Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Отказ в обслуживании по гендерному признаку
Салон красоты, специализируется на женских прическах, имеем ли мы право отказать в обслуживании мужчине? Как это сделать так чтобы к нам не было претензий по 426 ГК РФ или другим по защите прав потребителей?
Коллеги, давайте уточним - такой мужчина нашелся, грозит судом, но мы не хотим делать ему женскую стрижку или добавлять в прайс мужские стрижки или как то еще его обслуживать. Неужели нет никакого нормального законного права "послать его"? Как то в ночных клубах скажем есть фейсконтроль, на каком законном основании отказывают? говорят что то типа "частное заведение". Пожалуйста, дайте конкретный ответ.
Петр, добрый вечер.
Вы не обслуживаете мужчин, т.к. все Ваши специалисты имеют подтвержденную сертификацию/навыки только по женским стрижкам. Вы не можете предоставить услуги мужчинам, т.к. не можете нарушать закон о защите прав потребителей и ставить под угрозу качество оказываемых услуг: Вы не можете оказать качественную услугу для мужчин ввиду отсутствия персонала надлежащей квалификации для стрижки мужчин.
Здравствуйте, Петр!
Если Вы изначально будете позиционировать, как салон в силу специфике оказываемых слуг только для женщин. То соответственно Вы не сможете обслуживать мужчин в силу особенностей набора услуг и специалистов.
Если об этом будет указано и в название салона, и в прейскуранте услуг, что оказываются услуги для женщин, то обвинить Вас в дискриминации затруднительно.
Т.е. изначально публичный договор предназначен именно для женщин в силу специфике оказываемых услуг.
Это тоже самое, что обвинять женскую консультацию в отказе обслуживать мужчин
Коллеги, давайте уточним — такой мужчина нашелся, грозит судом, но мы не хотим делать ему женскую стрижку или добавлять в прайс мужские стрижки или как то еще его обслуживать. Неужели нет никакого нормального законного права «послать его»? Как то в ночных клубах скажем есть фейсконтроль, на каком законном основании отказывают? говорят что то типа «частное заведение». Пожалуйста, дайте конкретный ответ.
Петр
Ну а кто сказал, что у клуба не будут проблемы, если какой нибудь назойливый клиент, которого не пустили в клуб все это зафиксирует (например на видео) плюс привлечет свидетелей, и в итоге клуб как раз и смогут привлечь к ответственности.
А в Вашем случае Вы изначально указали в своем прейскуранте что все услуги оказываете только для женщин в силу специфике услуг и Ваш отказ в обслуживание мужчины будет законен, так как Вы изначально не имеете возможности, а главное оснований для обслуживания мужчин.
Здравствуйте, Петр. Вы можете не отказывать, а предложить мужчинам сделать стрижки, на которых специализируетесь. И если клиента устраивает женская стрижка, опчему бы не пойти ему навстречу?
Коллеги, давайте уточним — такой мужчина нашелся, грозит судом, но мы не хотим делать ему женскую стрижку или добавлять в прайс мужские стрижки или как то еще его обслуживать. Неужели нет никакого нормального законного права «послать его»? Как то в ночных клубах скажем есть фейсконтроль, на каком законном основании отказывают? говорят что то типа «частное заведение». Пожалуйста, дайте конкретный ответ.
В ч. 1 ст 37 Конституции РФ установлено: Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Вами был выбран род деятельности — женские стрижки. Ваш салон не делает мужские стрижки. Это — не ваш вид деятельности.
У вас определенный перечень услуг, вы его обязаны придерживаться. Ваши работники — тоже специалисты в области женских стрижек. Мало ли кому что в голову придет? На каждую прихоть и чудаковатость законов не существует. Вы обязаны оказать именно те услуги, которые предлагаете. Предлагаете оказывать женские стрижки, значит именно в женской стрижке и не можете отказать.
Исходить надо не из того, каким законом урегулировано, что вы не обязаны делать мужские стрижки (не существует такого закона), если делаете женские, а из того, для каких именно услуг создано ваше предприятие. Если ваша специфика — женские стрижки, вы ни перед кем не обязаны отчитываться или расширять ассортимент только потому, что кому-то в голову пришла такая блажь. Это ваше предприятие, и только вы решаете, чем вам заниматься.
И оценка этого с точки зрения дискриминации, гендерных или ее каких-то различий — просто абсурд. А если мужчине придет в голову потребовать от роддома принять у него роды? И что же, роддом обязан будет оправдываться от обвинения в дискриминации?
Фантазии вашего несостоявшегося клиента, конечно, не мешают ему обратиться с жалобой. Но в силу того, что вы ничего не нарушаете, работая в узкой сфере деятельности, ни о какой вашей ответственности речи быть не может. Т.к. нет закона, который бы вы при этом нарушили. А с точки зрения здравого смысла его претензии просто неадекватны.
Салон красоты, специализируется на женских прическах, имеем ли мы право отказать в обслуживании мужчине? Как это сделать так чтобы к нам не было претензий по 426 ГК РФ или другим по защите прав потребителей?
Петр
Петр, на мой взгляд это излишнее усложнение проблемы. Если Вы, например, открыли женский туалет, а другая организация мужской, то ни при каких обстоятельствах ни Вас ни другую организацию не смогут обвинять в нарушении гендерных прав, поскольку это разделение вытекает из самого существа оказываемой Вами услуги. Вы оказываете услугу не всем, а только женщинам, для чего у Вас есть специалисты, возможности, оборудование и опыт.
Крайне сомнительно, чтобы какой-то сильно обиженный мужчина пожаловавшись в суд или в Роспотребнадзор смог добиться подтверждения ущемления его гендерных прав.
Отмечу дополнительное обстоятельство. Женщины идут в этот салон поскольку он обслуживает именно женщин. Прием в этом салоне мужчины в таком случае нарушит права этих женщин, которые избрали именно такой тип сервиса, и уже они могут обратиться в органы за защитой, поскольку им предоставляется услуга, не соответствующая рекламируемой.
Вид деятельности, который осуществляется предпринимателем, не предполагает обслуживание мужчин в принципе и позиционирует себя как оказание услуг определенной категории граждан, т.е. по сути такая оферта изначально не является публичной, направленной на всех без исключения.
На самом деле проблема может выглядеть и глубже. Утрирую. Допустим, что предприниматель выбрал вид деятельности — оказание услуг общественного питания и при этом указал в табличке при входе, что это кафе «Только для белых». Вроде бы ситуация сходная, но тут явный расизм, т.е. дискриминация по цвету кожи и расовой принадлежности, а в рассматриваемом случае мы все утверждаем, что дискриминации нет.
Разница тут состоит в том, что сам вид услуги, ее существо устанавливает гендерные различия и может таким образом иметь место без нарушения прав лиц, не попадающих в определенную категорию. В примере же общественное питание как таковое не является видом деятельности из существа которого вытекает возможность каким-то образом ограничивать ее получение, т.е. дискриминировать какие-то категории граждан.
Таким образом, если в представленном утрированном примере дискриминация есть, то в рассматриваемом случае она совершенно определенно отсутствует.
Петр, добрый вечер.
Поддержу прозвучавшую уже мысль
. Вы можете не отказывать, а предложить мужчинам сделать стрижки, на которых специализируетесь.
И здесь не будет никакого нарушения закона с Вашей стороны. Причем Вы не обязаны будете удовлетворять заявленные требования о мужской стрижки.
Давайте же будем исходить из буквального толкования ст. 426 ГК РФ
1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Какой Вы вид деятельности для себя позиционируете — салон красоты, специализирующийся на женских прическах, где у Вас работают соответствующим образом подобранные мастера. И соответственно Вы не можете отказать мужчине, который обратился с просьбой сделать себе женскую прическу.
Хочет получить мужскую стрижку — всегда пожалуйста, но цена будет несколько иной (можете озвучить на порядок больше чем она того стоит). И это право, за Вами закреплено в той же ст. 426 ГК РФ
2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковойдля потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Цены на женские прически, одни, на мужские — другие. Ведь потребитель то у Вас будет разной категории.
Коллеги, давайте уточним — такой мужчина нашелся, грозит судом, но мы не хотим делать ему женскую стрижку или добавлять в прайс мужские стрижки или как то еще его обслуживать.
Петр
На мой взгляд другого варианта у Вас нет — или отказывать в обслуживании или удовлетворять заявленные требования. Сослаться на отсутствие специалиста у Вас вряд ли получится — поскольку сотрудники в этот момент все находятся на своих рабочих местах.
Можете лишь обосновывать режимом работы: занятостью сотрудников, наличием предварительных заказов, к определенному времени, испорченными принадлежностями, поломанным оборудованием и т.п. иными словами вести себя таким образом, чтобы исключить с его стороны возможность доказывания данного ему отказа.
Салон красоты, специализируется на женских прическах, имеем ли мы право отказать в обслуживании мужчине? Как это сделать так чтобы к нам не было претензий по 426 ГК РФ или другим по защите прав потребителей?
Петр
Здравствуйте Петр. Вы несколько заблуждаетесь.
На самом деле у Вас нет, не было и не будет публичного договора, если Вы того сами не захотите.
Согласно ОБЩЕРОССИЙСКОМУ КЛАССИФИКАТОРУ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2)
96.02
Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты
Эта группировка включает:
— мытье волос, подравнивание и стрижку, укладку, окрашивание, мелирование, завивку, выпрямление волос и подобные работы, выполняемые для мужчин и женщин;
— бритье и подравнивание бороды;
— маникюр, педикюр, макияж, массаж лица и т.п.
Эта группировка не включает:
— изготовление париков, см. 32.99
Данная деятельность изначально разделена по половому признаку, в противном случае указали бы, что «выполняемая для людей». Если кто-то захочет кинуть в меня камень, сразу скажу, что уже существуют парикмахерские и для животных.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Т.е. обратите внимание на определение — организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого.
Вы, по характеру своей деятельности, выполняете только дамские прически. Изначально Вы заявляете, что обслуживаете только женщин, т.к. характер оказываемых Вами услуг относится только к данной категории человечества.
Коллега сравнил Вашу деятельность с женской консультацией
Т.е. изначально публичный договор предназначен именно для женщин в силу специфике оказываемых услуг.Это тоже самое, что обвинять женскую консультацию в отказе обслуживать мужчин
и он в этом прав, только неправильно расставил акценты, т.к. публичного договора в данном случае не возникает, в виду характера деятельности Ваших организаций..
А вот как только Вы заявите, что делаете дамские прически и мужчинам, то договор станет публичным, поэтому не стоит делать такого или предлагать клиентам-мужчинам подобной услуги, если не хотите обслуживать всех подряд
В связи с указанным Вы не обязаны обслуживать мужчин и если у Вас и будут проблемы, то только с определенной категорией мужчин, которые позиционируют себя как женщины, но наше общество, слава богу, не настолько толерантно, чтобы, после жалобы такого индивидуума, Роспотребнадзор, прокуратура или суд кинулись его защищать
Более того, Ваш публичный договор (ст. 426 ГК РФ) сразу в виде вывески говорит о том, что обслуживать мужской пол у Вас нет возможности ввиду отсутствия специалистов должной квалификации, либо их временным отсутствием. Понимаете?
Вы в соответствии с ЗоЗПП не имеете права оказывать ему услуги в связи с тем, что не имеете права оказывать некачественные услуги, т.к. нет у специалистов должной квалификации. Т.е. оказывать некачественные услуги Вы имеете право, но именно Вам такое не нужно. Этого достаточно. Закона, который прямо говорит о том, что Вы имеете право не обслуживать мужчин в женской парикмахерской, — нет.