8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
1000 ₽
Вопрос решен

Здание "вылезло" на чужой участок (муниципальный)

Здравствуйте, уважаемые юристы!

В 2008 году ИП построил на своем участке хозяйственную постройку. Право собственности не регистрировал. Сейчас, при получении кредита под залог земельного участка выяснилось, что здание выходит за пределы земельного участка, принадлежащего ИП и частично находится на соседнем участке, принадлежащем муниципальному образованию.

Скажите, пожалуйста, как возможно узаконить постройку при описанных обстоятельствах? Может быть сервитут? или выкупить землю под частью здания? или что-нибудь еще интересное?..

P.S.вариант "снести и заново построить как надо" слишком дорог в реализации

P.P.S.Стоимость вопроса сильно не задирал, но если предложите реалистичное решение, то повышу цену и направлю автору.

Показать полностью
, Максим, г. Москва
Роман Новиков
Роман Новиков
Юрист, г. Пермь

Максим, здравствуйте.

Во многом судьба здания зависит от «сговорчивости» муниципалитета.

Считаю, что хорошей идеей является попытка взять прилегающий участок, принадлежащий муниципалитету, в аренду. К примеру, под «комплексное освоение территорий», если у вас на такую землю могут быть большие планы.

ЗК РФ, Статья 39.8. Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
7. Договор аренды земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории, за исключением случая предоставления земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, должен предусматривать обязательство сторон договора аренды такого земельного участка обеспечить осуществление мероприятий по освоению территории (в том числе строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства) в соответствии с графиками, содержащимися в договоре о комплексном освоении территории, в отношении каждого предусмотренного мероприятия с указанием сроков начала и окончания проведения соответствующих работ, а также ответственность сторон за невыполнение указанного обязательства и право сторон на расторжение этого договора аренды в одностороннем порядке в случае невыполнения указанного обязательства.

В дальнейшем земельный участок можно попробовать выкупить из аренды в собственность.

Особенности приватизации/отчуждения из государственной или муниципальной собственности недвижимого имущества, в том числе земельных участков, которые арендуют субъекты малого и среднего предпринимательства, регулируются законом № 159-ФЗ от 22.07.2008 г… Согласно данному закону, субъекты малого и среднего предпринимательства в случае, если арендуемое ими имущество из государственной или муниципальной собственности планируется выставить на продажу, пользуются преимущественным правом выкупа такого имущества по рыночной цене, определенной независимым оценщиком.

С уважением,

Роман Новиков

0
0
0
0
Максим
Максим
Клиент, г. Москва

Роман, здравствуйте! Спасибо! Там пока не выделено какого-либо земельного участка. То есть его, как я полагаю, надо сначала сформировать. И вот на этом этапе может засветиться тот факт что формируемый участок занят постройкой. Соответственно муниципалитет может захотеть "восстановить Законность" (ну Вы понимаете о чем я) и нам это выйдет очень дорого.

Не знаете ли Вы какого способа, в котором усмотрение госоргана было бы сведено к минимуму

P.S. Я вот думал об исправлении кадастровой ошибки - типа, при определении границ зем.участка была ошибка и на самом деле границы другие (такие что постройки не вылазят за них)

Не знаете ли Вы какого способа, в котором усмотрение госоргана было бы сведено к минимуму
Максим

Тут всё зависит скорее от кадастровых инженеров. Усмотрение госорганов и их желание «восстановить законность» может возникнуть в любой момент и в любом случае, когда дело их касается — риск велик всегда.

P.S. Я вот думал об исправлении кадастровой ошибки — типа, при определении границ зем.участка была ошибка и на самом деле границы другие (такие что постройки не вылазят за них)
Максим

Ошибка должна быть очевидной — то есть в документах, которыми это будет подтверждаться, должны быть указаны нужные границы земельного участка. Если таких документов нет — скорее всего не выйдет.

Вариант, приведенные коллегами, так же предполагают возможность выезда органов и кадастровых инженеров на объект.

Необходимо понимать, что в данный момент закон не на вашей стороне — постройка уже на муниципальной собственности.

Если участок не сформирован — это большая проблема, возможно если удастся предложить формирование за свой счёт, проблем будет меньше.

С уважением,

Роман Новиков

0
0
0
0
Александр Москвитин
Александр Москвитин
Юрист, г. Москва

Здравствуйте, можно предложить договор аренды данного спорного земельного участка, чтобы ничего не переносить и не сносить, но это надо договариваться с администрацией муниципального образования.

ЗК РФ, Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов

1. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
15) земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;
0
0
0
0

Кстати можно пойти по пути купли- продажи ЗУ у администрации без торгов,

Согласно п. 6 ст. 39. 3 ЗК РФ

Без проведения торгов осуществляется продажа:
земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Но мало иметь просто постройку на данном участке нужно ещё, оформить на нее право собственности.

0
0
0
0
Максим
Максим
Клиент, г. Москва

Здравствуйте, Александр! Прямо скажу - договариваться с Администрацией боимся, потому как стоит им узнать об этом факте как переговоры перетекут в русло "вот сумма, или Вы ее принимаете или сносите" и никаких возможностей для контраргументов с нашей стороны.

Эдуард Шалин
Эдуард Шалин
Юрист, г. Нижний Новгород

Здравствуйте, Максим! Предлагаю Вам обратиться с заявлением о перераспределении земельных участков в органы местного самоуправления в соответствии со статьей 39.28 ЗК РФ:

1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков
в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор
о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения
границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков
в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для
исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы
при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4)
земельные участки образуются для размещения объектов капитальногостроительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В результате перераспределения хозяйственная постройка будет уже в границах нового образованного земельного участка. Перераспределение земельных участков осуществляется за плату.

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3)
в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении
земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности подробно описан в статье 39.29 Земельного кодекса РФ

В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:1)
фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя,
реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для
гражданина);
2)наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а
также государственный регистрационный номер записи о государственной
регистрации юридического лица в едином государственном реестре
юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за
исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое
лицо;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
3. К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
4)заверенный перевод на русский язык документов о государственной
регистрации юридического лица в соответствии с законодательством
иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное
юридическое лицо.
1
0
1
0
Максим
Максим
Клиент, г. Москва

Спасибо, Эдуард! Это интересный вариант! Но вот какой момент меня смущает: здесь речь идет о гражданах и целях например ИЖС. А в нашем случае назначение земли - "Для размещения коммунальных, складских объектов" "для расширения складской базы". Подскажите, пожалуйста, возможно ли перераспределение в таком случае?

Здравствуйте, Максим! В при перераспределении речь идет не только о гражданах, прочитайте в этой статье другие пункты

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков
в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для
исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной
собственнос
ти, увеличивается в результате этого перераспределения не
более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных
участков
0
0
0
0
Михаил Бабкин
Михаил Бабкин
Юрист, г. Москва
Эксперт

Максим, здравствуйте! Тут не все так просто, главная проблема в том, что у Вас здание на двух разных участках, один из которых муниципальный, поэтому взять указывать основание что на муниципальном участке находится здание бессмысленно, однозначно будет отказ. Тут нужно каким-либо образом получить данный участок, чтобы осуществить межевание а так же объединить эти участки, чтобы здание находилось на одном земельном участке.

Да и дело даже не в этом, получается уже есть факт нарушения, поскольку здание вышло за пределы границы земельного участка.

Статья 60 ЗК РФ. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения1. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Вы можете пробовать обратиться в администрацию, написать заявление на предоставление участка в аренду, возможно этот случай окажется 1 из 100, но просто сразу скажу, исходя из практики, мало того что откажут, так еще и обратятся в суд с требованием устранить нарушение. Хотя позвольте пару уточняющих вопросов.

1. Как строилось данное здание, были ли разрешения, план, проектная документация?

2. Были ли согласование с администрацией на постройку?

3. Вообщем какая информация есть по данному делу вообще? Может быть за что-то и получится зацепиться.

С Уважением!

1
0
1
0
Думаю найти лояльных кадастровых инженеров — которые сформируют зем участок, но не проверяет ли государство такие новообразованные зем участки?
Максим

Здравствуйте! Я писал в ответе, что тут изначально ситуация сложная, просто даже было несколько похожих ситуаций в практике. Честно, варианты, которые есть, в данном случае вряд ли сработают. Вариант перераспределения участков в данном случае (единственный вариант, который можно как-то рассмотреть) действительно требует, как Вы указали лояльных инженеров, чтобы все осуществить. Что касается проверки, тут сложно сказать, главная проблема в законности такого перераспределения. Я бы очень хотел порадовать положительной практикой, но увы, просто отмечу именно с чем сталкивался сам. Может быть у коллег будут положительные решения по данным вопросам.

С Уважением!

0
0
0
0
Мария Сухорослова
Мария Сухорослова
Юрист, г. Новосибирск

Здравствуйте.

Через аренду смежного земельного участка (безвозмездное пользование), либо выкуп у смежного собственника. Но это опять же взаимодействие с администрацией. Больше никак. Согласно ЗК РФ, Статья 39.6. — это торги.

По выписке из кадастровой карты, можно видеть, в какой собственности земля, если муниципальная, то можно подать заявление, о предоставлении этого участка для строительства. Далее Аукцион.

Сложность еще в том, что у вас нет разрешительной документации на постройку. Хотя имея, решенный вопрос с частью здания, можно узаконить потом и постройку, если она никому не мешает и не создает помех. Дело есть интересное, где, «не представлено доказательств, что выход при строительстве гаражных боксов за пределы земельного участка нарушает чьи либо интересы, расстояние, на которое гаражи выходят за границы проекта, выбранный истцом способ защиты явно не соответствует способу и характеру нарушения.» Суть в том, что постройка выходит за границы, но никому не мешает и на нее есть разрешение, таким образом администрации, не разрешили ее сносить из-за незначительного захода на другой участок. Решение по делу 2-1451/2013 ~ М-1059/2013 rospravosudie.com/court-leninskij-rajonnyj-sud-g-kirova-kirovskaya-oblast-s/act-432822243/

1
0
1
0
Марина Болтунова
Марина Болтунова
Юрист, г. Москва

Здравствуйте Максим.

На каком основании Вам принадлежит участок и с какого года?

Какой вид разркешенного использоввания земельного участка.

Установлены ли границы (координаты) земельного участка?

Что Вы понимаете под словом «хозяйственная постройка», является ли данная постройка капитальным строением?

Какие ещё строения возведены на данном участке, зарегистрировано ли право собственности на данные строения?

0
0
0
0
Спасибо! Там пока не выделено какого-либо земельного участка. То есть его, как я полагаю, надо сначала сформировать.
Максим

Здравствуйте Максим. К сожалению Вы не ответили на мои вопросы. Поэтому отвечу по имеющимся сведениям.

Как я поняла координаты границ на Вашем участке не установлены и необходимо уточнение границ земельного участка.

В таком случае порядок следующий. Если отсутствуют документы, подтверждающие границы земельного участка, то они определяются с учетом искусственных и природных объектов, которые существуют на земельном участке и прилегающей территории более 15 лет.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Статья 22. Требования к межевому плану
10. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Для грамотного кадастрового инженера, определить границы с привязкой к деревьям, заборам, дорогам, не представляет никакой проблемы и сделать их, чтобы строение было на вашей земле, даже если увеличится площадь участка, главное, что бы он не превышал предельный размер предусмотренный ПЗЗ.

Тем более спора с соседями не предвидится. а муниципалитет на будет биться на 10 кв.м.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 декабря 2011 г. N 29478-ИМ/Д23
О ГОСУДАРСТВЕННОМ КАДАСТРОВОМ УЧЕТЕ
ИЗМЕНЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ПЛОЩАДИ
ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И (ИЛИ) ИЗМЕНЕНИЕМ ОПИСАНИЯ
МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЕГО ГРАНИЦ
В связи с многочисленными обращениями граждан в дополнение к письму Минэкономразвития России от 17 октября 2011 г. N 22781-ИМ/Д23 Минэкономразвития России сообщает следующее.
2. По вопросу допустимого уточнения местоположения границ земельного участка.
Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона о кадастре, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:
— при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
— в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
— при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
При этом, по мнению Минэкономразвития России, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, так и карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее.
Также сообщаем, что под конфигурацией земельного участка понимается совокупность внутренних углов и горизонтальных проложений границ земельного участка. Таким образом, если прежние значения внутренних углов и горизонтальных положений сохранились, конфигурация земельного участка не считается измененной.
Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
И.Е.МАНЫЛОВ
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 мая 2014 г. N ОГ-Д23-3716
По вопросам 2 и 3
Конфигурация земельного участка определяется местоположением его границ. При этом частью 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) устанавливается порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении.
Согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Таким образом, кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в части 9 статьи 38 Закона о кадастре.
Необходимо отметить, что частью 9 статьи 38 Закона о кадастре не установлены порядок и перечень документов, позволяющих подтвердить существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет.
В связи с этим, по мнению Департамента недвижимости, такими документами могут быть любые документы, изданные уполномоченным органом (организацией), отвечающие требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания, и подтверждающие фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
В частности, в качестве вышеуказанных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков пятнадцать и более лет, могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы межевых (землеустроительных) дел из государственного фонда данных; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.
При этом согласно пункту 27 Требований к подготовке межевого плана (далее — Требования), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412, подлинники или копии документов, определяющих (определявших) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, подлежат включению в состав приложения межевого плана.
Необходимо отметить, что пунктом 70.1 Требований предусмотрено, что при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка в реквизите «1» раздела «Исходные данные» межевого плана приводятся реквизиты документов, на основании которых выполнялись данные работы.
При отсутствии документов, указанных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре, местоположение уточняемых границ земельных участков согласно пункту 70.1 Требований определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1: 5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом необходимо отметить, что раздел межевого плана «Заключение кадастрового инженера», в котором приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, подлежит обязательному включению в состав межевого плана, подготавливаемого в результате выполнения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка (пункт 12 Требований).
Дополнительно сообщаем, что Минэкономразвития России принят приказ от 25 февраля 2014 г. N 89 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412» (находится на государственной регистрации в Минюсте России), которым в том числе вносятся изменения в Требования, предусматривающие, что в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее,например:
описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор);
сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Обращаем также внимание, что письма Минэкономразвития России, в том числе от 27 декабря 2011 г. N 29478-ИМ/Д23, не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
В.А.ЯЦКИЙ 19.05.2014
Вопрос: Об уточнении границ земельного участка.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 сентября 2011 г. N ОГ-Д23-1248
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу об уточнении границ земельного участка и сообщает следующее.
Согласно обращению по фактическому обмеру площадь используемого земельного участка составляет 836 кв. м, а по документам кадастрового учета — 600 кв. м.
В связи с изложенным сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) возможно уточнение границ земельного участка.
Согласно ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
При этом в результате уточнения границ площадь этого земельного участка не может быть больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Также отмечаем, что местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию заинтересованными лицами (указанными в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре) в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
08.09.2011

Указанные разъяснения даны по ранее действующему закону о кадастре, но актуальны и сейчас, т.к. в новый закон о госрегистрации перенесли туже самую норму.

1
0
1
0
Максим
Максим
Клиент, г. Москва

Здравствуйте, Марина!

1. Участок в собственности с 2008 года.

2. ВРИ - Для размещения коммунальных, складских объектов; Для расширения складской базы;

3. Границы есть, вроде... я может не вполне понимаю - как их может не быть.

4. Постройка - миникотельная, там котел стоит и уголь хранят, а в другой части вылез склад.

5. Там несколько зданий - пара складов зарегистрированных, пара - незарегистрированых.

Вашу ссылку прочел - было б здорово, но там речь идет о том что были запросы и разрешения, а в нашем больше подходит недавняя статья с "право.ру" про то, как снесли постройку из-за вылезания на18 кв.см

Разрешений на строительство не нахожу. Скорее всего, их просто не было

Элина Васильева
Элина Васильева
Сотрудница техподдержки, Компания "Правовед.RU", г. Санкт-Петербург

Уважаемые юристы, не закрывайте вопрос ранее 03.03. Так как клиенту требуется больше времени на изучение вопроса.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Налоговое право
Здравствуйте продали старое здание 70 х была там раньше школа сделали кафе после продажи забыли подать
Здравствуйте продали старое здание 70 х была там раньше школа сделали кафе после продажи забыли подать декларацию нам об этом не сказали так сумма была ниже кадастровой стоимости позже это сделали мне в ответ пришло письмо но в личном кабинете сумма растет посоветуйте пожалуйста что дальше делать
, вопрос №3922028, Зульфия, г. Уфа
Земельное право
В егрн внесена запись, что после уточнения границ между соседями площадь нашего участка теперь равна 7, 17, а соседского 7, 96 (по документам у них должно быть 8, 15 соток)
31 декабря 2020 года был приобретен участок земли с дачей площадью 8,5 соток. Предыдущими владельцами, которые продали нам этот участок, было проведено межевание. При этом из за того, что связаться с соседями было невозможно и в ЕГРН не было данных о месте проживания соседей и т.д. Объявление о согласовании было опубликовано в местной газете Приозерского района Лен Области. При межевании границы участка заехали на соседский сарай (указан на плане и схеме улицы). В марте 2023 года соседи обратились в кадастровую компанию с тем, что в результате межевания их права оказалась нарушены и размеры их участка фактически уменьшились. При этом сотрудники кадастровой компании, работавшие по договору утверждают, что ещё 30 лет назад на часть нашего участка заехала дорога, пролегающая между двумя садоводствами и находящаяся в общей собственности нашего садоводства. В кадастровом деле от 2002 года приложена справка, подписанная действующим на тот момент председателем садоводства о том, что при проведении геодезистской съемки этого участка обнаружилось некоторое несоответствие фактических границ участка с планом организации и застройки садоводства и причина, видимо, в отстранении трассировки смежной дороги при ее строительстве в 1994 году. Нынешний председатель садоводства от общения с собственниками всячески отмахивается, собрания не проводятся, на месте его найти невозможно никогда. В марте этого года было сделано уточнение границ между соседями и проведена новая межа. В егрн внесена запись, что после уточнения границ между соседями площадь нашего участка теперь равна 7,17, а соседского 7,96 (по документам у них должно быть 8,15 соток). Вопрос — что в такой ситуации, как восстановить границы участка, кто виноват и что делать, если по документам площадь участка 8,5 соток, а по уточненным границам 7,17?
, вопрос №3921960, Артём, г. Санкт-Петербург
Земельное право
Здание промышленное, вспомогательного назначения, земельный участок в частной собственности
Добрый день! Необходимо ли получение разрешения на строительство модульного некапитального строения высотой три этажа? Здание промышленное, вспомогательного назначения, земельный участок в частной собственности.
, вопрос №3920566, Александров Владимир Борисович, г. Ростов-на-Дону
Уголовное право
Имею ли я право пользоваться чужим аккаунтом в соц сети (Например ВК), если он подключён к моему номеру (Возможно мой номер, который я купил в Теле2, был номером у другого человека)
Имею ли я право пользоваться чужим аккаунтом в соц сети (Например ВК), если он подключён к моему номеру (Возможно мой номер, который я купил в Теле2, был номером у другого человека). История такова: По всей россии проходил или всё ещё проходит финансовый онлайн-зачёт и нам сказали чтобы мы его прошли. Так как на сайте я в первый раз, я решил не проходить регистрацию и войти через соц-сеть "Вконтакте" по своему номеру, но когда я зашёл, то понял, что этот профиль другого человека. По сути можно считать, что я имею право им пользоваться, так как номер мой.
, вопрос №3920559, Данила, г. Иркутск
Земельное право
Можно ли его снести после покупки участка?
Хочу купить земельный участок, но на нем стоит нежилое здание(зарегистрированное), принадлежащие не собственнику земли. Можно ли его снести после покупки участка?
, вопрос №3920221, Андрей, г. Ярославль
Дата обновления страницы 03.03.2017