8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
1000 ₽
Вопрос решен

Использование фрагментов из художественных фильмов в образовательном проекте

Здравствуйте.

Вопрос. Мне необходимо использовать несколько фрагментов из художественных фильмов протяженностью 2-3 мин. в создании платного образовательного проекта. Насколько это правомерно? Если напрямую нет, какие есть варианты?

Спасибо.

, Николай, г. Тольятти
Игорь Юрлов
Игорь Юрлов
Юрист, г. Москва

Здравствуйте, Николай!

Мне необходимо использовать несколько фрагментов из художественных фильмов протяженностью 2-3 мин. в создании платного образовательного проекта. Насколько это правомерно? Если напрямую нет, какие есть варианты?
Николай

Фильм — это аудиовизуальное произведение. Поэтому его использование (хоть полностью, хоть в части) без соответствующего разрешения правообладателя не допускается. В противном случае Вы рискуете получить от него требование с выплатой компенсации за нарушение исключительного права на произведение.

Поэтому Вам нужно связываться с правообладателем и заключать с ним лицензионный договор.

Кроме того, следует учесть тот факт, что гражданское законодательство допускает случае свободного цитирования произведений без разрешения правообладателя в образовательных целях (в том числе и аудиовизуальных) (п. 1 ст. 1274 ГК РФ). Но в каждом конкретном случае нужно этот вопрос решать индивидуально, т.к. очень много нюансов — в каком качестве будет это цитирование, будет оправдан ли его объём и т.д.

2
0
2
0
Не имеет значения длительность используемого отрывка — главное что Вы его используете в собственных целях без согласования с правообладателем.
Колковский Юрий Валерьевич

Тут можно подойти по 1274-й, но Важно знать все нюансы… чтобы не превысить «лимит» свободного использования в учебных целях...

0
0
0
0
Т.о., поскольку Вы намерены использовать несколько фрагментов из художественных фильмов в создании платного
Безгодов Александр

Тут я бы не согласился с коллегой и отметил, что важен не признак «платности», а именно цель использования частей произведения.

Ведь, к примеру, когда человек создает учебное пособие с целью извлечения прибыли (пусть эта цель иногда и не основная, но она имеет место быть), он тоже цитирует других авторов, но разрешения от них ему не нужно на это.

Также и в Вашем случае. Самое главное, чтобы заимствование было оправдано учебной целью. И нужно в обязательном порядке указывать автора (если он известен).

1
0
1
0
Юрий Колковский
Юрий Колковский
Юрист, г. Екатеринбург
рейтинг 8.3
Эксперт

Не имеет значения длительность используемого отрывка — главное что Вы его используете в собственных целях без согласования с правообладателем. Поэтому — либо договор, либо иное согласие правообладателя на использование произведения.

1
0
1
0

Конечно можно было бы… но мы пока не услышали эти нюансы. Ждем.

1
0
1
0
Наталья Шелковая
Наталья Шелковая
Юрист, г. Томск

Здравствуйте.

Мне необходимо использовать несколько фрагментов из художественных
фильмов протяженностью 2-3 мин. в создании платного образовательного
проекта. Насколько это правомерно? Если напрямую нет, какие есть
варианты?

Напрямую это неправомерно по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 28 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», при анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать,
что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом.

Художественный фильм безусловно является объектом защиты интеллектуальной собственности, является аудивизуальным произведением, соответственно требует заключение лицензионного договора.

Можно попытаться воспользоваться исключением, которое содержится в статье 1274 ГК РФ:

Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты
вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение
которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических,
критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия
творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в
объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков
из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в
качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и
видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной
целью;

3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее
распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по
кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в
периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим,
политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир
или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же
характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не
были специально запрещены автором или иным правообладателем;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее
распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по
кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных
политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в
объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких
произведений сохраняется право на их использование в сборниках;
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю,
доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности,
средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио)
произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких
событий, в объеме, оправданном информационной целью;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их
представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения
прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях,
учреждениях социального обслуживания и учреждениях
уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных
организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными
организациями и учреждениями или содержащимися в данных учреждениях;
(пп. 6 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.
(пп. 7 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

Но, в случае возникновения претензий к Вам со стороны правообладателя, Вы обязаны будете доказать в чем именно заключается учебный характер.

С уважением,

Шелковая Наталья Николаевна

1
0
1
0
Александр Безгодов
Александр Безгодов
Юрист, г. Курганинск

Здравствуйте, Николай!

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.

Судебная практика такова:

Определение Верховного Суда РФ от 24.12.2014 N 305-ЭС14-6441 по делу N А40-160673/2013
(извлечение)
В ответ на довод заявителя об осуществлении им цитирования суды верно указали, что свободное цитирование допустимо в «научных, полемических, критических или информационных целях» (подпункт 1 пункта 1 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если цитирование осуществляется в иных целях, например в целях извлечения прибыли, оно должно быть основано на договоре с правообладателем.

Т.о., поскольку Вы намерены использовать несколько фрагментов из художественных фильмов в создании платного образовательного проекта, Вам необходимо заключить договор с правообладателем. Вот если б образовательный проект был бесплатным, проблем бы не было: Вы были бы ограничены только объемом, оправданном целью цитирования,. А у Вас, кроме учебной цели, прежде всего имеется коммерческая цель, поэтому потребуется согласие автора и, конечно же, выплата вознаграждения.

2
0
2
0
Тут я бы не согласился с коллегой и отметил, что важе
Юрлов Игорь Алексеевич

Игорь Алексеевич, Верховный Суд РФ считает по-другому. В том же Определении, которое я приводил выше, ВС РФ указывает:

Частично удовлетворяя требования о выплате компенсации, суды, учитывая, характер допущенного нарушения, степень вины нарушителя, количество спорных сообщений телепередач телеканала «Наш Футбол», платность данного телеканала, стоимость прав на освещение матчей, исходя из принципов разумности, справедливости и соразмерности компенсации удовлетворили заявленные требования, взыскав компенсацию в размере 19 000 000 рублей (по 1 000 000 рублей за каждый случай нарушения исключительных прав ООО «ЛИГА-ТВ»).

Здесь тоже были информационные цели, но они были совмещены с целью извлечения прибыли. поэтому суд оценил это как нарушение исключительных прав.

1
0
1
0

А есть и другая практика:

Гражданский кодекс Российской Федерации. Авторское право. Права, смежные с авторскими. Постатейный комментарий к главам 69 — 71 / Б.М. Гонгало, В.О. Калятин, М.Я. Кириллова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М: Статут, 2014. 510 с.
(извлечение)
В некоторых случаях суды достаточно широко используют нормы комментируемой статьи. Так, например, со ссылкой на подп. 1 п. 1 настоящей статьи ФАС Московского округа отказал в удовлетворении иска о незаконном использовании аудиовизуального произведения — фильма «О не лети так, жизнь… Леонид Филатов» (отрывков из фильма продолжительностью 4 минуты) ответчиком во вновь созданном фильме «Я не могу больше жить. Леонид Филатов» (продолжительностью более 40 минут), признав последнее самостоятельным аудиовизуальным произведением, а содержащиеся в нем заимствования из фильма «О не лети так, жизнь… Леонид Филатов» — цитированием, осуществленным ответчиком в соответствии с требованиями закона <1>.
— <1> Постановление ФАС Московского округа от 27 октября 2008 г. N КГ-А40/6127-08 по делу N А40-6886/07-5-73. В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за нарушение имущественных прав и нанесение ущерба деловой репутации истца отказано правомерно, так как заимствование, произведенное истцом, носит характер цитирования и в соответствии с ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.
1
0
1
0
Виктор Богаченков
Виктор Богаченков
Юрист, г. Калининград
Если напрямую нет, какие есть варианты
Николай

Здравствуйте, Николай!

При составлении учебной программы, тематического плана и сметы затрат вашего проекта не включайте в них информацию о фрагментах из фильмов, которые нужны для проекта. К учебной программе сделайте рекомендации по работе с программой. В рекомендациях предложите обучающимся в дополнение к вашей программе свободное ( необязательное ) посещение общедоступного сайта ( например, " ютуб") в интернете для ознакомления с фрагментами желательных для обучения фильмов. В первой установочной лекции нужно обратить внимание обучающихся на рекомендации к учебной программе и их значимость для процесса обучения.

1
0
1
0
Вопрос. Мне необходимо использовать несколько фрагментов из художественных фильмов протяженностью 2-3 мин. в создании платного образовательного проекта. Насколько это правомерно? Если напрямую нет, какие есть варианты?

Николай

На аналогичный вопрос содержится ответ в правовой базе " Гарант" и на сайте Правовед ру. Ответ давался юристом Правовед ру 27.12.2013 года

Вопрос и ответна него приводятся ниже:

Мы планируем использовать фрагменты (именно фрагменты — от 1,5 до 3,5 минут) российских художественных, мультипликационных фильмов, а также фрагментов телепередач, текстов художественных произведений ифрагментов песен современных исполнителей в учебном комплексе, предназначенном для иностранцев, изучающих русский язык. Кроме того, планируем этот аудиоучебник продавать. В какой мере возможно (и возможно ли вообще) использование авторских материалов для таких целей? Необходимо ли согласование с авторами или это не обязательно?
В вашем случае речь идет о цитировании аудиовизуальных произведений в учебных целях. Вопреки распространенному мнению, цитирование возможно в отношении не только произведений литературы, науки или искусства, но, в том числе и в отношении фотографических и аудиовизуальных произведений.
Соответственно, есть все основания для применения п. 10 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (ратифицированной РФ), которая конкретизируется национальным законодательством РФ в пп. 2 п. 1 ст. 1274Гражданского кодекса РФ: допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования — использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.
В качестве примера можно посмотреть решение Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2010 по делу А40-104918/10, в котором сказано: «Как следует из материалов дела, аудиовизуальное произведение истца было размещено истцом в свободном доступе на сайте в сети Интернет. Ответчик при использовании фрагмента в информационных целях указал на источник заимствования. В судебном заседании был осуществлен просмотр записей истца и ответчика, установлено, что запись истца составляет 1 мин. 43 сек., запись ответчика — 56 сек.Таким образом, ответчиком соблюдены требования ст. 1274ГК РФ».
Таким образом, суд установил, что поскольку не было воспроизведения (копирования согласно пп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ) произведения целиком, а имело место использование части произведения (56 сек. из 1 мин. 43 сек.), то данное действие есть цитирование. Также суд дал оценку прочим обстоятельствам (упомянутым в ст. 1274 ГК РФ), и признал действия ответчика соответствующими предусмотренным законом способам свободного использования. Поэтому истцу в удовлетворении его требований было отказано. Решение было обжаловано, но 9 арбитражный апелляционный суд оставил его без изменения.
Следует также учесть, что при отсутствии указания имени автора и источника заимствования, суд может признать такое использование произведения незаконным, как произошло, например, в деле А40-67342/12, рассмотренном Арбитражным судом города Москвы 12 октября 2012 года: «Ответчик суду убедительных и бесспорных доказательств соблюдения указанной нормы права и указания на автора при опубликовании оспариваемой фотографии суду не представил».
Суд установил нарушение, в том числе, нормы ст. 1274 ГК РФ, и взыскал с ответчика компенсацию в размере 50 000 руб. Решение также было обжаловано в 9 арбитражный апелляционный суд и было оставлено без изменения.
Таким образом, при соблюдении ряда условий подобное использование допустимо без согласования с авторами/правообладателями и без выплаты вознаграждений.
Продажа, а точнее «распространение путем продажи или отчуждения» — это частный способ использования произведения согласно п. 2 ст. 1270 ГК РФ.
Никаких ограничений в этом плане ст. 1274 ГК РФ не предусмотрено.
И. Бардов

Правовед.RU
27 декабря 2013 г.

0
0
0
0
Денис Скиба
Денис Скиба
Юрист, г. Нижний Новгород

Какие есть варианты?

0. Попробуйте договориться с правообладателем. Самый надёжный вариант! Если вы планируете зарабатывать деньги на продажах этого образовательного контента — почему бы не договориться, скажем, о процентных отчислениях в пользу правообладателя? Всё честно: использовали его контент (хоть немного) — поделитесь деньгами (разумеется, соразмерно объёму заимствования). Все довольны: правообладатель получает деньги, которых иначе не получил бы, вы свободны от его претензий. Только позаботьтесь о документальном подтверждении.

1. Если делиться деньгами совсем не хочется — есть статья 1274 ГК РФ. Оная гласит:

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

Таким образом вы, теоретически, можете использовать фрагмент фильма в учебном материале, указав, однако, что за фильм и кто автор (а авторами фильма, в соотв. с п. 2 ст. 1263, являются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, являющийся автором музыки, специально созданной для этого фильма). Возможно, вы видели как в телепередачах о каких-либо исторических событиях показывали фрагменты из фильмов? Вот это как раз данный случай.

Помнить следует вот что. В статье имеется оценочная формулировка «в объеме, оправданном поставленной целью». Обладатели прав на фильм могут подать на вас в суд. Тогда вам придётся доказать, что объём заимствования был оправдан.

Вот такие примерно варианты. Лично я бы постарался договориться с правообладателем (в данном случае).

1
0
1
0
Похожие вопросы
886 ₽
Гражданское право
И как правильно оформить заявление на расторжение и на возврат кредита?
Добрый день! Заключила договор на оказание платных образовательных услуг от 03.05.24 в кредит с рассрочкой через исполнителя. В договор потребительского кредита входит: образовательные услуги + страхование жизни. Так как кредитный договор оформлен через исполнителя, поэтому денежные средства я не получала они были оплачены банком за обучение на прямую исполнителю. Ближайший платеж 03.06.24. Ни одного занятия ещё не было. Можно расторгнуть такой договор и отказаться от кредита и страховки? И как правильно оформить заявление на расторжение и на возврат кредита?
, вопрос №4107014, Софья, г. Владивосток
Семейное право
Можно ли требовать компенсацию за использованием им моей доли?
После развода определены 1/2 доли домовладения, по факту я в доме не проживаю более 3-х лет, так как ранее устала вызывать полицию, муж сделал всё возможное чтобы из дома ушла я и наши совершеннолетние дети, в итоге домом в полном объёме пользуется муж со своей сожительницей и их общим ребёнком. Все договора счета по коммунальным ранее были заключены на моё имя, я писала заявление о разделении счетов в соответствующие службы, но получила отказ из-за отсутствия технической возможности. Выдел в натуре тоже не возможен, продажа доли сложно решаемый вопрос в частно доме. В итоге он пользуется коммуникациями, а оплату так же требует с меня через суд. Как возможно решить такой вопрос? Можно ли требовать компенсацию за использованием им моей доли?
, вопрос №4106572, Елена Ивановна Федько, г. Москва
Интеллектуальная собственность
Что вот этот архитектор делал, она автор проекта
Здравствуйте. Такой вопрос. Наша организация без договора, делал работу частному лицу (научная работа по его земельному участку). Мы в свою очередь как организация ООО заключили договор с физ. лицом архитектором. Архитектор выполнил нам работу еще в 2016 г. Сейчас тот, кому мы выполняли работу продал земельный участок, но по факту с нашим результатом работ. Мы хотим пойти к новому собственнику вместе с архитектором и показать результат работа, что мы это делала, договор. Но нужно еще как то юридически написать правильно по авторскому праву. Что вот этот архитектор делал, она автор проекта.
, вопрос №4106583, Михаил, г. Москва
486 ₽
Вопрос решен
Семейное право
И стоит ли это делать сейчас, до развода или по суду при разделе имущества?
Здравствуйте. Я нахожусь в ситуации на пороге развода. Невозможно так жить в психологическом насилии. Вопрос вот в чем. У нас с мужем 3 детей младше 8 лет. Он разводиться не хочет, инициатор буду я. В нашей семье он хорошо зарабатывает, около 100. У меня заработок 22 плюс непостоянные доходы от деятельности ИП. Во-первых, в данной ситуации могу ли я рассчитывать на то, что детей оставят со мной, несмотря на невысокий заработок? Второе - муж оформил семейную ипотеку на себя одного и купил однокомнатную квартиру в новостройке. Ипотеку мы гасили совместно, тк ведём общий бюджет, все деньги в одной куче. Ипотека ещё не закрыта, только начало погашения. На ее погашение был использован также региональный маткапитал за рождение 3 ребенка. Что теперь будет с этой квартирой при разводе? При использовании маткапитал должна быть выделена доля ребенку. Но пока не погашена ипотека это сделать нельзя, ТК квартира в залоге у банка. Также, у нас есть совместная квартира, в которой мы все живём. Куплена она была на средства обоих, в браке - при стоимости квартиры на тот момент 2950тр, были вложены деньги от продажи моей квартиры 1800тр и от продажи его квартиры 1300 (деньги вложены в ипотеку и ремонт), плюс федеральный маткапитал 426тр (на момент 2017г). На данный момент собственность оформлена 50/50. Но мы были обязаны выделить доли и двоим детям, ТК на момент использования маткапитал детей было двое. После - у нас родился третий ребенок. Нам необходимо выделить доли в квартире. Вопрос - на всех пятерых (родители и трое детей), или только на четверых, как было на момент использования маткапитал? Эта ипотека давно закрыта. И стоит ли это делать сейчас, до развода или по суду при разделе имущества? (Муж хочет выделить доли детям только в сумме маткапитала, а я хочу разделить равными долями, на 4х или 5х).
, вопрос №4105825, Галина, г. Новокузнецк
Недвижимость
Сейчас начали ремонт, квартира без отделки, УК требует проект электричества, сантехники, вентиляции, за утверждения проекта требуют деньги
Здравствуйте, мы купили новостройку в ЖК Дрим Тауэрс, без ипотеки. Сейчас начали ремонт, квартира без отделки, УК требует проект электричества, сантехники, вентиляции, за утверждения проекта требуют деньги
, вопрос №4105680, Елена, г. Москва
Дата обновления страницы 13.10.2015