8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
289 ₽
Вопрос решен

Регистрация авторских прав на учебную программу

Имеется авторская детская учебная программа, входящая в франшизу.

Со слов патентного поверенного, в РФ невозможна защита прав на учебную программу - можно только депонировать текст программы для доказательства авторства, но при его изменении третьими лицами и дальнейшем использовании (те же планы уроков, но написанные другими словами) ничего нельзя будет доказать.

Есть ли всё-таки какие-то варианты защиты интеллектуальных прав в данном случае?

, Дарья, г. Москва
Ринат Бешаров
Ринат Бешаров
Юрист, г. Москва

Добрый день, Дарья. Передача прав пользования учебной программой по франшизе происходит в рамках договора коммерческой концессии.

Статья 1027 ГК РФ Договор коммерческой концессии
1. По договору коммерческой концессии
одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне
(пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право
использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс
принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на
товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие
предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на
коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
2. Договор коммерческой концессии
предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой
репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в
частности, с установлением минимального и (или) максимального объема
использования), с указанием или без указания территории использования
применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности
(продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных
пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению
работ, оказанию услуг).
3. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
4. К договору коммерческой концессии соответственно применяются правила раздела VII
настоящего Кодекса о лицензионном договоре, если это не противоречит
положениям настоящей главы и существу договора коммерческой концессии.
Таким образом, в Вы можете включить подробное описание методики обучения по указанной программе в текст договора.

0
0
0
0

Регистрация описания учебной программы возможна, но есть некоторые важные нюансы. Авторское право охраняет форму произведения, на его смысл и содержание оно не распространяется. Копирайт нарушается при использовании конкретного текста, автором которого является создатель учебной программы,
но выполнение тех действий, которые в ней описаны, нарушением авторских
прав не является. На это прямо указывает п. 3 статьи 1270 ГК.

Статья 1270. Исключительное право на
произведение

1. Автору произведения или иному правообладателю
принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229
настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом
(исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2
настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на
произведение.

2. Использованием произведения независимо
от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или
без такой цели, считается, в частности:

1) воспроизведение произведения, то есть
изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой
материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в
трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух
измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись
произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также
считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись
произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет
неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего
единственной целью правомерное использование произведения либо осуществляемую
информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в
информационно-телекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет
самостоятельного экономического значения;

2) распространение произведения путем продажи или иного
отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация
оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью
пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также
демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их
последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте,
открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное
число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того,
воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте
одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях
распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра
произведения;

6) публичное исполнение произведения, то
есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических
средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ
аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в
месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует
значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от
того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в
другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для
всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по
кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого
произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия
независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений
в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной
станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых
произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его
фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается
сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному
кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для
всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода,
оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов
признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются
неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

8.1) ретрансляция, то есть прием и
одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной
и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в
эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания;

9) перевод или другая переработка произведения. При этом
под переработкой произведения понимается создание производного произведения
(обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под
переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые
их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с
одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения
изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для
ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под
управлением конкретных программ пользователя;

10) практическая реализация
архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего
сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из
любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего
сведения).

3. Практическое применение положений,
составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих
собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является
использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за
исключением использования, предусмотренного подпунктом 10
пункта 2 настоящей статьи.

4. Правила подпункта 5 пункта
2 настоящей статьи не применяются в отношении программы для ЭВМ, за
исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

0
0
0
0

Что касается депонирования произведения (программы ЭВМ, учебной программы, методики, и т.д.), это процедура, при которой лицо, заявляющее об авторстве
конкретного произведения, предъявляет его в организацию, осуществляющую
депонирование. Организация выдает ему документ со сведением
о предъявленном произведении и дате предъявления.

При регистрации произведений проверка авторства не производится, поэтому
свидетельство о регистрации удостоверяет только то, что в определенное
время лицо, подавшее заявку о депонировании, владело экземпляром
произведения, и утверждало, что является его автором.

Согласно закону, авторские права на произведение возникают после его
создания, никаких формальностей (проставления знака "©» или получения
каких-либо свидетельств) не требуется. Из всех произведений, охраняемых
авторским правом, регистрации подлежат только программы для ЭВМ и базы
данных. Такая регистрация не обязательна, она осуществляется Федеральным институтом промышленной собственности (ФИПС), подведомственным Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

0
0
0
0
Максим Лобанов
Максим Лобанов
Юрист, г. Москва
Есть ли всё-таки какие-то варианты защиты интеллектуальных прав в данном случае?
Дарья

Здравствуйте, уважаемая Дарья!

Ваш патентный поверенный прав, если в основе Вашей учебной программы лежит какая то идея, какие то определенные методики, то есть совокупность курсов которые приводят к определенному результату, но при этом можно использовать совсем другой сценарий занятия заложив в основу лишь последовательность и саму идею в основе каждого курса, которая может привести к такому же результату, такая учебная программа не будет подлежать защите авторским правам.

К примеру автор стихотворения, может вполне защитить свои авторские права, поскольку идея стихотворения заложена в тексте, в рифме, если к примеру взять идею какого нибудь стихотворения и изложить его другими словами применяя другие рифмы, это уже совершенно другой объект.

Сама учебная программа подлежит защите как текст, но не идеи или идея которая заложена в основу.

Единственное что я Вам могу порекомендовать это ввести режим коммерческой тайны или ноу-хау, но поскольку Вы обучаете людей по данной программе учебной, им все равно станет известна последовательность курсов, их содержание и другие элементы программы.

Самым простым способом депонирования текста учебной программы является заверение у нотариуса копии текста, нотариус поставит дату и подпись, укажет Ваши данные тем самым подтвердив, что на дату обращения Вы уже обладали данной программой и являетесь тем самым автором, если ранее никто не депонировал ее.

С Уважением Максим Лобанов.

0
0
0
0

Согласно части 5 статьи 1259 Гражданского Кодекса РФ

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

Именно поэтому учебную программу как способ достичь какой то цели или результата в обучении защитить авторскими правами не представляется возможным.

Нужно искать другой, не правовой метод, то есть не включать в текст учебной программы какие то ключевые элементы приводящие непосредственно к результату, но тем не менее применять их, это самая распространенная практика на Западе.

0
0
0
0
Похожие вопросы
700 ₽
Наследство
Только сейчас обнаружилась ошибка в адресе моего проживания (не правильно указан номер квартиры) В свидетельстве ЕГРН на долю в квартире адрес регистрации правильный
Добрый день. В 2002 году оформляла свидетельство о праве на наследство по закону (долю умершего отца в квартире, Мама отказалась от наследства в мою пользу). Только сейчас обнаружилась ошибка в адресе моего проживания (не правильно указан номер квартиры) В свидетельстве ЕГРН на долю в квартире адрес регистрации правильный. Что делать? Спасибо.
, вопрос №4086600, Елена, г. Москва
Защита прав работников
Правомерны ли её действия, весь учебный год, суббота, мой выходной/методический день, а как праздничные дни, то я работаю по шестидневной рабочей неделе?
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, я учитель начальных классов, учебная нагрузка 23 часа в неделю. По субботам не работаю ( у детей моего класса в этот день уроков нет). Директор, информируя нас о предстоящих майских выходных, сообщила, что школа работает по шестидневной рабочей неделе и все учителя должны быть на своём рабочем месте. Правомерны ли её действия, весь учебный год, суббота, мой выходной/методический день, а как праздничные дни, то я работаю по шестидневной рабочей неделе? Спасибо!
, вопрос №4086445, Инна, г. Иркутск
586 ₽
Вопрос решен
Трудовое право
Как мне защитить свои права и не остаться без работы?
Здравствуйте! У меня основной трудовой договор с 2013 года. В феврале 2021 году ушла в отпуск по БиР потом по уходу за ребёнком.15 апреля 2024 года заканчивается отпуск по уходу за ребенком до 3 лет с 16 апреля выход на работу. Пока была в отпуске сменился собственник организации, т. е. директор, организация так и осталась. По факту мою должность негласно упразднили и выходить мне некуда, при этом меня не уведомляли о произошедших изменениях и предложили зп мрот что в два раза меньше той что была до ухода в отпуск по уходу за ребенком с расчётом на то что напишу заявление по собственному. Я написала два заявление одно на выход и другое на уход в учебных отпуск на подготовку и защиту диплома с 16 апреля , образование получаю первое. Что делать дальше, я пока не знаю. Как мне защитить свои права и не остаться без работы?
, вопрос №4085629, Анна, г. Москва
800 ₽
Получение образования
Младший ребёнок (ученик 3 класса) – не посещал школу в прошлом учебном году 2 последних месяца (родители
Через неделю после получения заявления, Вы встретились с родителями. Во время встречи была получена следующая информация: старший ребёнок (ученик 10 класса) зачислен в группу учащихся по подготовке к региональному этапу всероссийской олимпиады школьников по химии на базе колледжа, поэтому будет часто отсутствовать на занятиях. Младший ребёнок (ученик 3 класса) – не посещал школу в прошлом учебном году 2 последних месяца (родители увезли ребёнка за город в связи с обострением аллергии), в течение года часто пропускал занятия по болезни, имеет академические задолженности по русскому языку и литературному чтению. Родители считают, что их младшему ребенку нужно особое расписание уроков и отдельный учитель, так как классный руководитель на встрече с родителями посоветовала им нанять ребёнку репетитора «для того, чтобы догнать школьную программу». На основании имеющихся данных, разработайте проект управленческого решения и перечень поручений (не менее 5). Формулировка поручений должна быть конкретна. Каждое поручение должно иметь срок исполнения и конкретное ответственное лицо.
, вопрос №4085752, Карим, г. Ростов-на-Дону
Все
Объяснить юристу специфику бизнеса Партнеры из Китая имеют свой
Объяснить юристу специфику бизнеса. Партнеры из Китая имеют свой сервер в известной игре l2, они хотят распространить ее в России. Ранее они ее уже запустили в Китае и Малайзии. Заработок будет от донатов. Оплата донатов через сайт благодаря ИЭ. Мы должны отправлять в Китай 85% прибыли. План выйти на прибыль 10 миллионов. 1. Законно ли вести бизнес такого формата в России? 2. Вопрос авторских прав может ли возникнуть? 3. Можно ли составить договор по которому можно будет переводить деньги законно по Swift в Китай? Если нет. То Вариант с криптовалютой 4. Покупка крипты производиться по P2P, это говорит о том, что перевод будет с карты Физ лица на физ лица. Могут ли у банка возникнуть вопросы по данной транзакции, если да , то какие и как этого избежать? Обычно вопросов не возникает, но в данной ситуации будут большие суммы. 5. Вопрос по приему денег с сайта. Хотим снять нагрузку с сайта и расчетных счетов ИП, поэтому есть идея сделать 2 расчетных счета двух разных людей. В обоих подключить ИЭ, и подключить на сайт или сайты (зеркальные). Выручка будет идти на два расчетных счета, также в % соотношении далее будет отправлять в Китай. Цель – распределить объемы денежных средств, чтобы не привлекать внимание различных учреждений (Налоговой, банков при переводе денег и др).
, вопрос №4085060, Роман, г. Самара
Дата обновления страницы 15.12.2016