Здравствуйте.
Вы можете зарегистрировать ИП уже сейчас. Из-за самой регистрации налоговая не станет автоматически проверять Ваши счета за прошлые годы. Но если раньше Вы работали без оформления, за нарушения в тот период Вас всё равно могут привлечь к ответственности.
Согласно п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ:
При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
Отчитываться о доходах за прошлые годы при подаче заявления на регистрацию ИП не требуется.
Но проверить старые поступления налоговая действительно может.
По п. 2 ст. 86 НК РФ налоговая может запросить в банке сведения о Ваших счетах и поступлениях за прошлые годы. Для проверки счетов обычного гражданина требуется соблюсти специальные условия, в т. ч. получить согласие руководителя вышестоящего налогового органа.
Но сама регистрация ИП не означает, что налоговая сразу проверит старые переводы и начислит на них налоги. Сначала она должна установить, какие деньги Вы действительно получили за оказанные услуги.
При этом, не все деньги, которые поступали на Вашу карту, считаются доходом от работы центра. Например, если родственники переводили Вам деньги, кто-то дарил их или возвращал долг, это не оплата Ваших услуг.
Касаемо периодов проверки. Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ:
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, а также налоговые периоды года, в котором вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки, завершившиеся до даты вынесения такого решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
То есть при назначении проверки в 2026 году она может охватывать 2023-2025 годы и завершившиеся налоговые периоды 2026 года. Есть предусмотренные законом исключения.
За предпринимательскую деятельность без регистрации ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает:
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Если налоговая обнаружит, что Вы получали деньги за услуги центра и не платили с них налоги, она может потребовать уплатить НДФЛ, а при наличии оснований — НДС, а также начислить пени и штрафы. Поэтому сумма может оказаться гораздо больше штрафа за работу без регистрации ИП.
Пункт 2 ст. 116 НК РФ предусматривает штраф в размере 10% полученных доходов, но не менее 40 000 рублей. Однако если в тот период Вы вообще не были зарегистрированы как ИП, этот штраф к Вам не применяется.
То есть штрафа по этой статье можно избежать, но если налоговая докажет, что Вы получали доходы и не платили налоги, задолженность всё равно придётся погасить.
Отдельно обращу внимание на деятельность Вашего центра подологии.
Вы пишете, что клиентке поставили диагноз. Здесь нужно разграничить обычные услуги по уходу за стопами и медицинские услуги.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензированию подлежит медицинская деятельность.
Поэтому, если Ваш мастер именно диагностирует заболевания и проводит их лечение, необходимо проверить, относится ли фактически оказываемая услуга к медицинской деятельности. В таком случае только лишь оформления ИП не достаточно, потребуется соответствующая лицензия.
По жалобе клиентки я бы рекомендовала сохранить сведения о её первом посещении, переписку, фотографии, записи мастера и документы об оказанной услуге. Если проблема была зафиксирована ещё до проведения процедуры, это может помочь опровергнуть обвинение, что она возникла по вине мастера. Соглашаться на компенсацию без проверки обстоятельств я бы не рекомендовала.
Зарегистрируйте ИП, выберите подходящую систему налогообложения и правильно оформите отношения с мастерами. Если они фактически работают у Вас как наёмные сотрудники, самозанятость для ведения такой деятельности не подойдёт. Пункт 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ исключает применение НПД лицами, имеющими работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях.
Рекомендую взять в банке выписки за всё время работы центра и проверить, какие деньги Вы получали за услуги, а какие переводы были личными. Затем нужно посчитать доходы от работы центра и выяснить, какие налоги Вы должны были заплатить за прошлые годы.
Если не договоритесь с этой клиенткой данный вопрос выйдет из-под Вашего контроля, различные органы могут быть проинформированы ею о Вашей деятельности и в результате Вам придется бороться с последствиями. А это уже намного сложнее, чем решить вопрос на текущем этапе и совершить все необходимые действия по легализации Вашей деятельности.