Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Заказчик отказывается от подписания актов выполненных работ
Добрый день! Выиграли госконтракт на электромонтажные работы системы внутреннего электроснабжения административного здания. После заключения контракта, при обследовании объекта, выяснилось, что некоторые позиции сметы (розетки, рамки и суппорта) друг другу не подходят и физически выполнить контракт точно по смете нельзя: Заказчик получит набор деталей, которые нельзя установить. Скорее всего, это произошло по халатности сметчиков, готовивших конкурсную документацию и отсутствии либо некачественной её экспертизы. На словах Заказчику проблему озвучили и договорились, что будем делать максимально приближенно к смете, но меняя необходимые позиции на подходящие (расхождение небольшое и расчёт был на то, что проверять это никто не будет). Работы выполнены, акты переданы заказчику на подписание, Заказчик получил полностью рабочую систему. Через 3 дня от заказчика приходит официальный отказ от подписания и претензия с перечнем недоделок к устранению, где перечислены все наши замены как несоответствующие условиям контракта. На разъяснения типа, что замены были вынужденными, иначе бы вы остались без электрики… или, мы же с вами на словах договаривались, что так будем делать... не прокатывают. Как я понимаю, если по истечении 10 дней с момента получения претензии недоделки не устраняться, Заказчик вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке. Прошу помощи! Какие наши действия в сложившейся ситуации? Как можно доказать, что замены сметной номенклатуры были единственно возможным средством смонтировать рабочую систему и , более того, обошлись нам значительно дороже, чем сметные позиции? И как можно защититься от расторжения договора? Добавлю, что позиции заменялись не на совсем другие, а на те, которые также присутствуют в смете (например 47 тройных розеток было заменено на 141 одинарную). п.с.: дело серьёзное, готов отблагодарить за помощь при положительном исходе дела. Спаибо!
- Письмо об устранении замечаний.pdf
- Требование об устранении недостатк~.pdf
- 09 Контракт 0360200048918000033-0238499-01 от 27.08.2018.docx
Здравствуйте, Владимир.
Извините, не могу Вас порадовать. Проблема в том, что Вы не оформляли изменение условий Контракта Соглашением сторон.
Такое изменение было бы возможно на установку оборудования с улучшенными характеристиками, по крайней мере так можно было указать.
Вы обязаны были уведомить Заказчика о несоответствиях в смете и в невозможности исполнения работ в соответствии с предоставленной технической документацией и сметой ввиду их несоответствия нормативных требованиям к электробезопасности и к функционированию системы электроснабжения.
Гражданский кодекс
Статья 743. Техническая документация и смета
1. Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
2. Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
3. Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
4. Подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 настоящей статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
Вам сейчас в данной ситуации чтобы смягчить последствия расторжения Контракта и невключения Вас в РНП лучше договариваться с Заказчиком о расторжении Контракта по соглашению сторон, если суммы затрат не являются для Вас значительными.
Либо, придется переделать в течение 10 дней, которые даются Вам законом на устранение недостатков.
С уважением! Г.А. Кураев
Здравствуйте, Владимир. Ситуация действительно сложная и для Вас и для заказчика. То, что Вы пишите в ответе на претензию заказчика должно быть подтверждено независимым лицом. Рекомендую обсудить с заказчиком проведение т.н. внешней экспертизы результатов исполнения контракта. Такая экспертиза сторонней организацией или экспертом допускается ст. 94 закона 44-фз и ее выводы обязательны для заказчика. Что касается расторжения контракта, то заказчик вправе заявить об отказе по правилам ст.95. Если в течение 10 дней после получения уведомления об отказе недостатки не будут устранены, контракт будет расторгнут. Сведения об исполнителе в таком случае заказчик должен подать в уфас для включения исполнителя в рнп.
Добрый день, Владимир.
Ситуация непростая, однако в изложенной Вами ситуации добиться положительного для вас решения все-таки возможно.
Не исключаю, что во внесудебном порядке убедить заказчика не получится. Также не исключаю, что в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта и последующего рассмотрения в УФАС вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков убедить комиссию УФАС также будет сложно, поэтому придется обжаловать односторонний отказ в судебном порядке. В настоящее время арбитражные суды по такого рода делам на уровне первой и апелляционной инстанций пока обычно остаются на стороне заказчика (и УФАС), однако в последнее время суды кассационной инстанций, а также СКЭС ВС РФ стали учитывать позицию подрядчиков, учитывая фактические обстоятельства таких судебных споров с учетом положений ст. 10 ГК РФ.
Кроме того, нужно учитывать специальные положения ГК РФ.
ГК РФ Статья 753. Сдача и приемка работ
4. Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
6. Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
Положительную для вас судебную практику поищу и выложу позже.
ГК РФ Статья 10. Пределы осуществления гражданских прав
1. Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Учитывая положения п. 6 ст. 753 ГК РФ, а также положения ст. 2 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», нужно убеждать заказчика, что необходимо также учитывать, что при исполнении строительных работ подлежат применению специальные положения ГК РФ, регулирующие отношения, возникшие из договора строительного подряда, а не только формальные требования 44-ФЗ от 05.04.2013 г.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
1. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем.
Есть следующие положительные позиции, которые Вы можете использовать.
Во первых, если указанные отступления от сметы являлись необходимыми и мелкими, не повлиявшими на качество выполненных работ, суд может признать расторжение контракта со стороны Заказчика необоснованным на основании пункта 2 статьи 754 ГК РФ и пункта 7 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» если Вы сможете доказать согласование указанных Вами работ с Заказчиком, в том числе перепиской сторон, если таковая была.
Вероятность положительного исхода невелика, но все же имеется.
Кроме того, Вы в любом случае вправе требовать оплаты выполненных работ за минусом недостатков.
Судебная практика по этому поводу по ссылке
С уважением! Г.А. Кураев
Примеры положительной судебной практики по возможности оспорить односторонний отказ от исполнения Контракта и обязании оплатить выполненные работы.
http://sudact.ru/arbitral/doc/...
http://sudact.ru/arbitral/doc/...
В случае спора являются ли указанные отступления недостатками и являются ли они мелкими, не влекут ли ухудшение качества выполненных работ в целом, заявите в суде ходатайство о проведении судебной строительно-технической экспертизы.