Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

624 юриста готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
624 юриста сейчас на сайте
  1. Категории
  2. Интеллектуальная собственность

Использование известного брэнда

Здравствуйте, у меня вопрос касательно использования интерент-брэнда "Вконтакте" с целью оформление собственного розничного магазина канцелярских, компьютерных товаров и смежного с ним: сервисного центра по ремонту компьютеров, заправке и ремонту картриджей для лазерных принтеров. Насколько законно использовать стиль (дизайн) вышеуказанного брэнда? Имеется ввиду не копия стиля, а схожесть, узнаваемость. Тем более что магазин планируется назвать "Like" (в честь метода оценки контента пользователей "Вконтакте"). Спасибо за ответ

06 Февраля 2014, 12:59, вопрос №362613 Алексей, г. Аксарка

Уточнение клиента

Я бы хотел внести уточнение: подразумевается не сайт, не интернет-магазин. А именно физическая точка, стоящая на земле.

06 Февраля 2014, 14:42
400 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (12)

  • Юрист - Буров Андрей Геннадьевич

    Здравствуйте, есть такое понятие  как схожесть «до степени смешения», у Вам потом могут возникнуть серьезные проблемы как с вашими клиентами, так и с владельцами бренда вконтакте, вплоть до проблем а ФАС( антимонопольная служба)

    06 Февраля 2014, 13:03
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Мысовский Виталий

    Здравствуйте, Алексей! На мой взгляд, проблемы могут возникнуть, только если «Like» зарегистрирован как товарный знак (что вряд ли), т.к. лицу, на которое такой товарный знак зарегистрирован, принадлежало бы исключительное право его использования.

    06 Февраля 2014, 13:16
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Фролова Ирина
    получен
    гонорар
    33%
    Юрист, г. Ставрополь
    Общаться в чате

    Здравствуйте, Алексей!

    Согласно ст.1225 ГК РФ 1. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров;
     16) коммерческие обозначения. 2. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

    Согласно ч.6 ст.1252 ГК РФ Если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном настоящим Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения. Для целей настоящего пункта под частичным запретом на использование понимается: в отношении фирменного наименования — запрет на его использование в определенных видах деятельности; в отношении коммерческого обозначения — запрет на его использование в пределах определенной территории и (или) в определенных видах деятельности.

    Поэтому, думаю, что схожесть вашего сайта с сайтом вконтакте не будет являться нарушением авторских и исключительных прав.

    Желаю удачи!

    06 Февраля 2014, 13:25
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Трифонова Юлия
    получен
    гонорар
    22%
    Юрист
    Общаться в чате

    добрый день!

    в российском законодательстве есть понятие товарный знак, именно он защищается исключительным правом своего владельца ( такого понятия брэнд в законодательстве отсутствует)

    согласно ст 1477 ГК РФ товарный знак-обозначение для индивидуализации товаров юридических и ИП.

    в качестве товарного знака могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения ( ст 1482 ГК РФ)

    в соответствии с п6 ст 1483 ГК РФ не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественне или сходные до степени смешения  с товарными знаками других лиц, охраняемых в РФ в отношении ОДНОРОДНЫХ товаров и имеющих более ранний приоритет.

     т.о. невозможно использовать  товарный знак, ранее зареистрированный, в отношении однородной группы товаров.

    в данном случае, полагаю возможным использование элементов товарного знака при оформлении названия магазина, т.к. товарный знак " вконтакте" относится к соц сети, а не магазину.

    06 Февраля 2014, 13:35
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Буров Андрей Геннадьевич

    Если мне не изменяет память то в России на «LIKE» в РОСПАТЕНТ подавали заявки и Фейсбук и что самое интересное банк Русский стандарт. Отслежу по возможности судьбу, а бренд ВКОНТАКТЕ. официально  считается общеизвестным с 1 декабря 2011 года, но  в перечень он был внесен 26 октября 2012 года.
    Тут помимо гражданского кодекса в котором действительно нет понятия бренд, логотип, имеет место быть еще нормы международного права касающиеся защиты интеллектуальной собственности.

    На территории Российской Федерации действует
    Конвенция, учреждающая Всемирную организацию
    интеллектуальной собственности (ВОИС),
    ратифицированная Указом Президиума Верховного
    Совета СССР от 19 сентября 1968 г. N 3104-VII

    06 Февраля 2014, 13:54
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Ковалёв Артур Тоомасович

    Назвать магазин LIKE вы можете. Вопрос степени схожести вашего бренда с брендов вконтакте или каким-либо другим будет решаться, только если какой-либо бренд подаст в суд считая что нарушили его права. Как показывает РЕАЛЬНАЯ практика если ваш бизнес на уровне одного или нескольких магазинов розничной продажи — то вам это не грозит. Просто не копируйте логотип целиком — попросите дизайнера изменить внешний вид. Цветовая гамма — свободная. Голубой и белый цвет никакой бренд занять не может. А ещё в своём вопросе вы не уточнили что вы хотите конкретно сделать открыть магазин или открыть бренд? Вы написали интернет-бренд но официально такого понятия нет. Советую вам не заморачиваться с открытием своего бренда а попробовать поработать открыв магазин и не тратя ресурсы на открытие бренда, которые могут не окупиться.

    06 Февраля 2014, 14:10
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Фролов Андрей
    получен
    гонорар
    44%
    Юрист
    Общаться в чате

    Здравствуйте!

    В соответствии с п. 6 ст. 1252 ГК РФ,  если различные средства индивидуализации: 

    фирменное наименование (от себя добавлю — название юрлица по ЕГРЮЛ), товарный знак (зарегистрированный товарный знак, а скорее всего, «вконтакте» — зарегистрированный товарный знак), знак обслуживания, коммерческое обозначение (это не фирменное наименование и не товарный знак, а только лишь средство индивидуализации предприятия в любом виде, в том числе, в виде логотипа, каких-либо указаний на документах предприятия, в рекламе),  оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном настоящим Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения".

    Этот пункт дополняется следующим: «Для целей настоящего пункта под частичным запретом на использование понимается: в отношении фирменного наименования — запрет на его использование в определенных видах деятельности; в отношении коммерческого обозначения — запрет на его использование в пределах определенной территории и (или) в определенных видах деятельности.»

    По фирменному наименованию — заимствовать его можно, если у Вас другая деятельность.

    В соответствии с п. 3 ст. 1474 ГК РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

    То есть в этом случае, проблем нет.

    По коммерческому обозначению — тут больше проблем.

    Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее — п. 2 ст. 1539 ГК РФ. 

    Но с доказательством того, что коммерческое обозначение в виде этих слов возникло ранее большие проблемы, потому как коммерческое обозначение из этих трех средств индивидуализации — самое слабозащищенное. Надо в суде для доказательства приоритета появления права на коммерческое обозначение приводить всякие документы, указывающие на то, что право на его использование возникло раньше, нежели у конкурента. В отношении товарного знака — все просто. Надо лишь предоставить свидетельство о регистрации. В тоже время коммерческое обозначение может совпадать с товарным знаком. Я уверен, что использовать коммерческое обозначение «Вконтакте» не стоит.

    По товарному знаку (знаку обслуживания) — он регистрируется в Роспатенте.

    Ограничение защиты товарного знака, в том смысле, что можно использовать такой же товарный знак (знак обслуживания) в отношении другого товара (услуги), отсутствует. Поэтому, если зарегистрирован товарный знак (а я уверен, что «Вконтакте» — зарегистрирован, относительно любого товара (услуги), использовать его нельзя.

    Вот с «лайк», я думаю, меньше проблем. Сомневаюсь, что Вконтакте зарегистрировал его в качестве товарного знака, потому как в соответствии со ст. 1483 ГК РФ, его как общеизвестный (англоязычный) термин нельзя зарегистрировать как товарный знак.  Кроме того, без всяких проблем, Вы можете создать юрлицо с таким словом в наименовании. Или использовать его в коммерческом обозначении.

    06 Февраля 2014, 14:29
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Фролов Андрей
    получен
    гонорар
    44%
    Юрист
    Общаться в чате

    Дополню: использовать в фирменном наименовании или в коммерческом обозначении (на вывесках) слово «Вконтакте» или сходного — нельзя, если товарный знак (знак обслуживания, что одно и тоже) «Вконтакте» зарегистрирован в Роспатенте (я, почему-то уверен в этом). А вот с «лайком» проблем особых быть не может.

    06 Февраля 2014, 14:37
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Фролов Андрей
    получен
    гонорар
    44%
    Юрист
    Общаться в чате

    Я бы хотел внести уточнение: подразумевается не сайт, не интернет-магазин. А именно физическая точка, стоящая на земле.

    Все так и есть — не имеет зачения в сети Вы или нет. Если проще: наименование юрлица не может включать слова «Вконтакте», но может включать слово «Лайк». То же самое на вывеске или в рекламе.

    Потому как «Вконтакте» — 100% зарегистрированный товарный знак (знак обслуживания).

    06 Февраля 2014, 14:57
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Трифонова Юлия
    получен
    гонорар
    22%
    Юрист
    Общаться в чате

    дополню, поскольку речь идет о магазине с названием " лайк", то  использованием дизайна товарного знака " Вконтакте" ( голубого квадрата с буквой ) вы исключительное право на товарный знак не нарушаете.

    06 Февраля 2014, 15:27
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Семенюта Богдан

    Добрый день!

    Вероятность претензий при использовании Вконтакте в своей деятельности очень высока. Как верно указал коллега выше, товарный знак Вконтакте признан общеизвестным: www.businesspatent.ru/article/article.614.2.html, www.sostav.ru/news/2012/11/06/brend_vkontakte_obschetvenniy/.

    А что это значит? Для Вас это значит одно — независимо от того, для каких товаров и услуг знак зарегистрирован, его действие распространяется и  на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя (п.3 ст 1508 ГК РФ). Проще говоря, признание знака общеизвестным сильно увеличивает вероятность претензий.  Если бы он таким не был, то классы, по которым зарегистрирован знак, давали бы Вам возможность использовать его при оформлении магазина.

    Обозначение Like (в сущности, его заимствовал Вконтакте, как и все остальное, у Facebook, и перевел на русский — «мне нравится»), в принципе, как обычное слово на английском языке, защите как товарный знак не подлежит. О защите с точки зрения коммерческого обозначения и фирменного наименования достаточно подробно сказано выше.

    07 Февраля 2014, 12:05
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Семенюта Богдан
stats