Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Если да, то какими аргументами (вина работодателя в выпуске неисправного ТС) можно противодействовать такому
Уважаемые юристы, прошу вашей консультации по сложной ситуации, связанной с ДТП, административным правонарушением и трудовыми отношениями.
Суть инцидента:
Произошло ДТП с участием пассажирского автобуса и легкового автомобиля. Причиной столкновения стал отказ тормозной системы автобуса. Жертв и пострадавших нет, имеются только механические повреждения транспортных средств. Несмотря на заявления водителя и предоставленные фото- и видеодоказательства неисправностей тормозной системы (износ колодок и дисков, подтёки тормозной жидкости), сотрудники ДПС составили протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ (нарушение правил расположения ТС на проезжей части), отказавшись квалифицировать происшествие как случившееся по причине технической неисправности, сославшись на отсутствие спецоборудования для проверки.
Предыстория (техническая неисправность и действия работодателя):
Водитель неоднократно уведомлял главного механика компании-работодателя (через WhatsApp, с фото- и видеофиксацией) о критических неисправностях тормозов, требуя ремонта.
По указанию главного механика водитель был вынужден самостоятельно, с нарушением регламента работ, производить замену тормозных колодок, что не решило проблему.
После повторных уведомлений главный механик дал устное указание продолжать эксплуатацию автобуса 1-2 дня до поступления запчастей.
В день ДТП автобус был выпущен на рейс, о чём свидетельствует путевой лист, несмотря на зафиксированные ранее и известные неисправности.
После ДТП главный мех начал отрицать свои указания, перекладывая вину на водителя, мол уснул, зачем поехал на неисправном автобусе и т.д.
Доказательства:
Скриншоты переписки в WhatsApp с главным механиком (уведомления о неисправностях, указания выполнять рейс, так как нет автомобилей подменных и нужно поездить до поступления запчастей).
Фото и видео тормозной системы, демонстрирующие её неисправное состояние.
Заполненный путевой лист с подписями.
Протокол об административном правонарушении по ст. 12.15 КоАП РФ.
Факты нарушений со стороны работодателя: нарушение норм рабочего времени по тахографу, «серая» заработная плата, в этот день машину подменную пригнали так же с неисправной системой тормозов, но механик, который выпускает автобусы на рейс уже не подписал путевой
Правовые вопросы:
Административная и гражданская ответственность водителя:
1) Каковы перспективы оспаривания протокола по ст. 12.15 КоАП РФ в суде, учитывая представленные доказательства технической неисправности и вины работодателя?
2) Может ли страховая компания (ОСАГО виновника ДТП) предъявить регрессное требование к водителю? Если да, то какими аргументами (вина работодателя в выпуске неисправного ТС) можно противодействовать такому регрессу в суде?
Ответственность компании-работодателя и главного механика:
3) Какие нормы закона (ТК РФ, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», КоАП РФ, УК РФ) нарушены действиями работодателя, выразившимися в принуждении к эксплуатации заведомо неисправного ТС?
4) В какие контролирующие органы (ГИТ, Ространснадзор, полиция) и с каким заявлением следует обратиться для привлечения компании и главного механика к ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной — при наличии оснований)?
5) Как правильно зафиксировать факт указаний со стороны работодателя на эксплуатацию неисправного автобуса для последующих трудовых споров?
Алгоритм первоочередных действий для водителя:
6) Какие шаги необходимо предпринять в первую очередь для защиты своих прав?
7) Как грамотно составить и направить жалобы в государственные инспекции, приложив имеющиеся доказательства?
8) Целесообразно ли уже на данном этапе обращаться в суд с исками к работодателю (например, о компенсации морального вреда) или следует дождаться результатов проверок?
Заранее благодарю за профессиональный и подробный ответ.
Добрый день.
Протокол вынесен или уже постанволение по ст. 12.15 КоАП РФ?
дело в том, что протокол сам по себе не оспаривается, так как является доказательством по делу.
Так же не совсем ясно, как неисправность повлияла на указанное правонарушение.
По какой части протокол составлен?
Относительно регресса, то основания для него указаны в ст. 14 Закона об ОСАГО от 2002 года № 40-фз и в нем нет указаний на данное обстоятельство как на основания регресса
ССылка
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36528/aa5543bd15ed9ac378ea364f92dd2babe8413bb0/
то есть не сможет предъявить
Уважаемый Вадим, здравствуйте! У Вас запрошена консультация нескольких юристов.
Ну во-первых, не много не ясно, протокол, как верно отметил коллега — конечно не оспаривается, оспаривается постановление, в рамках стс.ст.30.1-30.3 КоАП РФ.
В Вашей ситуации ключевое значение имеют положения ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 238, 241, 243 ТК РФ.
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8585/16db67ba2656536d83e1eeb8bc449a68755c77c3/
Работодатель обязан не допускать выпуск на линию технически неисправных транспортных средств, а водитель — не имеет права эксплуатировать заведомо неисправный автобус (п. 2.3.1 ПДД РФ).
2.3. Водитель транспортного средства обязан:
2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/a4b879c29ebc2ff9a56a0595499b6eb2dce7980e/
Однако, если водитель документально уведомил работодателя о неисправности, а выпуск на линию осуществлен по указанию ответственных лиц, вина водителя в причинении ущерба может быть исключена.
Пример из практики — Решение Центрального районного суда г. Тольятти (Решение № 2-3524/2017 2-3524/2017)
Работодатель обратился в суд с иском к водителю о возмещении материального ущерба
Подробно по ссылке ниже.
sudact.ru/regular/doc/YKA0RIsNDybC/
Ваше право обратиться с жалобой в ГИТ, прокуратуру о нарушении трудового законодательства, приложив все доказательства, жалобы пишите по существу, четко излагая все фактические обстоятельства, не обязательно писать «простыни из НПА», в жалобе важна суть, все равно юристы эти жалобы разбирают и знают законы, большое количество листов в жалобе — не показатель большого ума.
Факт указаний работодателя фиксируйте письменно, направляйте уведомления заказным письмом или через электронную почту с сохранением переписки.
Целесообразно ли уже на данном этапе обращаться в суд с исками к работодателю (например, о компенсации морального вреда) или следует дождаться результатов проверок?
Нет, пока рано
Удачи Вам!
Доброй ночи, уважаемый ВАДИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ !
Значит, в данном конкретном Вашем случае, с учётом предоставленной Вами информации, «досконально» проанализировав Вашу сложившуюся непростую ситуацию и представленные документы и сведения (постановление от 18.12.25г., скриншоты переписок Ватсап, жалобу на постановление по делу об административном правонарушении № 18810050250008902245 от 18.12.2025 г.) и действующее законодательство по достаточно существенным вопросам, произошедшего ДТП с участием пассажирского автобуса и легкового автомобиля и возможности отмены постановления, и не предъявления регрессивных требований в сторону водителя, то с юридической точки зрения, хотел бы пояснить следующее.
Во-первых, прежде всего, отмечу, то что в силу сложившейся правоприменительной практики действительно зачастую имеет место быть когда, возникают спорные моменты и вопросы в части применения необоснованных регрессивных требований в сторону водителя, в силу незаконного вынесения постановления ГИБДД об административном правонарушении, при отсутствие по факту вины водителя, вследствие «неисправности» тормозной системы, требующих ремонта работодателем (компании).
Во-вторых, если прямо руководствоваться действующим федеральным законодательством, то по общему правилу кончено в силу прямого указания ст. 26.2, 28.2 КоАП РФ должно быть полное, объективное и всесторонне выяснения всех обстоятельств дела.
Да и исходя из ситуации по факту получается, что автобус никак не смог затормозить, в результате чего автобус и совершил столкновение с переди идущим авто, попутного направления соответственно.
Кроме того, инспектор ГИБДД обязан был указать про неисправность Т/С так как водитель неоднократно это подчеркивал и настаивал на этом (на это нужно «бить» в суде).
Исходя из вышеизложенного у Вас, уважаемый ВАДИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ очень хорошие перспективы для обжалования и на отмену незаконного вынесенного постановления от 18.12.25г. об административном правонарушении.
Поскольку есть неопровержимые и «допустимые» доказательства в силу ст.60 ГПК РФ как «скриншоты переписки в whatsApp с главным механиком имеются прямые уведомления о «неисправностях», указания выполнять рейс и т.д.). А также фото и видео тормозной системы, где имеет факт и место быть «её неисправное состояние» и заполненный надлежащим образом путевой лист с личными подписями.
То есть в силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются «любые фактические данные», на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения.
Тем более имеет место быть и другие факты нарушений со стороны организации сам ого работодателя как нарушение норм рабочего времени «серая в конверте » заработная плата и т.д.
Более того проанализировав и дав правовую оценку жалобе на Постановление по делу об административном правонарушении №18810050250008902245 от 18.12.2025г., вынесенным инспектором ДПС 2Б 1П ДПС — то, она подготовлена достаточно грамотно со ссылками на законодательство и имеет перспективу на удовлетворения в Вашу пользу.
Вместе с тем, нужно понимать, что в силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.
Согласно частей 1, 5 статьи 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств..» грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм, и с года выпуска в обращение которых прошло более чем десять лет, включая год их выпуска, указанный в паспорте транспортного средства и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства, подлежат техническому осмотру каждые двенадцать месяцев.
А в силу п.п.11, 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 „О Правилах дорожного движения“ прямо запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр; должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.
Тем более именно по указанию самого Гл. механика водитель был вынужден самостоятельно, с производить замену тормозных колодок, где также давались устные распоряжения продолжать эксплуатацию автобуса, что недопустимо в корне. А поэтому так как в день произошедшего ДТП автобус был выпущен на рейс, и есть «личная подпись» ответственного механика в «путевом листе», это также является доказательством отсутствия Вашей вины.
А соответственно работодатель не мог не знать о «неисправности» тормозной системы, и не только да и есть у Вас и доказательства «Скриншоты переписки в WhatsApp с главным механиком (уведомления о неисправностях, указания выполнять рейс и т.д.). А поэтому работодатель обязан не допускать выпуск на линию технически неисправных транспортных средств, а водитель —не имеет права эксплуатировать заведомо неисправный автобус (п. 2.3.1 ПДД РФ).
А поэтому следует также и возможно параллельно подать заявление о привлечении работодателя к ответственности по ст. 12.31 КоАП РФ за выпуск на линию неисправного транспортного средства.
Здесь имеет факт того что в сам момент оформления ДТП причиной является именно отказ тормозной системы (тормозов) так как есть фото, видео материалы, т.е. износ «тормозных дисков» и т.д. А поэтому здесь однозначно имеет место быть «неправильная» квалификации нарушения в силу ст.12.15 КоАП РФ. Да сами объяснения, в протоколе, по факту не могут считаться объективными, поскольку они были даны исключительно в состоянии стресса и т.д.
Также имеет место быть незаконная действия работодателя который Вас привлекал к управлению автобусом с нарушением норм рабочего времени, Постановление Правительства РФ от 26.10.2020 N 1742 что в итоге привело к состоянию усталости. А поэтому сам выпуск водителя в таком состоянии является грубым нарушением п.2.7 ПДД РФ.
Вместе с тем, нужно учитывать и то, что частью 1 ст.4.1.1 КоАП РФ также предусмотрено, что за «впервые» совершенное административное правонарушение, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное данном конкретном Вашем случае, так как здесь нет Вашей вины, с юридической точки, рекомендовал бы Вам,
1. Ничего не ждать, а уже сейчас попытаться обжаловать незаконно вынесенное Постановление по делу об административном правонарушении №18810050250008902245 от 18.12.2025г., в районном суде в течение 10 дней с момента получения постановления (ст. 30.3 КоАП РФ).
2.Не лишним будет направить заявление в простой форме в территориальный Следственный комитет Вашей области (города), о проведении доследственной проверки (ст.144-145 УПК РФ), в целях по данному факту совершения противоправных действий ГИБДД по установлению вины всех вопиющих фактов злоупотребления должностным (служебным) положением при оформлении Постановления, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и привлечении к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 293 УК РФ (»Халатность"), ч.1 ст.330 УК РФ («Самоуправство») ст. 285 УК РФ («злоупотребление должностными полномочиями»), ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»), п. «е» ч. 3 ст. 286 УК РФ («превышение должностных полномочий, совершенное из личной заинтересованности»).
3. Направить жалобу параллельно в простой письменной форме и в Ространснадзор на предмет требований о проведения проверки. Следует так же указать на необходимость надлежащего осмотра ТС и назначении экспертизы исправности тормозной системы.
4.В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 1, ст. 10, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», «Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема заявителей в органах прокуратуры» (утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45) Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также рассматривает, проверяет, и разрешают поданные заявления, жалобы, обращения и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
Поэтому необходимо параллельно также направить Вам жалобу в Прокуратуру, для проведения прокурорской проверки в отношении Вашего работодателя за незаконные действия, самоуправство и привлечение виновных лиц к ответственности (ст.10 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 N 2202-1). (Прокуратура по данному факту вполне может инициировать проведение проверки и посодействовать и защитить Ваши интересы).
5. Далее предварительно направить письменную досудебную претензию в простой письменной форме работодателю с тр требованием о компенсации морального вреда Вам как работнику, (дождавшись результатов проверок).
И получить официальный ответ (отказ) и это важно (сразу подавать в суд нельзя будет отклонение иска, без претензии и ответа). Так как претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором.
6. В противном случае в дальнейшем Вы вправе предъявить иск в суд к работодателю о возмещении ущерба (ст.15 ГК РФ), прочих расходов и убытков (ст.15 ГК РФ), компенсации морального вреда (ст.151 ГК РФ) в судебном порядке.
Поэтому, действуйте уважаемый ВАДИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ, нужно не отчаиваться, а добиваться и отстаивать свои законные права, закон однозначно на Вашей стороне, и все у Вас обязательно получится. И у Вас есть не просто шансы но и основания отстоять свою правоту в суде и отменить незаконно вынесенное Постановление по делу об административном правонарушении №18810050250008902245 от 18.12.2025г., вынесенным инспектором ДПС и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, тем самым исключив предъявления регрессных требований в Вашу сторону.
Рад был Вам максимально помочь.
В дальнейшем можете рассчитывать на мою профессиональную юридическую помощь и поддержку.
С уважением,
Частнопрактикующий юрист
Член Ассоциации юристов России»
Виталий Александрович
3.
Как минимум нарушена норма ст. 16 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
а так же ТК РФ (ст. 22)
4.
Как в минимум в ГАИ — по ст. 12.31 КоАП РФ, за выпуск на линию неисправного ТС
Для уголовной ответственности пока не усматривается оснований, так как жертв нет
5.
Кроме как на аудио это Вы не зафиксируете, потому что никто не даст прямо таких указаний при отсутствии отметки о тех. осмотре в путевом листе.
6.
Сейчас пробовать обжаловать постановление по ст. 12.15 КоАП РФ в районном суде в течение 10 дней с момента получения постановления (ст. 30.3 КоАП РФ).
Пока более ничего сделать не сможете.
7.
Форма таких жалоб ничем не предусмотрены, поэтому можете составлять их в произвольной форме.
Главное чтобы можно было идентифицировать
— заявителя
— предмет жалобы
— лицо, нарушившее установленные нормы
— просьбу
8.
При обращении в суд, Вам придется доказывать основания для взыскания с него морального вреда (ст. 56 ГПК РФ), а их пока нет как я понимаю.
Поэтому пока не будут установлены с его стороны нарушения, обращение в суд ни к чему не приведет
Что в протоколе указано в качестве события правонарушения и писал ли он какие то возражения в протоколе?