На текущий момент 05.10.2026 я являюсь не резидентом РФ. Трудоустроен в компании РФ, без договора дистанционной работы, но на 31.12.2026 я снова буду резидентом, так как планирую вернуться на этой неделе. Есть ли смысл уведомлять работодателя, или можно не переживать?
Здравствуйте.
Во-первых, резидентство определяется не на конкретную дату в пределах календарного года, а по его итогу нахождения на территории РФ.
При определении налогового статуса физического лица учитывается 12-месячный период, предшествующий дате получения дохода физическим лицом, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году). 183 дня пребывания в РФ исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо находилось в России в течение 12 следующих подряд месяцев.
Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий порядок налогообложения его доходов, полученных за налоговый период, каковым является календарный год, определяется по его итогам.
Соответственно, надо понимать, если Вы указываете, что по итогам 2025 года Вы были налоговым резидентом РФ, сколько дней по состоянию на 5.10.2026 года Вы отсутствовали в РФ? Если более 182 дней, то независимо от того, что произойдет после указанной даты, Вы по итогу всего 2026 года будете считаться налоговым нерезидентом.
Специальной обязанности уведомлять работодателя о смене налогового статуса законодательство не содержит.
Вы сначала указываете:
без договора дистанционной работы
а потом уточняете:
по трудовому договору у меня удаленный формат работы.
Так что все же не совсем понятно, что у Вас в договоре.
При этом доходы по трудовому договору дистанционных работников российских работодателей облагается НДФЛ в России, даже если сотрудник работает за пределами РФ. При выплате таких доходов работодатель должен исчислить, удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет. Он рассчитывается по ставке 13 (15, 18, 20, 22) % независимо от налогового статуса сотрудника (резидент или нерезидент) (п.п. 3 и 3.1 ст. 224 НК РФ).\
Нерезидентство ведь автоматически означает, что я нарушал трудовой договор и находился не на территории РФ
Одним из специальных условий увольнения дистанционного работника является изменение местности выполнения трудовой функции, если это влечет невозможность исполнения работником трудовых обязанностей на прежних условиях (ч. 2 ст. 312.8 ТК РФ). Из буквального толкования нормы не следует, что работника можно уволить за сам факт переезда. Но при этом работодатель вправе уволить сотрудника, если место исполнения трудовых обязанностей, являющееся существенным условием договора, прямо в нем определено.
Так, в Определении Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2024 № 88-29277/2024 было отмечено, что из трудового договора с работником следовало, что местом исполнения им трудовой функции является место его жительства. Местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК РФ). В ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает на законных основаниях и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Исходя из этого, суд посчитал, что местом исполнения трудовой функции работника является город регистрации по месту жительства.
Кардинальное изменение работником места выполнения трудовой функции с территории РФ на территорию другого государства является поводом для прекращения трудового договора по основанию, указанному в ст. 312.8 ТК РФ.
Если Вам потребуется дополнительная консультация по этому вопросу и/или составление документов, либо возникнут иные правовые вопросы, Вы можете обратиться ко мне в чат за персональной консультацией.
Трудовой кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для прекращения трудового договора — это ст. 77, 81, 83 ТК РФ. Изменение налогового статуса работника (приобретение или утрата резидентства) в этот перечень не входит. Работодатель не вправе увольнять сотрудника только на основании того, что он стал налоговым резидентом или нерезидентом.
Налоговый статус физического лица (резидент или нерезидент) определяется фактическим временем нахождения на территории РФ в соответствии со ст. 207 НК РФ и не влияет на ваши трудовые права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.
Факт того, что вы станете резидентом, никак не нарушает трудовую дисциплину и не является дисциплинарным проступком.