Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Можно ли на сайте разместить логотипы производителей стройматериалов, с которыми мы работаем?
Мы не являемся официальными дилерами этих производителей, но закупаем эти стройматериалы через торговые сети.
Чем может грозить размещение их логотипов на нашем сайте?
Логотипы — это объекты интеллектуальной собственности. Соответственно, размещение их на сайте без разрешения правообладателя является нарушением. В зависимости от того, каким объектом являются логотипы (товарный знак, коммерческое обозначение, дизайн) могут быть подан гражданский иск за нарушение исключительных прав правообладателя.
Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение
В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.
Смотрите, действительно хозяйствующие субъекты, которые занимаются оказанием услуг в той или иной сфере, часто размещают в собственной рекламе товарные знаки тех производителей, в отношении товаров которых оказываются конкретные услуги.
Кроме того, в практике возникают случаи, когда в рекламе определенных товаров и услуг размещаются товарные знаки производителей, товары которых не относятся к объекту рекламирования, но с которыми рекламируемые товары могутсравниваться.
С другой стороны, надо понимать, что глобально к действиям по осуществлению исключительного права на товарный знак относятся, в том числе, размещение товарного знака в предложениях о продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе. Т.е. потенциально такие действия в определенных случаях будут являться нарушением исключительных прав правообладателя соответствующих товарных знаков.
Для того, чтобы этого избежать, надо оценить ситуацию со следующих позиций:
— является ли размещение чужого товарного знака в собственной рекламе его использованием?
— если нет, то каковы условия и пределы допустимости такого размещения?
— произошло ли исчерпание прав на товарный знак (ст. 1487 ГК РФ)?
При ответе на этот вопрос держите в голове аксиому: ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЧУЖОЙ ТОВАРНЫЙ ЗНАК МОЖНО, ЕСЛИ ЭТО НЕ ПРИВОДИТ К СМЕШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕКЛАМОДАТЕЛЯ И ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ
Эта позиция была закреплена в постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона “О рекламе”» — "При применении указанных норм судам следует исходить из того, что использование товарного знака, правомерно введенного в гражданский оборот, возможно и другими лицами в рекламе своей торговой деятельности по реализации данного товара. В то же время отсутствие разрешения правообладателя на использование товарного знака, индивидуализирующего товар, само по себе не влечет признания недостоверной рекламы услуг, оказываемых в отношении этого товара, если потребитель воспринимает такую рекламу как рекламу независимого услугодателя»"
Пример: неофициальный автосервис рекламирует услуги ремонта и рядом с предложением услуг по ремонту размещает логотипы марок машин. Это ОК. А вот если он будет писать что-то типа «мы продаем запчасти марок.....» без указания на то что вообще-то они ремонтом занимаются - это не ОК.
В Вашем случае Вы должны понимать для себя: закуплены ли эти стройматериалы у официальных дилеров или производителей? Есть ли у Вас с ними прямой договор об этом (т.е. были ли они правомерно введены в гражданский оборот на территории РФ правообладателем и привело ли это к исчерпанию прав на товарный знак)? Ведь не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия
Если Вы оценив ситуацию с вышеприведенных позиций будете уверены в том что вы ничего не нарушаете — то ответ на Ваш вопрос положительный. Если есть сомнения — обращайтесь к профессиональным патентным поверенным для комплексной проверки всей ситуации.