Консультируйтесь с юристом онлайн

424 юриста готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
  1. Категории
  2. Защита прав потребителей

Независимая экспертиза товара ненадлежащего качества

Продажа товара, качество которого не позволяет использовать его по прямому назначению, существенно нарушает интересы покупателя. В этом случае возникает комплекс прав, направленных на защиту потребителя, в том числе для обмена на новый товар или на возврат денежных средств. Подтвердить обоснованность претензий покупателя позволит независимая экспертиза качества товара.

Порядок проведения независимой экспертизы товара ненадлежащего качества

Возможность замены некачественной продукции, возврата уплаченной стоимости товара и взыскание штрафных санкций, зависит от надлежащего подтверждения претензий покупателя. Процедура предъявления указанных требований регламентирована Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (далее – Закон № 2300-1) и связана с проведением независимой экспертизы некачественного товара.

Независимая экспертиза товара ненадлежащего качества заключается в выполнении комплекса мероприятий, направленных на выявление и фиксацию любых дефектов в приобретенном изделии. На рассмотрение экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

  • объективные причины возникновения или проявления дефектов – нарушение правил эксплуатации изделия, заводской брак, условий хранения у продавца и т.д.;
  • характер поломок, влияющий на возможность восстановления работоспособности;
  • процент снижения качественных характеристик продукции;
  • перечень необходимых ремонтно-восстановительных и сервисных работ для устранения недостатков.

Независимая экспертиза должна быть назначена при обращении потребителя с жалобами на дефекты товара. При несогласии с заключением эксперта у потребителя сохраняется право самостоятельно заказать проверку у другого специалиста, а при несоответствии выводов разных экспертов урегулирование спора может осуществляться в судебном порядке.

Юридическим основанием для назначения и проведения экспертизы будет являться заявление покупателя с указанием недостатков, проявившихся в процессе эксплуатации. Одновременно с предъявлением заявления потребитель должен предоставить продавцу некачественный товар для проведения проверки. Отказ в передачи изделия может существенно осложнить дальнейшую процедуру предъявления претензий.

О приеме товара на экспертизу оформляется двусторонний акт, в котором продавец и покупатель определяют все характеристики переданного предмета, его фактическое состояние, а также работоспособность с учетом выявленных недостатков. Копия данного акта выдается покупателю и может быть использована на дальнейших стадиях урегулирования спора.

Кем проводится экспертиза?

Проверка качества товара и составление экспертного заключения должна осуществляться специализированной организацией, которая должна входить в состав профильной СРО. Каждый эксперт указанной организации должен иметь профессиональный аттестат, что гарантирует объективность проводимого исследования.

Нередко у потребителей вызывает сомнение объективность эксперта, особенно если он на постоянной основе сотрудничает с продавцом. Нужно учитывать следующие нюансы работы экспертов:

  • в случае нарушения при проведении экспертизы и составлении заключения указанный специалист может быть привлечен к ответственности, так как его деятельность застрахована на случай возможного причинения ущерба гражданам;
  • дополнительной мерой ответственности является членство в СРО, так как эта организация также обязана следить за качеством работы своих членов;
  • при выдаче заключения по итогам проверки эксперт обязан указать не только выводы о качестве товара, но и подробно описать процесс исследований, варианты применяемых методов и т.д. (это позволит проверить объективность экспертизы на дальнейших стадиях урегулирования спора).

Выводы эксперта должны содержать четкие и однозначные выводы, не допускающие двоякого толкования. Если выявление определенных фактов невозможно по объективным причинам, эксперт обязан изложить такие обстоятельства в своем заключении.

Итоговое заключение эксперт представит заказчику услуги. Если впоследствии спор будет передан на рассмотрение суда, эксперта можно привлечь к участию в судебном процессе.

Кто должен оплачивать?

Законом № 2300-1 регламентировано, что при обращении покупателя с претензиями о качестве товара обязанность по назначению и оплате экспертизы возлагается на продавца. Следовательно, требование к покупателю оплатить услуги эксперта будет являться неправомерным.

Также нужно учитывать следующие нюансы проведения и оплаты экспертных действий:

  • в случае если причиной дефекта будет являться нарушение правил эксплуатации, расходы на проведение экспертизы будет обязан возместить покупатель (данное правило направлено на защиту интересов продавца от необоснованных претензий потребителей);
  • если покупатель не согласен с результатом экспертизы, назначенной продавцом, он имеет право самостоятельно выбрать независимого эксперта и заказать повторное исследование;
  • если покупатель докажет свою правоту после проведения повторной экспертизы за свой счет, он сможет в полном объеме взыскать все расходы, связанные с защитой своих интересов.

Таким образом, продавец не может произвольно перекладывать обязанность по проведению и оплате экспертизы некачественного товара на самого потребителя, это будет прямым нарушением закона.

Сроки проведения процедуры

Продолжительность экспертных мероприятий может существенно различаться, в зависимости от вида товара, его функциональных особенностей, а также территориальной расположенности эксперта. Тем не менее, итоговый срок проверки не должен превышать сроков, установленных Законом № 2300-1 для выполнения законных требований потребителя.

В статье 20 Закона 2300-1 указано, что общая продолжительность времени на устранение недостатков товара должна соответствовать минимально необходимому объективному сроку. Если продавец и покупатель согласовывают сроки всех мероприятий в письменной форме, продолжительность устранения недостатков не может превышать 45 дней.

На практике, экспертное обследование проходить в пределах 10-20 дней, что соответствует законодательным нормам. Также нужно учитывать, что в скорейшем проведении экспертизы заинтересован и продавец, поскольку с него могут быть взысканы штрафные санкции за каждый день нарушения прав потребителя.

Что делать после независимой экспертизы?

Если в результате экспертизы выявлены причины и характер дефекта, продавец обязан удовлетворить законные требования покупателя – выполнить ремонтные работы, заменить товар на новый, вернуть денежные средства за предмет и т.д. Отказ в выполнении указанных претензий может последовать только в случае, если причиной поломки выступали действия самого покупателя.

Если заключение эксперта указано на неправомерные действия потребителя, он вправе обратиться для проведения повторной экспертизы, а затем и в судебное учреждение. Окончательную точку в споре может поставить суд, которому предоставлено право оценивать все доказательства по собственному убеждению, в том числе и выводы эксперта.

Похожие темы

424 юриста сейчас на сайте

Последние вопросы по теме «независимая экспертиза товара ненадлежащего качества»

Все темы
Искать

Возврат товара ненадлежащего качества при необнаружении дефектов во время экспертизы

Здравствуйте) Месяц назад, 22 мая 2017 г., приобрела смартфон в магазине "Связной". После трехдневного использования обнаружила такой существенный для меня недостаток, как быстрая разрядка аккумулятора. Батарея просто таяла на глазах. При 100%-ом...

22 Июня 2017, 15:47, вопрос №1675433 Нина, г. Сыктывкар

Как вернуть деньги за товар ненадлежащего качества, после независимой экспертизы?

Добрый день! Подскажите пожалуйста! Ситуация такая: Женщина купила телефон, а через несколько дней обнаружила, что он не держит заряд. Принесла в магазин чтобы обменять/вернуть деньги, т.к. по Закону такое возможно, и телефон забрали на проверку...

15 Июня 2017, 10:45, вопрос №1667791 Александр, г. Мценск

Получите совет юриста за 15 минут!

424 юриста готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут

Возврат товара (карбюратор) ненадлежащего качества

Являюсь ООО по продаже автозапчастей г. Братск Иркутской области. Клиент приобрел карбюратор, установил его своими силами на автомобиль, и решил возвратить его с письменной претензией, состоящей буквально из двух предложений - не работает на...

09 Июня 2017, 04:41, вопрос №1662310 Евгений, г. Братск
2000 стоимость
вопроса
вопрос решен
Все услуги юристов в Москве
Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Можно ли вернуть деньги за платье, если после стирки оно утратило цвет?

28.12.2016 г. я купила платье, надела его на Новый год один раз. После стирки платье сильно полиняло - цвет местами полностью стерся . Я его стирала в стиральной машинке в обычном режиме, на ярлыке никаких инструкций по стирке не было. Можно ли...

01 Января 2017, 18:42, вопрос №1489434 Лена, г. Москва

Имею ли я право на замену товара ненадлежащего качества?

Здравствуйте! Через 7 дней после покупки жесткий диск для ПК вышел из строя. Сдал его в сервисный центр, откуда спустя 9 дней мне сообщили что ДЕФЕКТ НЕ ОБНАРУЖЕН (?). Имею-ли я право на замену диска на новый, как товар ненадлежащего качества?

17 Декабря 2016, 18:05, вопрос №1477218 Игорь, г. Воронеж

Могу ли я потребовать полного возмещения стоимости обоих оправ как дефектных?

Добрый день, Купил в оптике пластиковую оправу и там же заказал линзы с установкой. Через неделю ношения оправа лопнула в районе переносицы. Пошел в оптику с претензией. Оказалось, что гарантии на оправу нет, а только на работы по резке линз....

06 Декабря 2016, 13:42, вопрос №1464531 Александр Попов, г. Альметьевск

Как взыскать компенсацию с продавца, если была доставлена некачественная дверь?

Добрый день, вчера привезли межкомнатную дверь с большим количеством мелких недостатков, мы ее принимать не стали, в акте приема не расписались. На след. день написали заявление на отказ от товара и возврат денег. Продавец сначала прислал письмо,что...

06 Декабря 2016, 13:31, вопрос №1464513 Алина, г. Великий Новгород

Как вернуть деньги за телефон, если в нем выявлен недостаток?

Здравствуйте, купил 2 месяца назад iPhone 6, спустя месяц выявил недостаток, а именно фронтальная камера сдвигается в бок. Сегодня хочу пойти в магазин и отдать его на экспертизу, какой мне предъявить закон, чтобы продавец не отнекивался, а взял...

06 Декабря 2016, 11:33, вопрос №1464309 Ruslan, г. Лениногорск

Как вернуть уголь для кальяна частично бывший в эксплуатации, с порванной упаковкой?

Здравствуйте, купили Уголь для кальяна. Вскрыли упаковку. Срок годности неограничен. Уголь служит 5-10 минут - сразу покрывается залой и тухнет. При малейшем воздействии на раскаленый уголь - рассыпается на мелкие кусочки. Тоесть использовать его...

05 Декабря 2016, 12:46, вопрос №1463162 Евгений, г. Краснодар

Как вернуть телефон, если плохо работает микрофон?

Здравствуйте купил вчера смартфон микрофон не работает ну работает очень плохо слышно что делать может могу ли я обменять на другой или вернуть деньги

05 Декабря 2016, 09:32, вопрос №1462877 Сергей, г. Челябинск

Что делать, если не принимают товар в магазине обратно?

Купила морозильник, а он на рабочий ...14 дней ещё не прошли...но товар назад не принимают...что делать? Даже претензию написать не дают..сеть магазинов "реванш" стаю в магазине с моиозильником и паникой в душе...

03 Декабря 2016, 13:34, вопрос №1461480 Елена, г. Саратов

Можно ли обменять новый телефон без проведения экспертизы, если в нем обнаружился дефект?

Доброе утро!Купила 29.11 телефон,на следующий день заметила неисправности в нём...в Call-центре магазина мне сказали,что я могу подъехать в магазин и за 30 мин мне его проверят и в случае неисправности обменяют на новый...Но в магазине мне в такой...

02 Декабря 2016, 07:41, вопрос №1460198 Анна, г. Екатеринбург

Как составить претензию по некачественному товару, если экспертиза не выявила дефект?

Купили газонокосилку, оказалась неисправной (кое как заводится на 10-й раз). Попытались вернуть в магазин, нас отправили в сервисный центр. В центре косилку приняли на ремонт. После ремонта оказалось, что косилку точно так же заводится, что и до...

30 Ноября 2016, 05:04, вопрос №1457645 Нина Александровна, г. Кемерово

Должен ли Викимарт предоставить подменную мойку воздуха на время ремонта и проведения экспертизы?

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, вчера купили в Викимарте мойку воздуха (увлажнитель), забирали из пункта самовывоза. Товарный чек и гарантийный талон на руках. Дома мойка проработала ровно полчаса и отключилась (не было скачков напряжения,...

29 Ноября 2016, 17:23, вопрос №1457146 Маргарита, г. Москва

Можно ли вернуть деньги за ноутбук, не проводя экспертизу, если еще не прошло 14 дней?

Скажите пожалуйста, я купила ноутбук,не прошло и 14 дней как у него вышла из строя батарея. Могу ли я потребовать деньги обратно без экспертизы?

29 Ноября 2016, 12:46, вопрос №1456720 Анастасия, г. Самара

Гарантированный ответ в мобильном приложении и Telegram!

В наших мобильных сервисах юристы отвечают быстрее и ответ гарантирован даже на бесплатный вопрос.

Вопросы по темам

stats

Все еще ищете ответ? Спросить юриста проще!

Не хотите ждать?
Звоните бесплатно! 8 499 705-84-25