Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Разница между наименованиями учебных заведений, на какие НПА в этом случае нужно опираться?
Какова разница между понятиями "лицей", "гимназия", "школа"? На какие законы и подзаконные акты в этом случае нужно опираться?
Ольга Владимировна, добрый вечер. Действующий ФЗ «об образовании в РФ» № 273-ФЗ отказался от деления учреждений на типы, виды и категории. Теперь получается что называться лицеем, гимназией или школой можно только на словах.
С уважением, адвокат Сергей Нестеров.
Здравствуйте
закон об образовании не делит учреждения по таким названиям
Статья 23. Типы образовательных организаций
2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 01.05.2017)
«Об образовании в Российской Федерации»
все они относятся к общеобразовательным организациям
ранее был приказ
Приказ Минобрнауки России от 25.12.2012 N 1091
«Об утверждении перечня показателей деятельности общеобразовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса»
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2013 N 27025)
2. Показатели деятельности, необходимые для установления государственного статуса образовательного учреждения, по виду:
2.1. Начальная общеобразовательная школа:
реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования;
реализация общеобразовательной программы дошкольного образования <*>;
реализация дополнительных образовательных программ <*>;
создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
2.2. Основная общеобразовательная школа:
реализация основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования;
реализация общеобразовательной программы дошкольного образования <*>;
реализация дополнительных образовательных программ <*>;
создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
2.3. Средняя общеобразовательная школа:
реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
реализация общеобразовательной программы дошкольного образования <*>;
реализация дополнительных образовательных программ <*>;
создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
2.4. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов:
реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам;
реализация общеобразовательной программы дошкольного образования <*>;
реализация дополнительных образовательных программ <*>;
создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
2.5. Гимназия:
реализация основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля;
реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования <*>;
реализация общеобразовательной программы дошкольного образования <*>;
реализация дополнительных образовательных программ <*>;
создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
2.6. Лицей:
реализация основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественнонаучного профиля;
реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования <*>;
реализация общеобразовательной программы дошкольного образования <*>;
реализация дополнительных образовательных программ <*>;
обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
но он уже утратил силу в соответствии с
Приказ Минобрнауки России от 18.09.2013 N 1074
«О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации»
поэтому теперь нет такого разделения по показателям и каким то параметрам- отличия есть лишь в названии
Ольга Владимировна, здравствуйте!
Ранее действующий ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 25 ДЕКАБРЯ 2012 Г. N 1091 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТУСА» утратил силу. Ранее отличия были в программах обучения, в показателях и т.д.
Добрый день!
Все три являются общеобразовательными учебными заведениями, все выдают один и тот же диплом.
В федеральном законе деления нет, в законе г. Москвы есть.
Лицей имеет право вести профильную подготовку в старших классах, гимназия имеет право вести реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования и дает широко профильные знания.
Закон г. Москвы от 10.03.2004 N 14 (ред. от 25.06.2014) «Об общем образовании в городе Москве»
6. Гимназия — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы основного общего и
среднего (полного) общего образования и обеспечивающего подготовку обучающихся
к активному интеллектуальному труду, творческой и исследовательской
деятельности в различных областях фундаментальных наук на основе интеграции
содержания гуманитарного образования. Гимназия может реализовывать
общеобразовательную программу начального общего образования.7. Лицей
— вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы основного общего и среднего
(полного) общего образования, обеспечивающего профильную подготовку обучающихся VIII-XI, IX-XI, X-XI классов и, по решению уполномоченного органа
исполнительной власти города Москвы в области образования, VII-XI классов и
формирование у них навыков самостоятельной проектной и научно-исследовательской деятельности.
Здравствуйте Ольга.
На федеральном законодательном уровне (закона, постановления Правительства, нормативного акта Минитерства образования) таких понятий как «школа», «гимназия» «лицей», «школа с углубленным изучением такого то предмета» не сущестуют.
Данные понятия остались например, в законе Москвы от 10.03.2014г. № 14
«Об общем образовании в городе Москве»
Статья 7. Реализация иных общеобразовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях города Москвы
(в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)
1. Основные и дополнительные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в городе Москве реализуются в государственных и муниципальных образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, общеобразовательных учреждениях, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, кадетских школах (кадетских школах-интернатах) в порядке, установленном типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, в том числе с особенностями, устанавливаемыми правовыми актами города Москвы, принятыми в соответствии с настоящим Законом.
(в ред. законов г. Москвы от 09.12.2009 N 11, от 04.07.2012 N 35)2. Прогимназия — вид государственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других) и обеспечивающего их разносторонним образованием, позволяющим продолжить обучение в общеобразовательном учреждении любого вида.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)3. Кадетская школа — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, обеспечивающие подготовку обучающихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)4. Кадетская школа-интернат — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, обеспечивающие подготовку обучающихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)5. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам начиная с I (II), V-VI (VII), VII (VIII) класса.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)6. Гимназия — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего подготовку обучающихся к активному интеллектуальному труду, творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук на основе интеграции содержания гуманитарного образования. Гимназия может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.
(в ред. законов г. Москвы от 17.09.2008 N 41, от 09.12.2009 N 11)7. Лицей — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающего профильную подготовку обучающихся VIII-XI, IX-XI, X-XI классов и, по решению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области образования, VII-XI классов и формирование у них навыков самостоятельной проектной и научно-исследовательской деятельности.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)8. Средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы по изучению национальных языков, истории, культуры и традиций народа — носителя языка.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)9. Средняя общеобразовательная школа «Школа надомного обучения» — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность получения в условиях, адекватных их физическим особенностям, образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (для лиц, поступивших на обучение до 31 декабря 2010 года, — государственных образовательных стандартов), а также социальную адаптацию и интеграцию в обществе (в соответствии с перечнем заболеваний, по которым детям рекомендуется индивидуальное обучение на дому).
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)10. Начальная общеобразовательная школа «Школа здоровья», основная общеобразовательная школа «Школа здоровья», средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья», центр образования «Школа здоровья» — виды государственных общеобразовательных учреждений, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивающих комплексное решение задач по образованию, оздоровлению обучающихся с проблемами здоровья и профилактике заболеваний.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)11. Центр образования — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программы профессиональной подготовки обучающихся и дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)12. Основные и дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и других государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в которых созданы условия для реализации общеобразовательных программ, а также в негосударственных образовательных организациях.
(в ред. законов г. Москвы от 09.12.2009 N 11, от 04.07.2012 N 35)
Добрый день.
Какова разница между понятиями «лицей», «гимназия», «школа»?
Лоскутова Ольга Владимировна
Речь в данном случае идет об общеобразовательных организациях, реализующих программу общего образования.
В силу ст. 23 ФЗ «Об образовании в РФ»
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
Сейчас вопрос правового статуса образовательного учреждения: лицей, школа или гимназия определяется органом местного самоуправления.
В то же время Закон Томской области от 12 августа 2013 года №149-ОЗ «Об образовании в Томской области» подобного разделения в системе общего образования не предусматривает, как например, имеет место в г. Москве или Санкт-Петербурге.
Тенденция которая намечена в регионе — это включение их в число образовательных организаций, реализующих инновационные проекты и программы
ст. 11 Закона
В сфере образования в Томской области может осуществляться экспериментальная и инновационная деятельность в форме реализации инновационных проектов и программ, в том числе межведомственных на основе сетевого взаимодействия. Образовательные организации, реализующие инновационные проекты и программы, имеющие существенное значение для обеспечения развития системы образования, признаются региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Исполнительные органы государственной власти Томской области, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.
Дополню, что закон «Об образовании в Томской области» не предусматривает деления средне образовательных учреждений на виды. http://docs.cntd.ru/document/4...