Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
И как возможно повлиять на занятость в спектаклях и защитить права актера в репертуарном театре
Жена работает в театре. Установлен 7-часовой рабочий день, 6 дней в неделю. Должен ли артист все это время находится в гримерке, хотя его рабочее место - сцена, при условии, что занятости в спектаклях нет. И как возможно повлиять на занятость в спектаклях и защитить права актера в репертуарном театре. После выхода с декрета занятость близка к нулю, при этом требуют постоянного присутствия и выплачивают минимальную ЗП, поскольку премии только за занятость. Во вложении перечень обязанностей работодателя
- Screenshot_20221127_171851.jpg
Добрый вечер.
Труд актера в нашей стране регулируется, как и всех иных работников, «Трудовым кодексом Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 18.06.2017).
Трудовая занятость актера полностью зависит от художественно-административного руководства театра. Этим занимается режиссер. Поэтому, если речь идет о репертуарном театре, о театре, в котором есть труппа, о театре, в котором лежать трудовые книжки актеров, то в первую очередь административно-художественное руководство театра должно озаботиться творческой занятостью актера.
Как написано у вас в приложении, в обязанности Работодателя входит обеспечение занятости работника в соответствии с уставом. Вот надо почитать, что там написано в уставе.
По поводу нахождения на рабочем месте, то в соответствии, с Трудовым кодексом РФ, Рабочее место – это конкретное место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).
В трудовом договоре должно быть написано про рабочее место.
Время начала и окончания работы, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, – трудовым договором (ч. 1 ст. 100 ТК РФ).
В театре, очень часто установлен ненормированный рабочий день.
Работник должен находиться в рабочее время на рабочем месте, если иное не установлено трудовым договором.
Тут ещё у руководства могут быть иные цели, не сохранить актерский состав, а заменить его.
Здравствуйте, Сергей.
Отмечу, что регулирование труда творческих работников в настоящее время фактически отдано «на откуп» работодателям, особенно в части оплаты труда.
Например, в ст. 351 ТК РФ, частности, указано
Особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных статьями 94, 96, 113, 153, 157 и 268 настоящего Кодекса, также трудовыми договорами.
Согласно ст. 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы (смены) творческих работников театров, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
При этом продолжительность рабочего времени в неделю не может превышать общеустановленную нормальную продолжительность — не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). А в силу ст. 95 ТК РФ накануне выходного дня продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать пяти часов.
Вы же указали, что
Установлен 7-часовой рабочий день, 6 дней в неделю
это 42 часа в неделю, тут усматривается нарушение, если не установлен суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ).
Также стоит обратить внимание на ч. 5 ст. 157 ТК РФ
Если творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Указанная норма была предметом обжалования в Конституционном Суде РФ. Часть 5 статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 37 (часть 3), 55 (часть 3), 75 (часть 5) и 75.1, в той мере, в какой она, не устанавливая минимального размера оплаты времени, в течение которого творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, порождает возможность произвольного уменьшения размера заработной платы указанных работников, фактически исполняющих (хотя и в меньшем объеме) свои трудовые (должностные) обязанности. (Постановление Конституционного Суда РФ от 06.10.2021 N 43-П «По делу о проверке конституционности части пятой статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Л.А. Мининой»).
Основываясь на указанном Постановлении КС РФ законодателем внесены изменения в регулирование труда творческих работников и с 01.03.2023 ч. 5 ст. 157 ТК РФ утрачивает силу, а ст. 351 ТК РФ будет действовать в новой редакции (текст во вложенном файле).
Отмечу, что после внесенных изменений становится более определенной и гарантированной оплата труда, но не вопрос гарантированной занятости творческих работников в постановках.
как возможно повлиять на занятость в спектаклях
в ныне действующих законодательных нормах — никак. Нет механизма, позволяющего понудить работодателя «загрузить» творческого работника работой. Также нет норм, позволяющих работнику требовать оплачивать время «незанятости», но при этом не ходить на работу.
К сожалению, это позволяет работодателю фактически принуждать «неугодных» работников увольняться, если они не в силах
все это время находится в гримерке, хотя его рабочее место — сцена, при условии, что занятости в спектаклях нет
На мой взгляд, тут только самим работникам объединяться и начинать вести коллективные переговоры по заключению коллективных договоров, в которых предусматривать какую-то минимальную гарантированную занятость творческого работника в постановках.