Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Права ли прокуратура?
Сотрудники Новгородской прокуратуры не признают трёхстороннюю комиссию по социальнотрудовым отношениям,принявшую региональное соглашение о минимальной зарплате,как орган власти,ссылаясь на ст. 21 закона от 17.01.1992г.№220-1"О прокуратуре РФ".Правы работники пркуратуры или нет.?Если не правы,то прошу подсказать-как доказать их неправоту?Геннадий.Спасибо.
Комиссия является координационным органом, образованным для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации.
government.ru/department/141/about/
поэтому решения комиссии носят рекомендательный характер и комиссия не может быть предметом прокурорского надзора, смотрим — ст. 21 закона о прокуратуре — предмет надзора(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)
1. Предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 132-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
www.consultant.ru/popular/prosec/49_3.html#p310© КонсультантПлюс, 1992-2014
Здравствуйте, Геннадий.
Статья 48. Действие соглашения
«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ
Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
Сам законодатель разграничивает компетенцию трёхсторонней комиссии и органов государственной власти из чего следует вывод о том что комиссия не является ОГВ.
касательно
Здравствуйте!
Законность деятельности такой комиссии прокуратура проверить вправе. Однако, система органов власти и полномочия органов определяются согласно Уставу субъекта РФ главой администрации (правительства) субъекта РФ в соответствующей форме (управления, комитеты, др.) в положениях о данных органах. Комиссия согласно положению о ней не является государственным органом, наделенным установленными полномочиями, а является координирующим органом для принятия определенных решений.
Здравствуйте, Геннадий.
Ст. 21 Закона О прокуратуре:
По смыслу Ст. 35 ТК РФ, комиссия не подпадает под действие ст. 21 Закона О прокуратуре, так как самостоятельно она не принимает нормативных актов или локальных актов (коллективных договоров, соглашений), а участвует в их разработке, то есть акты комиссии не являются нормативными и не носят обязательного характера1. Предметом надзора являются:
соблюдение Конституции
Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории
Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными
комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной
власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их
должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за
обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и
содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а
также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих
организаций;соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Для
обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения
коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров,
соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для
организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной
основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми
полномочиями представителей сторон.На федеральном уровне
образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по
регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой
осуществляется в соответствии с федеральным законом.
Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений являются представители общероссийских
объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей,
Правительства Российской Федерации.В субъектах Российской
Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в
соответствии с законами субъектов Российской Федерации.На территориальном
уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в
соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об
этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного
самоуправления.На отраслевом
(межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые)
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые
(межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и
на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального
партнерства.На локальном
уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров,
подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного
договора.
Здравствуйте!
Трехсторонние комиссии относятся к органам СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА, а не к органам власти. В состав комиссий входят и представители и общественных организаций и органов власти. В ТК РФ указано:
Глава 5. Органы социального партнерства
Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.
Здравствуйте, Геннадий! Формально позиция Прокуратуры логична. Трёхсторонняя комиссия по смыслу статьи 35 Трудового кодекса России не является органом государственной власти. Однако в рамках таких комиссий (также при обязательном участии высшего органа государственной власти субъекта России) принимаются Соглашения, содержащие нормы права.
В частности, соглашения о минимальном размере заработной платы в том или ином регионе.
Нормы права такого соглашения распространяются на всех работодателей субъекта России, присоединившихся к соглашению, а также на тех работодателей, которые в установленном порядке не представили мотивированное возражение по существу соглашений (статья 133.1 Трудового кодекса России).
В этой связи трехсторонняя комиссия, не будучи органом власти, принимает нормы права, действенность которых гарантирована высшим органом государственной власти субъекта России.
В этой связи, к соглашениям, принимаемым в рамках комиссий, необходимо подходить как к нормативно-правовому акту, исходящему от органа государственной власти.
Уважаемый Геннадий!
Ранее Вы уже интересовались, является ли комиссия органом власти, на что значительной частью юристов было указано, что комиссия к подобным органам не относится (см. pravoved.ru/question/580433/ ).
Как верно указали мои коллеги, в предмет прокурорского надзора не входит надзор за деятельностью комиссии (см. ст. 21 Закона о прокуратуре). Так что позиция прокуратуры верна и формально, и по существу.
По общему правилу контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду — в таком случае прокуратура также не вправе подменять при осуществлении надзора органы по труду при соблюдении и реализации положений Соглашения (см. ч. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре).
В то же самое время, поскольку Соглашение имеет силу в отношение органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (см. абзац шестой ст. 48 Трудового кодекса), то, в случае невыполнения указанных обязательств в силу прямого указания Трудового кодекса, действия указанных органов и их должностных лиц могут рассматриваться в качестве содержания предмета надзора по ст. 21, в частности, если подобные действия (бездействия) нарушают условия Соглашения в плане взятых на себя обязательств.
В случае отсутствия подобных обязательств возможностей для прокурорского надзора не имеется, как указывается коллегами и мной.
Добрый вечер, Геннадий!
Согласно ст.18 Конституции РФ Права и свободы человека и гражданина
являются непосредственно действующими. Они определяют
смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и
исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Если смыслом деятельности всех
государственных органов согласно
Конституции является соблюдение прав
граждан, гарантированных Конституцией, аправо
на зарплату не ниже минимальной, установленной федеральным законом, является
конституционным правом граждан, то Прокуратура, как государственный орган, не вправе отказываться от
проверки работы трёхсторонней согласительной
комиссии, связанной с определением минимального
размера труда в отраслевом соглашении. Тем более, что законом О Прокуратуре РФ предоставлено право осуществлять проверки и некоммерческих
организаций.
ст.15 Конституции РФ
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875/
© КонсультантПлюс, 1992-2014
Уважаемый Геннадий!
В дополнение к своему ответу, обращаю Ваше внимание на то, что в соответствии с Соглашение о МРОТ в Новгородской области, орган государственной власти Новгородской области обязался:
Иных обязанностей на органы власти области не возлагается. Поэтому единственно над чем возможен надзор — это за соблюдением обязанности по п. 2.3.1. Соглашения.
Иное находится вне рамок компетенции прокуратуры, поскольку, как уже говорилось,комиссия не орган власти, и также не является коммерческой или некоммерческой организацией. Её статус определён соответствующим законом Новгородской области: http://docs.cntd.ru/document/460110648