8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
700 ₽
Вопрос решен

Правомерно ли возложение курсовой разницы на клиента, если счет и оплата были в рублях?

На сервисе по продаже авиабилетов были куплены авиабилеты иностранной авиакомпании (Турецкой). Цены были указаны в рублях, транзакция с карты проводилась в рублях.

Авиакомпания отменила рейс, при запросе возврата стоимости авиабилетов агент предлагает к возврату сумму с учетом курсовой разницы (разница в курсе евро между датой покупки авиабилетов и датой запроса возврата).

Правомерно ли возложение курсовой разницы на клиента, если счет и оплата были в рублях?

Вот выдержка из оферты, на которую они ссылаются:

8.17 Дополнительные расходы на обработку платежных транзакций

Клиент несет полную и единоличную ответственность за все расходы, которые могут быть добавлены к стоимости Заказа участниками, обслуживающими транзакцию (включая, но не ограничиваясь, банком-эмитентом банковской карты Клиента, Платежной системой, Оператором по переводу денежных средств), а именно:

а) за все комиссионные расходы;

б) за суммы возможных конвертаций и курсовых разниц;

в) за иные расходы, которые могут быть добавлены к стоимости Заказа участниками, обслуживающими транзакцию.

Клиент обязан самостоятельно ознакомиться с правилами, тарифами и комиссиями банка-эмитента банковской карты, курсами обмена валют и конвертациями, которые могут быть применены к проведению оплаты Заказа.

Клиент согласен и полностью осознаёт, что Оператор не возмещает Заказчику расходы в случаях дополнительных конвертаций и курсовых разниц, поскольку не принимает участия в формировании политики взаимодействия между участниками, обслуживающими платёжную транзакцию, с момента ее формирования и до момента списания денежных средств с банковской карты Клиента, а также при зачислении денежных средств на банковскую карту Клиента в случае отказа от Услуг.

Показать полностью
, anna, г. Москва
Артур Салахиев
Артур Салахиев
Юридическая компания "СРО "КРС"", г. Москва

Здравствуйте. 

Ключевое в обстоятельствах Вашего вопроса — в том, что авиакомпания сама отменила рейс. В таких обстоятельствах в рамках международного права (я говорю в первую очередь о Варшавской и Монреальской конвенциях, устанавливающих правила международных авиаперевозок) не предполагается возможным налагать на потребителя какие-либо меры имущественной ответственности. 

Далее, в соответствии с Монреальской конвенцией (ратифицированной Россией в 2017 году) для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок,

Признавая важность обеспечения защиты интересов потребителей при международных воздушных перевозках и необходимость справедливой компенсации на основе принципа наиболее полного возмещения...

Всякая оговорка, клонящаяся к освобождению перевозчика от ответственности или же установлению предела ответственности, меньшего, чем тот, который установлен в настоящей Конвенции, является недействительной и не порождает никаких последствий, но недействительность этой оговорки не влечет за собой недействительности договора, который продолжает подпадать под действие положений настоящей Конвенции.

Правил в этих конвенциях, устанавливающих возможность для авиаперевозчика возможность наложить расходы на потребителя в случае самостоятельной отмены рейса, нет. Иное позволяло бы таким компаниям зарабатывать на собственных отменах.

Далее, ссылка на положение оферты, на мой взгляд, также несостоятельно, так как в оферте речь идет о расходах на обработку платежных транзакций: 

Дополнительные расходы на обработку платежных транзакций

Клиент несет полную и единоличную ответственность за все расходы,которые могут быть добавлены к стоимости Заказа участниками, обслуживающими транзакцию (включая, но не ограничиваясь, банком-эмитентом банковской карты Клиента, Платежной системой, Оператором по переводу денежных средств), а именно:

Клиент обязан самостоятельно ознакомиться с правилами, тарифами и комиссиями банка-эмитента банковской карты, курсами обмена валют и конвертациями, которые могут быть применены к проведению оплаты Заказа.

Клиент согласен и полностью осознаёт, что Оператор не возмещает Заказчику расходы в случаях дополнительных конвертаций и курсовых разниц, поскольку не принимает участия в формировании политики взаимодействия между участниками, обслуживающими платёжную транзакцию, с момента ее формирования и до момента списания денежных средств с банковской карты Клиента, а также при зачислении денежных средств на банковскую карту Клиента в случае отказа от Услуг.

Самое главное выделил жирным и курсивом. И здесь нет ни слова о возврате денежных средств в связи с отменой рейса, наоборот, прямо указано, что речь идет об отказе от услуги, а также о случаях проведения самой оплаты, но не возврата средств.

Можете, ссылаясь на данные нормы, направить авиакомпании претензию (можно на английском языке), где указать свои требования, а также отдельно заметить, что в соответствии с указанными Конвенциями Вы можете обратиться в суд в случае неудовлетворения Ваших требований.

0
0
0
0
anna
anna
Клиент, г. Москва
Добрый день! Если бы оплата шла напрямую авиакомпании, то возврат денежных средств проходил в валюте платежа и здесь вопросов нет.Вопрос касательно агента, а не авиакомпании. Агент выставлял счет в рублях, а при возврате опирается на курсовую разницу. Насколько он вообще может опиратся на курсовую разницу, если стоимость в иной валюте кроме рубля, не была нигде указана?

Здравствуйте. 

Все изложенное мною в равной степени распространяется на агента. Он является всего лишь посредником между Вашими и третьим лицом правоотношениями. Именно поэтому в профильном Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (как и в практике, и в разъяснениях Роспотребнадзора, Федерального агентства по туризму) обращается особое внимание на то, что претензии солидарно предъявляются как к агенту, так и основному контрагенту. 

Насколько он вообще может опиратся на курсовую разницу, если стоимость в иной валюте кроме рубля, не была нигде указана?

 Агент должен опираться только на те правила, которые установлены самой авиакомпанией (именно поэтому они на нее и ссылаются, к слову) и никакой курсовой разницы компенсировать они требовать не могут.

0
0
0
0
Дата обновления страницы 30.05.2022