Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Сможете ли Вы прокомментировать статью 4, пункт 21 закона 103 ФЗ о платежах?
Здравствуйте. Сможете ли Вы прокомментировать статью 4, пункт 21 закона 103 ФЗ о платежах? Закон запрещает принимать кредитным организациям коммунальные платежи . Однако банки повсеместно принимают данные платежи. Или банки нарушают закон, или платежи не являются коммунальными, поскольку нет специальных счетов в квитанциях. Ваше мнение?
Добрый день, Евгений.
Я полагаю Вы имели ввиду ч. 21 ст. 4 ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 N 103-ФЗ.
По данному вопросу имеется разъяснение: письмо Центрального банка РФ от 21 ноября 2011 г. N 166-Т, согласно которому Банки имеют право осуществлять перевод денежных средств поставщикам, при условии указания физическим лицом в распоряжении получателя — Поставщика.
абз. 4 письма Центрального банка РФ от 21 ноября 2011 г. N 166-Т
Кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией, как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора, на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом.
Ознакомиться с письмом вы можете по ссылке: <Письмо> Банка России от 21.11.2011 N 166-Т «По вопросам применения законодательства о национальной платежной системе» (legalacts.ru)
Сможете ли Вы прокомментировать статью 4, пункт 21 закона 103 ФЗ о платежах? Закон запрещает принимать кредитным организациям коммунальные платежи. Однако банки повсеместно принимают данные платежи. Или банки нарушают закон, или платежи не являются коммунальными, поскольку нет специальных счетов в квитанциях. Ваше мнение?
Здравствуйте Евгений.
Как следует из Письма ЦБР от 21 ноября 2011 г. N 166-Т «По вопросам применения законодательства о национальной платежной системе» согласно которого, что действие положений части 21 статьи 4 настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникшие из договоров, ранее заключенных кредитными организациями с поставщиками и операторами по приему платежей и подлежащих расторжению со дня вступления в силу названного Федерального закона ,
Данное письмо можете посмотреть по ссылке demo.garant.ru/#/document/592125/entry/2
Кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств. Указанный перевод денежных средств осуществляется кредитной организацией, как при наличии договора с поставщиком или его управомоченным лицом, так и при отсутствии указанного договора, на банковский счет поставщика или его управомоченного лица, не являющийся специальным банковским счетом.
В тоже время в ФЗ № 103 от 3 июня 2009 года «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» указано, что согласно п. 21. Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.
См. комментарий по следующей ссылке demo.garant.ru/#/multilink/12167401/paragraph/1073741914/number/0
Евгений, добрый день!
Хотя в самом п.21 ст.4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» указано, что кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей, но кредитные организации повсеместно, как Вы и указали занимаются сбором платежей, по этой причине ЦБ РФ дал в своем письме от 21.11.2011 N 166-Т «По вопросам применения законодательства о национальной платежной системе» разъяснения указанного пункта:
Кредитные организации вправе осуществлять банковскую операцию по переводу денежных средств, получателем средств по которому может являться поставщик или управомоченное им лицо, в том числе платежный агент, при условии указания физическим лицом в распоряжении о переводе денежных средств поставщика или управомоченного им лица в качестве получателя средств.
Полный текст письма можете посмотреть тут: https://ppt.ru/docs/pismo/bank/n-166-t-68647
Также Есть разъяснение УФАС РФ письмо от 27.09.2019 г. № АК/84598/19 о том, что кредитные организации вправе взимать платежи за коммунальные услуги.
В настоящее время прием и перевод денежных средств в счет оплаты
жилищно-коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской
Федерации может быть осуществлен рядом хозяйствующих субъектов, в частности,
кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными
агентами и операторами почтовой связи.
Ознакомиться с полным текстом письма УФАС РФ от 27.09.2019 г. № АК/84598/19 можно по ссылке: https://fas.gov.ru/documents/685816
Таким образом, кредитные организации вправе взимать плату за коммунальные услуги.
Здравствуйте, Евгений.
Закон запрещает принимать кредитным организациям коммунальные платежи
Нет, Вы просто не так поняли. Обратимя непосредственно к комментируемой норме
21. Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.
Т. е. норма говорит только запрете кредитным организациям выступать в правоотношениях в определенном статусе, а именно платежных операторов и агентов/субагентов, понятия каждого из которых даны в ст.2 этого же закона. Но это не означает, что КО не вправе осуществлять операции по переводу средств в пользу поставщиков и платежных агентов.
Норма существует для того, чтобы не создавать у кредитных организаций конфликт интересов. В силу ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ, КО наделены обязанностями по проведению внутреннего и обязательного контроля за банковскими операциями, проведения мероприятий по идентификации их участников, бенефициаров и выгодоприобретателей, выявления экономического смысла операций. Платежные агенты и операторы, при этом подлежат постановке на соответствующий учет в Росфинмониторинг. И было бы весьма нелогично, что КО при этом же одновременно действовали, как платежные агенты или операторы, принимая от физ.лиц средства в интересах своего собой же проверяемого контрагента.
Осуществление же просто переводов по распоряжению физ.лиц КО выполняет прямо соответствующие своим целям функционирования задачи — осуществляет банковские операции.
Здравствуйте, Евгений!
Интересующая Вас ч. 21 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ запрещает кредитным организациям
выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами
Скажем проще, банк не может быть платежным агентом. Отсюда вопрос: кто такой платежный агент? Смотрим п. 3 ст. 2 ФЗ №103. Это организация, которая принимает платежи от физических лиц. Приведу пример человеческим языком.
В Московской области есть организация под названием МосОблЕИРЦ, которая выступает платежным агентом. Она не проводит платежи, она их собирает, а потом распределяет между поставщиками ЖКУ и управляющими компаниями. То есть берет себе и передает другим.
А что делает банк, когда человек приносит ему квитанцию? Исходя из п. 4 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1, он осуществляет перевод денег по поручению клиентов.
Проще говоря, обеспечивает перемещение денег от гражданина-плательщика на счет организации-поставщика. Себе он ничего не берет (кроме, разумеется, комиссии за услуги).
Поэтому это два разных вида деятельности. Банк не выступает платежным агентом, он только проводит платежи.
Возможно, Вам будет понятнее различие, если представить перемещение денег в виде схемы.
Условные обозначения:
А — гражданин, потребитель ЖКУ
Б — организация- поставщик ЖКУ
В — платежный агент
Вариант 1. Прямой платеж: А ---> Б
Вариант 2. Платеж через агента А ---> В
В ---> Б
Банк во всех случаях — это стрелочка. Он ни при каких условиях не станет В.
Также это подтверждает такой факт: платежный агент принимает деньги на специальный банковский счет (если соблюдает ч. 14 ст. 4 ФЗ №103), который начинается на 40821, или на обычный расчетный счет (если нарушает закон), который начинается на 40702. Но оба они находятся в разделе 4 банковского плана счетов — он называется «Средства на счетах»
У банка же есть только корреспондентский счет, он начинается на 30102, и находится он в разделе 3 плана счетов — «Межбанковские расчеты». У банка нет счета, на который можно принимать платежи в качестве агента.
Нет. Это не так.
ч. 21 ст. 4 запрещает Банкам, быть операторами по приему платежей
ч. 1 ст. 4 и ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» определяют, что Банк (кредитная организация) является оператором по переводу денежных средств в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности» и нормативным актами Банка России.
Если коротко, то в письме приведенном выше, сказано что Банк — оператор по переводу денежных средств и он не является оператором по приему платежей.
оператор по переводу ДС ≠ оператор по приему платежей
И перевод осуществляется на банковский счет, а не на специальный банковский счет..