8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Обследование жилища и обыск. Четкие различия

Добрый день!

Позавчера в моей квартире проводилось ОРМ "Обследование жилища..".

Вопрос:

при проведении данного мероприятия, сотрудники проводили фактически полноценный обыск. Поясните, кто именно должен доставать, вскрывать, открывать различные предметы, ящики коробки и прочее? Я лично по их требованию или непосредственно сами сотрудники полиции своими руками? Могу ли я лично проводить видеосъемку и обращать внимание привлекаемых лиц (по-сути, "понятых") на очевидные нарушения со стороны сотрудников полиции?

Если я не даю согласие на проведение гласного ОРМ ("Обследование.."), возможно ли его проведение против моей воли и как это зафиксировать перед началом проведения документально?

Спасибо!

05 июня 2015, 06:50, Андрей Сергеевич, г. Москва
Константин Мысливчик
Константин Мысливчик
Юрист, г. Ростов-на-Дону

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД) в п. 8 ч. 1 ст. 6 предусматривает проведение оперативными подразделениями оперативно-розыскных органов оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», заключающегося в непосредственном или опосредованном (с использованием технических средств) непроцессуальном осмотре и изучении указанных объектов в целях обнаружения следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, похищенного имущества, разыскиваемых лиц, а также получения иной информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности

Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». Утверждена Приказом МВД РФ от 30 марта 2010 г. N 249. Зарегистрирована в Минюсте РФ 29 июня 2010 г. N 17645.
В п. 1 Инструкции указано, что "действие настоящей Инструкции не распространяется на обследование жилых помещений", из чего следует, что на иные объекты обследования (нежилые помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства) ее действие распространяется. Далее в Инструкции описывается порядок проведения гласного обследования указанных объектов (п. п. 2 — 12). Для принятия решения о назначении проведения обследования сотрудник подразделения органа внутренних дел, правомочный осуществлять оперативно-розыскную деятельность, располагающий сведениями о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства РФ, в случае, если не имеется достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, с согласия непосредственного начальника представляет руководителю органа внутренних дел мотивированный рапорт. В рапорте для проведения обследования должны быть изложены основания, указанные в ст. 7 ФЗ об ОРД, принятые меры по получению информации, подтверждающей достоверность имеющихся сведений, и их результаты, предшествовавшие выводу сотрудника о необходимости проведения обследования; дата, время и место проведения обследования. Проведение обследования назначает руководитель органа внутренних дел путем вынесения соответствующего распоряжения по установленной форме. Перед началом обследования сотрудник предъявляет представителю юридического лица либо физическому лицу для ознакомления распоряжение о проведении обследования и вручает его копию под роспись. При проведении обследования сотрудник вправе изымать документы (либо их копии), предметы, материалы. По результатам такого обследования составляется протокол в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД. Однако, возникает ряд проблем в связи с введением в действие данной Инструкции. Во-первых, в п. 1 Инструкции указано: "… действие настоящей Инструкции не распространяется на обследование жилых помещений". Норма ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД требует вынесения судебного решения для проведения обследования в случае ограничения конституционного права человека и гражданина на неприкосновенность жилища. Однако понятия «жилое помещение» и «жилище» не тождественны, последнее шире. Этот вывод следует из законодательных определений указанных понятий, изложенных в Жилищном кодексе РФ, УК РФ и УПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 15 и ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. В УК РФ под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания (примечание к ст. 139). Норма п. 10 ст. 5 УПК РФ определяет жилище как индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания. УПК РФ относит к жилищу помимо жилых помещений и иные помещения и строения, используемые для проживания (садовый дом, незарегистрированное строение, купе поезда, каюту теплохода и др.). Учитывая, что такие объекты Жилищный кодекс РФ не относит к жилым помещениям, возникает вопрос: какой документ необходимо оформлять для их обследования — распоряжение руководителя органа внутренних дел или судебное решение? С учетом правовой нормы ст. 89 УПК РФ, п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. N 439-О необходимо оформлять судебное решение. Во-вторых, следует ли руководствоваться нормами Инструкции и издавать распоряжение при необходимости проведения гласного обследования жилища с согласия проживающих в нем лиц. Ведь ст. 25 Конституции РФ гарантирует неприкосновенность жилища от проникновения в него «против воли проживающих в нем лиц» и, соответственно, судебного решения для проведения обследования жилища с согласия проживающих в нем лиц уже не требуется. По мнению авторов, нет необходимости издавать распоряжение о проведении гласного обследования жилища с согласия проживающих в нем лиц. Нужно лишь в документе по результатам такого обследования (протоколе, акте) отразить предварительное получение такого согласия проживающих в жилище лиц, данное ими в присутствии понятых. В-третьих, из содержания п. 3 Инструкции следует, что для принятия решения о назначении проведения обследования оперативный сотрудник должен располагать сведениями о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства РФ в случае, если не имеется достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Рассмотрев основания проведения ОРМ, изложенные в ст. 7 ФЗ об ОРД, можно прийти к выводу, что наличие такой первичной информации входит в содержание основания проведения ОРМ, изложенного в пп. 1 п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД. Соответственно, возникает вопрос: следует ли руководствоваться нормами Инструкции при наличии иных оснований проведения рассматриваемого ОРМ, предусмотренных ст. 7 ФЗ об ОРД (например, при наличии возбужденного уголовного дела)? Изучив содержание Инструкции, однозначный ответ на этот вопрос дать сложно. В частности, последующие абзацы того же п. 3 Инструкции предписывают оперативному сотруднику докладывать в рапорте о необходимости проведения обследования оснований, указанных в ст. 7 ФЗ об ОРД, в том числе данные о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности РФ. В-четвертых, исходя из содержания Инструкции вынесение распоряжения необходимо при обследовании нежилых помещений, транспортных средств независимо от наличия или отсутствия согласия на гласное обследование собственника или лиц, в законном владении которых находится осматриваемый объект. Такое распоряжение целесообразно издавать лишь в случае отсутствия согласия указанных лиц на проведение гласного обследования. Если же эти лица дают добровольное согласие, его вынесение теряет смысл и лишь создает дополнительные процедуры, затрудняя работу оперативных сотрудников. В протоколе такого обследования необходимо отразить предварительное получение такого согласия собственника или лиц, в законном владении которых находится осматриваемый объект. В-пятых, исходя из буквального толкования норм Инструкции следует, что ими регламентируется порядок проведения гласного обследования помещений (кроме жилых), а также любых зданий, сооружений и участков местности. Возникают сомнения в целесообразности оформления распоряжения при необходимости проведения гласного обследования чердачных и подвальных помещений, лестничных пролетов и прилегающих к месту происшествия участков местности, бесхозных сооружений и т. п. Более того, зачастую сложно установить владельца такого объекта (физическое или юридическое лицо), обеспечить его присутствие при обследовании и вручить копию распоряжения, чего требует норма п. 6 Инструкции. В-шестых, если в ходе проведенного обследования будут получены результаты, могущие служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, а также необходимые для использования в доказывании по уголовному делу, их представление дознавателю, органу дознания, следователю или в суд регламентировано нормами ст. 11 ФЗ о ОРД, п. 36.1 ст. 5, ст. ст. 84, 89, 143 УПК РФ и Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд Утверждена Приказом МВД РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФТС РФ, СВР РФ, ФСИН, ФСКН и Минобороны РФ от 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147.

Во время проведения обследования Вы вправе проводить видеозапись, оставлять замечания в протоколе либо требовать внесения в протокол замечаний, должны обращать внимание понятых иных присутствующих лиц на нарушения сотрудников полиции.

05 июня 2015, 08:41
2
0
2
0
Консультация юриста бесплатно
Игорь Рыганов
Игорь Рыганов
Юрист, г. Санкт-Петербург
в моей квартире проводилось ОРМ «Обследование жилища..»
Андрей Сергеевич

Статья 29 УПК РФ. Полномочия суда

2. Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения:

4) о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
5) о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

Квартира является жилищем. Было ли такое разрешение суда на производство осмотра? Если нет и вы не давали согласие на проведение осмотра, то все действия проведенные в вашей квартире незаконны.

Осмотр и обыск разные следственные действия и отличаются они тем, что осмотр это визуальное наблюдение за объектом и фиксирование в соответствующем протоколе.

При осмотре не может сотрудник полиции открывать, вскрывать, что либо без разрешения владельца квартиры.

Поясните, кто именно должен доставать, вскрывать, открывать различные предметы, ящики коробки и прочее? Я лично по их требованию или непосредственно сами сотрудники полиции своими руками?
Андрей Сергеевич

Такие требования сотрудников полиции незаконны, как выше было сказано, осмотр это не обыск. Вас могут попросить, а вы можете отказать.

Могу ли я лично проводить видеосъемку и обращать внимание привлекаемых лиц (по-сути, «понятых») на очевидные нарушения со стороны сотрудников полиции?
Андрей Сергеевич

Можете проводить видео съемку, также можете указать это и замечания к протоколу осмотра в письменно виде, когда будете подписывать его.

Если я не даю согласие на проведение гласного ОРМ («Обследование..»), возможно ли его проведение против моей воли и как это зафиксировать перед началом проведения документально?
Андрей Сергеевич

Выразить свое отношение, указать нарушения допущенные при осмотре нужно в протоколе осмотра. Иного законом не предусмотрено.

Кроме того, вам обязаны выдать копию данного документа, а также постановления на основании которого производился осмотр. Если возможности для копирования нет на месте осмотра данные документы обязаны выдать вам в течении 5 суток.

Более подробно получить информацию о законности проведения осмотра можно после изучения указанных выше документов, возможно беседы с понятыми.

06 июня 2015, 02:58
2
0
2
0

«В Консультанте и на других сайта, я так и не нашел инструкции или иного нормативного акт регламентирующего порядок проведения обследования»

Андрей

Я Вам изложил те же принципы, которыми руководствуются при проведении оперативно-розыскного мероприятия, предусмотренного ст.6 ФЗ «Об ОРД»

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ от 1 апреля 2014 г. N 199 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАСНОГО ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО
МЕРОПРИЯТИЯ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ,
УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПЕРЕЧНЯ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ ИЗДАВАТЬ РАСПОРЯЖЕНИЯ
О ПРОВЕДЕНИИ ГЛАСНОГО ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ
, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ
МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Весь текст большой, но если прочитаете поймете, что существенного различия между осмотром, как процессуальным действием и обследованием жилища нет.

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств <1>. Действие настоящей Инструкции не распространяется на обследование жилых помещений.
— <1> Далее — «обследование».

2. Проведение обследования с учетом территориальной компетенции (обслуживаемой территории) назначает должностное лицо органа внутренних дел, указанное в Перечне должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств <1> путем издания (подписания) распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 1) <2>.
— <1> Далее — «руководитель».
<2> Далее — «распоряжение».

II. Подготовка к проведению обследования

3. Для принятия решения о проведении обследования сотрудник подразделения органа внутренних дел, правомочного осуществлять оперативно-розыскную деятельность <1>, располагающий сведениями о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства Российской Федерации, в случае, если не имеется достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, представляет руководителю проект распоряжения и мотивированный рапорт.
— <1> Приложение к приказу МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России». Зарегистрирован в Минюсте России 25 июля 2012 года, регистрационный N 25005. Далее — «сотрудник».

4. В рапорте должны быть изложены:
4.1. Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
4.2. Полученная в результате проведения предшествовавших оперативно-розыскных мероприятий информация, относящаяся к объекту обследования.
4.3. Соответствующее основание для проведения оперативно-розыскного мероприятия из числа указанных в статье 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» <1>.
— <1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1997, N 29, ст. 3502; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1, ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 49, ст. 5128; 2007, N 31, ст. 4008, ст. 4011; 2008, N 18, ст. 1941, N 52, ст. 6227, ст. 6235, ст. 6248; 2011, N 1, ст. 16, N 48, ст. 6730, N 50, ст. 7366; 2012, N 29, ст. 3994, N 49, ст. 6752; 2013, N 14, ст. 1661, N 26, ст. 3207, N 44, ст. 5641, N 51, ст. 6689.

4.4. Сведения, указывающие на возможность получения достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела посредством проведения обследования.
4.5. Дата, время и место предлагаемого проведения обследования.
4.6. Сведения о лицах, которых предлагается привлечь к проведению обследования.
4.7. Информация о наличии в месте проведения обследования предметов, документов и материалов <1>, содержащих сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну.
— <1> Далее — «предметы и документы».

5. Подписанное распоряжение регистрируется в журнале учета распоряжений о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 2). Распоряжение, подготовленное сотрудником структурного подразделения Регионального управления собственной безопасности Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации <1> и подписанное в порядке, определенном пунктом 7 настоящей Инструкции, регистрируется в соответствующем структурном подразделении Регионального управления собственной безопасности ГУСБ МВД России по месту дислокации.
(в ред. Приказа МВД России от 17.03.2015 N 341)
— <1> Далее — «ГУСБ МВД России».

6. В случае необходимости проведения обследования за пределами обслуживаемой территориальным органом МВД России территории руководитель, подписавший распоряжение, обязан до начала проведения обследования письменно проинформировать начальника (заместителя начальника) территориального органа МВД России, на территории обслуживания которого планируется проведение обследования.
7. В случаях, не терпящих отлагательств:
7.1. При проведении обследования за пределами обслуживаемой территории уведомление начальника (заместителя начальника, ответственного от руководства) территориального органа МВД России, на территории обслуживания которого проводится обследование, осуществляется руководителем в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проведения обследования.
7.2. Начальники структурных подразделений Регионального управления собственной безопасности ГУСБ МВД России представляют проект распоряжения о проведении обследования на утверждение в соответствии с дислокацией начальнику Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, Восточно-Сибирского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, Забайкальского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, Симферопольского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте с последующим незамедлительным уведомлением ГУСБ МВД России (в случае подписания распоряжения).
(в ред. Приказа МВД России от 17.03.2015 N 341)
8. В целях обеспечения физической защиты сотрудников, проводящих обследование, к его проведению могут привлекаться в том числе сотрудники подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном МВД России <1>, а также в целях оказания правовой помощи — сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.
— <1> Приказ МВД России от 30 марта 2012 г. N 210дсп «Об утверждении Наставления об организации использования сил и средств подразделений специального назначения территориальных органов МВД России при проведении специальных операций (мероприятий)». Зарегистрирован в Минюсте России 24 мая 2012 года, регистрационный N 24304, 28 ноября 2013 года, регистрационный N 34081.

III. Общие условия проведения обследования

9. Проведение обследования в ночное время допускается лишь в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступной деятельности, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
10. Перед началом обследования представителю юридического лица либо физическому лицу предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись.
11. В случае применения в ходе обследования технических средств участвующие в обследовании лица предупреждаются об этом до начала его проведения.

IV. Основания и порядок изъятия предметов и документов

12. При проведении обследования подлежат изъятию обнаруженные документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у лиц без специального разрешения <1>.
— <1> Пункт 37 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции». Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.

13. При проведении обследования могут быть изъяты предметы и документы в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» <1>.
— <1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2013, N 51, ст. 6689.

14. Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии привлекаются с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.
15. При изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе изъятия, составляемом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации <1>.
— <1> Далее — «протокол».

16. Сотрудник, осуществляющий изъятие, обеспечивает условия копирования документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, исключающие возможность их утраты или изменения.
17. Не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности <1>.
— <1> Абзац третий пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

18. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.
19. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.
20. При изъятии электронных носителей информации сотрудником, осуществляющим изъятие, организуется изготовление их копий, которые заверяются им, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется сотрудником, осуществляющим изъятие (либо специалистом, привлеченным к участию в проведении обследования), на другие электронные носители информации, предоставленные ему законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации.
21. Электронные носители информации, содержащие копию изъятой информации, передаются лицу, у которого они были изъяты, или законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе.
22. В случае, если на месте проведения обследования невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, сотрудник, осуществляющий изъятие, передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти рабочих дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.
23. Результаты изъятия предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, оформляются протоколом.
24. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.
25. В протоколе указываются:
25.1. Место и дата проведения обследования, в ходе которого проводилось изъятие, время его начала и окончания с точностью до минуты.
25.2. Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.
25.3. Фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в обследовании, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.
25.4. Перечень изъятых предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, с указанием их количества и индивидуальных признаков.
25.5. Сведения о технических средствах, использованных при проведении обследования, объекты, к которым эти средства были применены, общее время аудио-, видеозаписи.
26. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, в том числе и собственноручно.
27. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола удостоверяются подписями этих лиц.
28. Протокол подписывается лицом, составившим его, и лицами, участвовавшими в обследовании.
29. Если лицо, участвующее в обследовании, отказалось подписать протокол, сотрудник, проводивший обследование, вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется его подписью, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов обследования.
30. Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое подлежит обязательному занесению в протокол, в том числе по его желанию собственноручно.
31. После подписания протокола изготавливается его копия, которая передается юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем в нем делается запись. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах.
32. В случае отказа от получения, а также при невозможности вручить копию протокола по иным обстоятельствам об этом делаются отметки в протоколе и в его копии (втором экземпляре), удостоверенные подписью сотрудника, проводившего обследование, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов обследования.
33. Копия протокола (второй экземпляр) направляется юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, по почте заказным письмом не позднее рабочего дня, следующего за днем окончания обследования.

V. Ведомственный контроль за соблюдением законности при проведении обследования

34. О результатах проведенного обследования сотрудник докладывает рапортом руководителю.
35. В рапорте описываются действия в том порядке, в каком они производились в ходе проведения обследования.
36. В случае изъятия в ходе проведения обследования предметов и документов, а также документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, к рапорту прилагается соответствующий протокол.
37. В случае использования в ходе проведения обследования аудио- и видеозаписи материальные носители, содержащие результаты аудио- и видеозаписи, прилагаются к рапорту.
38. На основе представленных документов, содержащих результаты обследования, руководитель принимает необходимые решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
39. Изъятые в ходе обследования предметы и документы, подлежащие последующему использованию в уголовном судопроизводстве, учитываются и хранятся в порядке, предусмотренном для учета и хранения вещественных доказательств.
40. Изъятые электронные носители информации хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления посторонних лиц с содержащейся на них информацией и обеспечивающих их сохранность и сохранность указанной информации, а после их исследования, если это возможно без ущерба для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности, возвращаются их законному владельцу.

06 июня 2015, 11:29
Услуги юристов в Москве
Мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.
Похожие вопросы
Интеллектуальная собственность
Что общего и в чем различия между когентными общепризнанными принципами международного права и принципами деятельности ГАТТ/ВТО?
Добрый день! Что общего и в чем различия между когентными общепризнанными принципами международного права и принципами деятельности ГАТТ/ВТО?
27 апреля 2020, 12:46, вопрос №2756694, Анастасия Шевцова,
1 ответ
Уголовное право
Постановление о проведении личного обыска и обыска в жилище
Здравствуйте! Такая ситуация: суд вынес постановление о производстве личного обыска и обыска в жилище 11.09.2015 г. Обыск был проведен 15.09.2015 г. В постановлении сказано что оно может быть обжаловано в течении 10 суток. Значит обыск должны были производить не раньше чем 21.09.2015 г.? Получается сотрудники нарушили ст.391 УПК? прикрепляю постановление
22 декабря 2017, 16:42, вопрос №1854206, Юлия, г. Омск
1 ответ
Жилищное право
Законность проведения ОРМ "Обследование жилища"
Извините, уважаемые юристы! Но закон об ОРД, как и УПК РФ, является императивным, т.е. носит характер предписаний, а не дозволений, и запрещает все, что не разрешает. Так, закон об ОРД не содержит норм, позволяющих проведение ОРМ "Обследование жилища" с согласия проживающих в нем лиц, а, следовательно, запрещает. Согласие жильцов предусмотрено только ст. 12 УПК РФ при проведении осмотра жилища (осмотр места совершения преступления в жилище, осмотр жилища), т.е. при условии проведения следственных или процессуальные действия, предусмотренных УПК. В данном случае сотрудниками проводится ОРМ "Обследование жидища" и они должны руководствоваться не нормами УПК, а законом об ОРД, на основании которого подобное ОРМ может быть проведено только на основании судебного решения либо в не терпящих отлагательства случаях на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, а не основании постановления, утвержденного таким руководителем, с последующим уведомлением суда в течение 24 часов. ОРМ "Обследование жилища"будет законным только при таких обстоятельствах. Может я не прав?
25 апреля 2016, 04:16, вопрос №1232195, Иван, г. Новосибирск
1 ответ
Все
Отличие обыска от обследования жилища
В моем доме сотрудники правоохранительных органов провели мероприятия: перерыли вещи находящиеся в сумках, столах, кроватях и т.д. С собой у них было Постановление суда о разрешении производства обследования помещения и т.д. Протокол ими не составлялся. Законные ли их действия?
23 декабря 2013, 16:01, вопрос №330863, Алексей, г. Ростов-на-Дону
1 ответ
Жилищное право
Федеральная программа "Жилище" и "Молодая семья"
Здравствуйте! Я подал документы на программу "Жилище". Мне отказали в выдачи уведомления "о признания моей семьи нуждающимся в жилом помещении" так как на одного члена семьи приходиться 10,1 м2.(Общая площадь квартиры 50,8 прописано 5 человек-г.Краснодар).Моя семья из 3х человек прописаны у родителей моей жены.Могу ли я получить уведомление "о признания моей семьи нуждающимся в жилом помещении" признанным судом как в ухудшение жилищных условий? Есть ли разница между программой "Жилище" и "Молодая семья" в плане общей площади на человека для участия в программе?
02 апреля 2013, 19:19, вопрос №59004, Анатолий Егоров, г. Краснодар
1 ответ
Дата обновления страницы 06.06.2015