8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
550 ₽
Вопрос решен

Нужно ли регистрировать (и как) авторское право при создании набора открыток

ИП планирует продавать в розницу через маркетплейсы и интернет продукцию собственного производства:

Набор открыток с задачами (созданы самим ИП) в фирменном стиле, с авторским лого (лого/торговая марка - ничего не зарегистрировано).

Печать будет в типографии.

Возможна ли ситуация, в которой человек, купивший этот набор открыток, зарегистрирует на себя логотип (или этот набор открыток - не знаем, как это происходит) и подаст в суд на ИП за нарушение авторских прав?

То есть с точки зрения интеллектуальной собственности

(Набор открыток с задачами - задачи придумал сам ИП, дизайн и лого сделал дизайнер и ему за это отдельно оплачено, распечатаны в типографии) какие риски могут быть, если продавать эти наборы, никак не защитив свои авторские права,

и как их можно защитить?

2 вопроса:

1) риски

2) как предотвратить риски, что делать и цена вопроса.

Показать полностью
, Елена Г, г. Москва
Дмитрий Квон
Дмитрий Квон
Юрист, г. Краснодар
рейтинг 10

Елена, здравствуйте!

1-е Для защиты в качестве объекта авторского права логотип не нуждается в регистрации или соблюдении каких-либо иных формальностей (ст. 1259 ГК РФ)

Возможна ли ситуация, в которой человек, купивший этот набор открыток, зарегистрирует на себя логотип (или этот набор открыток — не знаем, как это происходит) и подаст в суд на ИП за нарушение авторских прав?

Да, возможна в части подачи иска, но не регистрации логотипа. Вам в этом случае придется доказывать авторство.   В указанном случае могут зарегистрировать товарный знак. Однако, в этом случае также есть формы защиты, в том числе по оспариванию регистрации товарного знака. 

и как их можно защитить?

По-хорошему можно зарегистрировать товарный знак, однако это долго примерно от 1г ода и затратно.  

Вам достаточно иметь доказательства создания и авторства.  

2 вопроса:

1) риски

Риски в том, что могут заявить о компенсации по ст. 1301, либо 1515  ГК РФ + длительный срок рассмотрения споров и наличие расходов.  

2) как предотвратить риски, что делать и цена вопроса.

Ранее пояснил. Регистрация товарного знака. 

Можете ознакомиться с порядком регистрации в ФИПС https://rospatent.gov.ru/ru/st...

Цена на такие услуги индивидуальная.

С уважением, 
юрист Квон Дмитрий Викторович.  

0
0
0
0
Алексей Максименко
Алексей Максименко
Юрист, г. Москва
рейтинг 8.5
Эксперт

Здравствуйте, Елена.

Набор открыток с задачами (созданы самим ИП) в фирменном стиле, с авторским лого (лого/торговая марка — ничего не зарегистрировано).

Елена

Товарный знак, действительно, стоит зарегистрировать — в Роспатенте.

Потому что, как правило, ситуация такова — что кто первый подал заявку на ТЗ, тот и получает защиту (хоть и есть исключительные ситуации, конечно, где получается доказать обратное).

Статья 1494 ГК РФ Приоритет товарного знака

1.Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки на товарный знак в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

А вот по самим рисункам на открытках — это не регистрируется. Нужно просто иметь доказательство того, что они изготовлены самим ИП.

Это объект авторского права — и Правообладатель считается тот, кто первый его опубликовал/выпустил и т.д.

Поэтому если кто-то вдруг решит использовать Ваши открытки, то Вам нужно быть готовым доказать, что Вы их создали раньше — тот же договор с типографией поможет.

Также пригодится наличие исходников, наличие файлов макетов, рисунков на емэл (отправить с одной своей почты на другую), в облачных хранилищах, может быть ещё где-то опубликование — в соцсетях, на сайтах художников, где указан авторство и дата и т.п

0
0
0
0
дизайн и лого сделал дизайнер

Елена

Договор с дизайнером также будет доказательство того, что Правообладателем является ИП.

Только нужно, чтобы в договоре было прописано про отчуждение исключительных прав, либо следовало в силу закона — тут нужно договор, конечно посмотреть.

0
0
0
0
Екатерина Ивлиева
Екатерина Ивлиева
Юрист, г. Москва

Елена! Добрый день!

Возможна ли ситуация, в которой человек, купивший этот набор открыток, зарегистрирует на себя логотип (или этот набор открыток — не знаем, как это происходит) и подаст в суд на ИП за нарушение авторских прав?

Елена

Да, риски, которые Вы описали, существуют.

В силу положений п. 5 ч. 1 ст. 8 ГК РФ права автора на содержимое открыток (задачи, дизайн, логотип) возникают у  автора в результате создания произведений науки, литературы, искусства и иных результатов интеллектуальной деятельности в момент их создания. 

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 1259 ГК РФ

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Исходя из приведенных положений законодательства, регистрация (депонирование) созданных изображений в РАО или где-либо еще не требуется.



Теперь к вопросу доказывания того факта, кто является автором спорных изображений.

В соответствии со ст. 1257 ГК РФ

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное.

Согласно же ч. 1 ст. 1300 ГК РФ

Информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

Исходя из требований законодательства, каждый выпуск открыток должен сопровождаться информацией о Вашем авторском праве, приведенной по следующей схеме:

латинская буква «C» в окружности;

Фамилия и инициалы автора/иного правообладателя;

год выпуска открыток.

При обнаружении незаконного копирования Ваших открыток доказательствами авторства будут являться экземпляры открыток в размещенной на них информацией об авторском праве, а также исходники и рабочие материалы (о чем писал мой коллега Алексей Максименко). 

В силу положений приведенного выше законодательства, а также процессуального законодательства именно на нарушителя возлагается обязанность доказать, что она использовала собственные авторские материалы, а не копировала Ваши.

Также следует иметь ввиду, что, что согласно ч. 5 ст. 1259 ГК РФ

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

Иными словами, идею саму идею открыток Вы как автор защитить не сможете — она, к сожалению, не подлежит защите.

Относительно дизайнера, создавшего дизайн и логотип, продолжу в ответе ниже.

0
0
0
0
дизайн и лого сделал дизайнер и ему за это отдельно оплачено

Елена

Вот здесь необходимо выяснить, как именно оформлены отношения с этим дизайнером и изучить договор на предмет того, кому принадлежат исключительные права на созданные дизайнером результаты интеллектуальной деятельности.

По-хорошему, с дизайнером должен быть заключен договор авторского заказа с последующим отчуждением исключительного права на произведение в таком случае этот дизайн уже правомерно никто не сможет использовать, кроме Вас.

ГК РФ Статья 1288. Договор авторского заказа
 1. По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.

Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.

2. Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.

Что касается логотипа, то верный способ защитить права на него — это зарегистрировать его в качестве товарного знака, о чем подробно написали мои коллеги.

Если у Вас возникли вопросы — задавайте мы обязательно их обсудим.

С уважением, Екатерина.

0
0
0
0
Дата обновления страницы 07.06.2021