Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Может ли Управление архитектуры и градостроительства ограничить этажность будущих строений, да или нет и на основании каких документов?
В населенном пункте, в котором расположен объект будущего капитального строительства градостроительный регламент или иные документы территориального планирования в том числе правила землепользования и застройки не принимались.
Руслан здравствуйте! Данный вопрос регулируется ст. 38 Градостроительного Кодекса
ГрК РФ, Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
5) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)1.1. В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 - 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)1.2. Наряду с указанными в пунктах 2 - 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
2.1. Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 459-ФЗ)3. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.
Здравствуйте.
Вопрос предлагаю рассмотреть на основе интересного судебного акта, который хоть и относится к городу-герою Волгограду, но имеет в том числе и отношение к любым подобного рода ситуациям:
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2013 г. по делу N А12-12384/2013Резолютивная часть постановления объявлена «07» октября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.А. Кузьмичева,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда (г. Волгоград, ИНН 3444052045, ОГРН 1023403447374),
на решение арбитражного суда Волгоградской области от «02» августа 2013 года по делу N А12-12384/2013 (судья И.В. Кулик),
по заявлению ЗАО «Трансстрой» г. Волгоград,
к Комитету по градостроительству и архитектуре Волгограда,
заинтересованные лица: Комитет земельных ресурсов Администрации Волгограда, Администрация Волгограда,
о признании недействительным градостроительного плана земельного участка,
с участием в заседании представителя ЗАО «Трансстрой» — Михайлов Г.М.установил:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Закрытое акционерное общество «Трансстрой» к Комитету по градостроительству и архитектуре Волгограда с заявлением о признании недействительным градостроительного плана земельного участка N RU 343010003007, выданного закрытому акционерному обществу «Трансстрой», в части пункта 6 строки «2.2.4 Иные показатели».
В качестве способа восстановления нарушенных прав заявитель просит суд обязать Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда внести изменения в утвержденный градостроительный план земельного участка N RU343010003007 в части исключения пункта 6 из строки «2.2.4 Иные показатели».
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 02 августа 2013 года заявленные требования общества удовлетворены.
С вынесенным решением суда первой инстанции Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда не согласился и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, что 14.01.2013 г. заявитель обратился в Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка (кадастровый номер 34:34:030119:261) по адресу г. Волгоград, ул. Пионерская, 1, в целях реконструкции расположенного на этом участке существующего здания административно-бытового назначения, принадлежащего ЗАО «Трансстрой» на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 34-АА N 643213 от 15.03.2012 г.
Основанием для обращения с указанным заявлением в уполномоченный орган послужило волеизъявление общества о проведении реконструкции здания с увеличением его этажности до 3 этажей, в связи с расширением экономической деятельности общества, в целях повышения потребительских качеств здания.
Согласно распоряжению Комитета по градостроительству Волгограда от 13.02.2013 г. N 52-осп заявителю утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Пионерская, 1.В пункт 6 строки 2.2.4 «иные показатели» градостроительного плана земельного участка установлено ограничение «Предельное количество этажей — 1», что, по утверждению заявителя, не соответствует требованиям действующего градостроительного законодательства и нарушает его права, поскольку такое ограничение в этажности здания фактически исключает возможность проведения его реконструкции.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует требованиям действующего градостроительного законодательства и ущемляет права общества в сфере предпринимательской деятельности.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе границы земельного участка, информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства (реконструкции) на указанном земельном участке (пункт 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительный план земельного участка является документом, позволяющем идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящемся, реконструируемым в границах земельного участка, документом содержащим информацию о возможности размещения на данном земельном участке объектов строительства.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (пункт 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
В соответствии с п. 4 ст. 3 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента).
Согласно п. 9 ст. 1 ГрК РФ, градостроительный регламент — устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 8 ст. 1 ГрК РФ, документов градостроительного зонирования, которым устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, являются Правила землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград утверждены решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 г. N 36/1087. Согласно карте градостроительного зонирования Волгограда, входящий в состав ПЗЗ, ул. Пионерская, относится к зоне застройки многоквартирными жилыми домами до 4 этажей. Градостроительный регламент для зоны Ж2-2 установлен пунктом 8.4.1.3 ПЗЗ, согласно которому в указанной территориальной зоне предусмотрено размещение в составе условно разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства (на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования) размещение административно-управленческих и общественных объектов, предельное количество этажей зданий — 4, максимальная высота объектов капитального строительства — 18 метров.
Вместе с тем, как утверждает ответчик, указанный земельный участок (ул. Пионерская, 1, кадастровый номер 34:34:030119:261) находится в границах красных линий, что следует из выкопировок Генерального плана Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 N 47/1112, Правил землепользования и застройки.
Генеральный план Волгограда в соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ, статьями 7, 16, 24, 26, 36, 39 Устава города-героя Волгограда, опубликован в «Волгоградской газете» за N 130 от 18.07.2007 года и вступил в законную силу с момента официального опубликования.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии — это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
При этом территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Соответственно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находится в собственности физических и юридических лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 36 ГрК РФ, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Следовательно, использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 7 статьи 36 ГрК РФ).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также — «ГрК РФ), предельное количество этажей относится к предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В силу ч. 3 ст. 34 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Согласно ст. 24 Устава города-героя Волгограда, к полномочиям городской Думы, относятся, в том числе принятие решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории Волгограда; принятие концепции развития Генерального плана Волгограда, правил застройки территории Волгограда и утверждение по представлению администрации Волгограда Генерального плана Волгограда; утверждение правил землепользования и застройки, утверждение проектов планировки территории и проектов межевания территории, утверждение подготовленной на основе Генерального плана Волгограда документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Волгоград, определение в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка предоставления, использования земельных участков, а также распоряжения земельными участками, находящимися на территории Волгограда, установление порядка проведения муниципального земельного контроля».
Согласно п. 1 и 2 ч. 2.4 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 г. N 36/1087: режим использования и застройки территорий Волгограда, на которые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти Волгоградской области или уполномоченными органами местного самоуправления Волгограда в соответствии с федеральными законами.
Режим использования и застройки территорий Волгограда, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется документами (в том числе градостроительными планами) об использовании соответствующих земельных участков, подготавливаемыми уполномоченными органами в соответствии с градостроительным, лесным, водным, историко-культурным и природоохранным законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении данного спора, судом первой инстанции установлено, что какого-либо нормативного правового акта, либо иного правового акта, регламентирующего порядок (правила) использования земельных участков на территории города Волгограда, на которых действие градостроительных регламентов не распространяется, принятого уполномоченным органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, не издавалось.В связи с чем, суд первой инстанции правомерно, сделал вывод о том, что установление предельных параметров, не предусмотренных Правилами землепользования и застройки, не предусмотренных федеральным законодательством, в компетенцию Комитета не входит (входит только подготовка проектов муниципальных нормативных актов Волгограда в сфере капитального строительства, принятие же норм, ограничивающих параметры строительства, относится к полномочиям Волгоградской городской Думы).
Доводы Комитета о том, что сведения в пункт 6 строки «2.2.4. Иные показатели» внесены в соответствии с требованиями по заполнению градостроительных планов земельных участков со ссылкой на Приказ Минрегиона Российской Федерации N 207 от 10.05.2011 г. «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка», также не основаны на нормах права мнение.
Инструкцию о порядке заполнения плана нельзя рассматривать как требование об обязательном заполнении всех граф, она не исключает невозможности их заполнения в случаях отсутствия соответствующей информации. В таких ситуациях в графе ставится прочерк, либо отметка что она заполнению не подлежит.Ответчик при подготовке градостроительного плана земельного участка мог указать предельные параметры по количеству этажей здания только при наличии действующих предельных параметров по строительству и реконструкции зданий на территории общего пользования, определенные Правилами землепользования и застройки, иным правовым актом, либо указать ограничения (при их наличии), содержащиеся в градостроительном, лесном, водном, историко-культурном и природоохранном законодательстве Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) соответствующего органа — незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.
Принимая решение об удовлетворении требований, в целях восстановления нарушенных прав заявителя, суд первой инстанции обоснованно обязал Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда внести изменения в утвержденный градостроительный план земельного участка N RU343010003007 в части исключения пункта 6 из строки «2.2.4. Иные показатели» в 15-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции основанных на нормах закона.
Руководствуясь статьями 268 — 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судпостановил:
решение арбитражного суда Волгоградской области от «02» августа 2013 года по делу N А12-12384/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.Председательствующий судья
С.А.КУЗЬМИЧЕВСудьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
М.Г.ЦУЦКОВА------------------------------------------------------------------
Как видится из данного судебного акта Управление архитектуры может ограничивать параметры застройки только в том случае, если ему указанное правомочие прямо предоставлено местным органом самоуправления. При отсутствии такого правомочия, отсутствии соответствующего нормативного акта, регулирующего этот вопрос, Управление ограничивать этажность строительства не вправе.
Добрый день!
1) Одно дело план застройки территории и землепользования, другое, что на региональном уровне может быть принято постановление об ограничении этажности строительства. К примеру, в 2012 в МО были совершенно иные требования к застройке, нежели сейчас. С 2017 года в МО не разрешается строить жилые дома этажностью свыше 9 этажей. За исключением 15 городов, где население превышает 100 тыс.человек.
2) для более точного ответа на ваш вопрос, вы можете указать регион и населенный пункт, где планируется возведение объекта капитального строительства.
3) можно попробовать пойти иным путем. Проект объекта вместе с заявлением о получении разрешения на строительство, и градостроительного плана, подать в администрацию муниципалитета. Получить от них ответ. В случае, если застройщик физическое лицо, ответ на обращение гражданина обязателен. И уже исходя из ответа, предпринимать меры.
То есть? Не должны устанавливать? Я провильно понял расшифруйте для обывателя.
А на основании чего они установят? Вместе с тем не думаю что нет регламента на региональном уровне. Все таки лучше сделать официальный запрос как физ. лицо, обязаны ответить в течение 30 дней со дня получения.