Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Неправомерные действия военной полиции, что делать?
Здравствуйте!
В соответствии с Уставом военной полиции (введенным в действие Указом Президента РФ от 25.03.2015 N
161 (ред. от 17.06.2017) "Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации
и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации") военная полиция наделяется
полномочиями, а именно в статье 21 п.3 "Полномочия военной полиции":
21. Для реализации своих функций военная полиция наделяется следующими полномочиями:
3) проверять документы, удостоверяющие личность, у военнослужащих, а также у лиц гражданского
персонала, находящихся на территориях воинских частей, если имеются основания подозревать их в
совершении правонарушения или имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных
уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом;
Вопрос в следующем:
В соответствии со ст.21 п.3 имеет ли пролномочия проверять документы удостоверяющие личность у
военнослужащего по контракту (офицера) без каких-либо оснований?
Заранее спасибо!
Здравствуйте, Игорь!
Как следует из Устава военной полиции, документы у военнослужащих сотрудники военной полиции вправе проверять только в двух случаях:
1) если имеются основания подозревать их в совершении правонарушения;
2) если имеются основания для их задержания в случаях предусмотренных УПК.
В остальных случаях такие требования можно обжаловать в прокуратуру.
Добрый день.
Буквально согласно
Указу Президента РФ от 25.03.2015 N 161
«Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
21. Для реализации своих функций военная полиция наделяется следующими полномочиями:
3) проверять документы, удостоверяющие личность, у военнослужащих, а также у лиц гражданского персонала, находящихся на территориях воинских частей, если имеются основания подозревать их в совершении правонарушения или имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом;
В соответствии со ст.21 п.3 имеет ли пролномочия проверять документы удостоверяющие личность у военнослужащего по контракту (офицера) без каких-либо оснований?
Игорь
Без оснований — нет.
Только в случае если имеются основания для задержания.
К таким случаям согласно УПК РФ относятся
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
Или если задержание предусмотрено самим Уставом:
265. Военная полиция имеет право задерживать военнослужащих:
1) подозреваемых в совершении преступления, а также в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, до передачи их в военные следственные органы;
2) совершивших побег из-под стражи, находящихся в розыске, самовольно оставивших воинские части (места службы) — до передачи их соответствующим должностным лицам воинских частей, учреждений, в военные следственные органы;
3) совершающих или совершивших преступление, административное правонарушение или грубый дисциплинарный проступок;
4) оказавших сопротивление или неповиновение законным требованиям военнослужащего военной полиции;
5) при отсутствии документов, удостоверяющих личность;
6) проходящих военную службу по призыву, при отсутствии документов, подтверждающих законность их нахождения вне пределов воинской части, или прибывших по увольнительным запискам из другого гарнизона.
Все остальные случаи требования проверки документов являются незаконными
Правомерны ли действия начальника патруля (и начальника военной полиции)
Игорь
Нет.
Оговорка
если имеются основания подозревать их в совершении правонарушения или имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных настоящим Уставом;
Прямо указывает на условия и основания проверки документов — подозрение в совершении правонарушения или наличие оснований для задержания.
И каких-либо исключений в данном случае не предусмотрено.
В таком случае начальник патруля должен обосновать чем именно вызвана необходимость проверки документов.
А как тогда может быть такое, что «вся военная полиция» (как организация) наделена одними полномочиями (в данном случае, проверять документы при определенных условиях), а её часть — патруль военной полиции, обладает большими полномочиями чем организация от которой он назначается?
Игорь
Объем полномочий конкретного должностного лица не может и не должен выходить за рамки полномочий того ведомства, которое он представляет.
Поскольку ст. 76, а также ст. 21 Устава, не разграничивает оснований проверки документов, как у военнослужащих, так и у лиц гражданского персонала, например таким образом:
3) проверять документы, удостоверяющие личность, у военнослужащих, а если имеются основания подозревать их в совершении правонарушения или имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом также у лиц гражданского персонала, находящихся на территориях воинских частей.
То проверка документов у указанных лиц подчиняется общим основаниям - имеются основания подозревать их в совершении правонарушения или имеются основания для их задержания, которое в равной мере распространяется как на военнослужащих, так и на гражданский персонал.
Здравствуйте!
Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 17.06.2017) «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
Полномочия военной полиции
...21. Для реализации своих функций военная полиция наделяется следующими полномочиями:...3) проверять документы, удостоверяющие личность, у военнослужащих, а также у лиц гражданского персонала, находящихся на территориях воинских частей,если имеются основания подозревать их в совершении правонарушения или имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом...
Из данной нормы понятно, что проверять документы должностные лица военной полиции имеют право только при наличии достаточных оснований подозревать военнослужащего в совершении административного правонарушения либо преступления. в случае если Ваши права были нарушены Вы вправе подать жалобу в военную прокуратуру.
Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации
76. Начальник патруля наделяется полномочиями:
3)проверять у военнослужащих документы, удостоверяющие личность, а у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, кроме того, документы, подтверждающие законность их нахождения вне расположения воинской части, проверять у лиц гражданского персонала и иных лиц, находящихся на территориях воинских частей, документы, удостоверяющие их личность, если имеются основания подозревать их в совершении правонарушения или имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных настоящим Уставом;
...
77. Для поддержания правопорядка, воинской дисциплины и пресечения преступлений, совершаемых военнослужащими других войск и воинских формирований, находящимися за территориями воинских частей (организаций, учреждений), в которых они проходят военную службу, начальник патруля наделяется полномочиями:
2) проверять документы, удостоверяющие личность, у военнослужащих других войск и воинских формирований, если они были застигнуты на месте совершения преступления или если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Таким образом только военный патруль наделен полномочиями проверять документы, удостоверяющие личность, у военнослужащих ВС РФ. А вот у других лиц имеет право проверить документы лишь при наличии оснований подозревать в совершении правонарушения. Если вы являетесь военнослужащим не ВС РФ, а других войск и воинских формирований, то проверить документы патруль может лишь, если вы застигнуты на месте совершения преступления или имеются основания для задержания.
Остальные должностные лица военной полиции, за исключением патруля, имеют право проверить у вас документы лишь в том случае, если имеются основания подозревать вас в совершении правонарушения.
А как тогда может быть такое, что "вся военная полиция" (как организация) наделена одними полномочиями (в данном случае, проверять документы при определенных условиях), а её часть - патруль военной полиции, обладает большими полномочиями чем организация от которой он назначается? (т.е. проверять у военнослужащих документы без оснований?)
В военной полиции, кроме патруля, есть другие должностные лица, в том числе начальник полиции. Если он встретит вас на улице, то не имеет право проверять у вас документы без оснований.
76. Начальник патруля наделяется полномочиями:
3)проверять у военнослужащих документы, удостоверяющие личность, а у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, кроме того, документы, подтверждающие законность их нахождения вне расположения воинской части, проверять у лиц гражданского персонала и иных лиц, находящихся на территориях воинских частей, документы, удостоверяющие их личность, если имеются основания подозревать их в совершении правонарушения или имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных настоящим Уставом;
Вот, если бы не было второго «проверять», то «если имеются основания подозревать их в совершении правонарушения или имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных настоящим Уставом» относилось бы и к военнослужащим. Если у вас проверил документы патруль, то обжаловать его действия бесполезно.
Спасибо! Только вот, я тоже так трактую эту статью, однако военный комендант утверждает что в соответствии со ст.71. п.3, а именно:
проверять у военнослужащих документы, удостоверяющие личность, а у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, кроме того, документы, подтверждающие законность их нахождения вне расположения воинской части, проверять у лиц гражданского персонала и иных лиц, находящихся на территориях воинских частей, документы, удостоверяющие их личность, если имеются основания подозревать их в совершении правонарушения или имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных настоящим Уставом;
часть предложения "если имеются основания подозревать их в совершении правонарушения или имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных настоящим Уставом;" относиться только к гражданскому персоналу, а следовательно у военнослужащих удостоверение личности проверяется без оснований на это, т.е. по решению начальника патруля.
Правомерны ли действия начальника патруля (и начальника военной полиции)