье ФЗ.
Чаевые, % за обслуживание, не важно какое название применяется, по сути является вознаграждением/поощрением работника заведения общепита, а выплата вознаграждения/поощрения работника является обязанностью/правом работодателя, а никак не клиента. Клиент вправе поощрить официанта, но никак не обязан это делать. Включение такой обязанности в меню либо счет ущемляет права потребителя.
Приведу разъяснение Роспотребнадзора по этому вопросу.
В ГОСТ Р 50935-2007 «Услуги общественного питания. Требования к персоналу» указано, что официант – это работник, занимающийся обслуживанием потребителей в зале, в том числе сервировкой стола, подачей блюд, напитков, расчетами с потребителями. Таким образом, действия официанта — это и есть ни что иное как оказания услуг общественного питания и неразрывно связано с данными услугами. Работу официанта невозможно классифицировать, как отдельную самостоятельную услугу, так как это непосредственная обязанность организации общественного питания, у которых наличие официанта просто необходимо. Более того, во исполнение пункта 5.1 СП 2.3.6. 1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» работники организации общественного питания не вправе пропустить посетителя на кухню для того чтобы он сам мог забрать приготовленные блюда и как следствие не платить за услуги официанта по обслуживанию. Следовательно, готовое блюдо потребителю должны принести сотрудники организации общественного питания без взимания дополнительной платы.
Подводя итог под вышесказанному, делаем вывод, что взимание фиксированной или процентной платы от суммы счета за обслуживания не находит под собой правовых оснований и потребитель вправе ее не оплачивать или требовать ее возврата, если оплата была осуществлена. Уплата «чаевых» носит добровольный характер и не может вменяться как обязанность.
http://cgie.62.rospotrebnadzor...
С уважением, юрист Ирина Ростовцева
Здравствуйте, если в кафе указан % за обслуживание — это незаконно. Так как вы не сможете заказать еду без оплаты процентов за обслуживание — исполнителю запрещается обуславливать приобретение еды обязательным приобретением услуг официанта. В силу п.2 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей»
Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Если бы у вас был выбор взять еду самостоятельно — не платя денег за обслуживание(например: взять поднос и наложить себе самостоятельно блюда) или воспользоваться услугами официанта за деньги — это было бы законно, но у вас такого выбора не было — значит исполнитель нарушил ваши права.
Для решения данной проблемы необходимо попросить книгу жалоб и написать в неё указанное выше и потребовать вернуть деньги за % обслуживания. Думаю вопрос с % за обслуживание решиться как только вы попросите книгу жалоб.
Если реально услуги по обслуживанию Вам оказываются, и это не кафе с самообслуживанием, то требование оплаты за оказанную услугу вполне правомерно. Если обслуживание не производится, то и требование оплаты неправомерно.