8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
400 ₽
Вопрос решен

Характеристика отдельного объекта авторского права. Музыкальных произведений

Ссылаться на законы, постановления, диссертации. Источники должны быть свежими. Дать характеристику объекта авторского права на музыкальные произведения.

, ВЕРА, г. Екатеринбург
Евгений Горюнов
Евгений Горюнов
Юрист, г. Ивантеевка

Все ответы на ваши вопросы есть в ч.4 ГК РФ

Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
1. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

5) фонограммы;

Статья 1256. Действие исключительного права на произведения науки, литературы и искусства на территории Российской Федерации
1. Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:

1) на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

2) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

3) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

2. Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение тридцати дней после даты первого опубликования за пределами территории Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.

4. Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права на них.При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.

Статья 1257. Автор произведения
Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное.

Статья 1259. Объекты авторских прав
1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения;

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Статья 1263. Аудиовизуальное произведение
1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. 

Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.2. Авторами аудиовизуального произведения являются:

1) режиссер-постановщик;

2) автор сценария;

3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.

4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным зако

ном.

0
0
0
0
ВЕРА
ВЕРА
Клиент, г. Екатеринбург

Мне нужно конкретно только Музыкальные произведения.

Мне нужно конкретно только Музыкальные произведения.

ВЕРА

музыкальные произведения и относятся к фонограммам и произведениям искусства

0
0
0
0
Виктор Котов
Виктор Котов
Юрист, г. Москва

Здравствуйте!

Основное правовоее регулирование отношения, возникающих в связи с созданием музыкального произведения содержится в ГК РФ.

Музыкальные произведения с текстом или
без текста независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения являются объектами авторских прав (п. 1 ст. 1259
Гражданского кодекса РФ).

Согласно п.4 ст.1259 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не
требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.


Согласно пп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ использованием произведения независимо от того, совершаются ли
соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности, публичное исполнение произведения, то есть:

— представление произведения в живом
исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных
технических средств);

— показ аудиовизуального произведения (с
сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного
посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не
принадлежащих к обычному кругу семьи.

Использованием произведения представление
или показ считаются независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или
показом произведения.

Авторы, исполнители, изготовители
фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда ГК РФ
допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут
создавать основанные на членстве некоммерческие организации. На некоммерческие организации в соответствии с полномочиями, предоставленными им
правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе) (п. 1 ст. 1242 ГК РФ).

Организация по управлению правами на
коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление
деятельности в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения,
сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции. Основание — пп. 1 п. 1 ст. 1244
ГК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 1242
ГК РФ основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый
такой организацией с правообладателем в письменной форме, за исключением случая, предусмотренного абз. 1 п. 3 ст. 1244 ГК РФ.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата
интеллектуальной деятельности. Другие лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности без согласия
правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя является
незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда такое использование допускается ГК РФ. Это следует
из положений п. 1 ст. 1229 ГК РФ.

Согласно ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной
правообладатель, наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ, вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252
ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

— в размере от десяти тысяч рублей до
пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

— в двукратном размере стоимости
экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования
произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Согласно ст.1263 ГК РФ аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из
зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или
без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических
устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными
кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Авторами аудиовизуального произведения
являются:

1) режиссер-постановщик;

2) автор сценария;

3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста),
специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

При публичном
исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения
авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные
виды использования их музыкального произведения.

Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого
произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.

Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если
иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или
наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного
изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

Каждый автор произведения, вошедшего составной
частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор
произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие),
сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо
перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно ст.1277 ГК РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты
вознаграждения публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального
произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии.

0
0
0
0
ВЕРА
ВЕРА
Клиент, г. Екатеринбург

Благодарна за ваш ответ. Ну хотелось бы более подробно только о музыкальных произведениях.

Анна Проворова
Анна Проворова
Юрист, г. Москва

Вера, доброе утро.

Вам нужно просто определение? Может немного уточните вопрос?

Гражданский Кодекс еще действует.

Статья 1259. Объекты авторских прав
[Гражданский кодекс РФ]
[Глава 70]
[Статья 1259]

1. Объектами авторских прав являются произведения науки,
литературы и искусства независимо от достоинств и назначения
произведения, а также от способа его выражения:

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения;

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой
по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на
необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной
форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного
произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме
изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной
форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не
требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных
формальностей.

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его
название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут
быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и
отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

0
0
0
0
ВЕРА
ВЕРА
Клиент, г. Екатеринбург

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА.

Музыкальные произведения

Елена Ивашкина
Елена Ивашкина
Юрист, г. Ульяновск

Если Вас интересует научный подход к вопросу.
На протяжении длительного периода времени в отечественной
юридической науке вопросам правовой охраны музыкальных творений
уделялось недостаточно внимания. Как объект авторского права музыкальное
произведение подвергалось тщательному изучению лишь в 60-е годы XX
века(1). За прошедшие 40 лет появились новые способы создания и
использования музыкальных композиций, изменилось законодательство. В
условиях повышения уровня правовой охраны произведений появилась
объективная необходимость в теоретическом изучении положений
действующего законодательства и постепенно складывающейся судебной
практики в области авторского права на музыкальные творения.
Согласно
ст. 1259 ГК РФ объектом охраны авторского права являются произведения
науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения
произведения, а также от способа его выражения.
Для
дефиниции объекта авторского права ключевым является термин
«произведение». Понимание произведения как результата творческой
деятельности зародилось много столетий назад, но ни предшествующее, ни
современное законодательство не содержат его легального определения,
хотя указывают на те признаки, которыми оно должно обладать, чтобы
пользоваться правовой охраной. Причина в том, что произведение является
сложным многоплановым объектом и те или иные определения могут выдвигать
на первый план лишь некоторые его характеристики.(2)

Место музыкальных композиций в системе объектов авторского права
трудно переоценить. «Музыка на протяжении последних 100 лет находится в
центре многих важных, горячо обсуждавшихся конфликтов по авторскому
праву. В цифровой революции… музыка продолжает играть эту освященную
веками роль.»
Вездесущность музыкальных творений, не
вызывающее сомнений экономическое значение использования — все это
повлияло на включение их национальными и международными
законодательствами в список охраняемых произведений. По выражению Р.
Дюма, музыкальное произведение является самым могучим и самым
пленительным способом выражения духовного творчества.
Действующее
законодательство России не содержит понятия «музыкальное произведение».
Оно раскрывается лишь в теории авторского права.

1 См.: Юмашев А. Правовые проблемы использования музыкальных
произведений с применением цифровых технологий // Интеллектуальная
собственность. Авторское право и смежные права. 2006. № 10. С. 2

2. Статья Н.А. ПОКИДОВА, «Музыкальные произведения как объект авторского права».
аспирант кафедры гражданского права Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России

0
1
0
1
Светлана Аникеева
Светлана Аникеева
Юрист

На протяжении длительного периода времени отечественной юридической науке вопросам правовой охраны музыкальных творений уделялось недостаточное внимание. Как объект авторского права музыкальное произведение подвергалось тщательному изучению лишь в 60-е годы XX века См.: Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. — М., 1963; Зильберштейн Н.Л. Авторское право на музыкальные произведения. — М., 1960… за прошедшие 40 лет появились новые способы создания и использования музыкальных композиций, изменилось законодательство. В условиях повышения уровня правовой охраны произведений появилась объективная необходимость в теоретическом изучении положений действующего законодательства и постепенно складывающейся судебной практики в области авторского права на музыкальные творения.

Согласно ст. 1259 ГК РФ объектом охраны авторского права являются произведения науки, литература и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Совершенно очевидно, что музыкальные произведения отличаются от многих остальных видов произведений. Музыка, определяемая Толковым словарем живого великорусского языка В. Даля как «искусство стройного и согласного сочетания звуков», может выступать в самых разных ипостасях: «живого звука», аналоговой и цифровой звуковой записи на различных видах носителей или нотной записи, в том числе, как на традиционном бумажном носителе, так и в цифровой форме. При этом отдельные виды музыкальных произведений могут кардинально отличаться друг от друга по своему предназначению, основным способам использования, длительности звучания и иных характеристикам. Например, различают музыкально-драматические произведения, музыкальные произведения с текстом и без текста, музыкальные произведения как «малых прав» (например, песни, арии и т.д.), так и «больших прав» (оперы, оперетты, мюзиклы, литературно-музыкальные инсценировки и композиции, хореографические работы и т. д.), «серьезную» и «легкую» музыку.

Кроме того, музыкальные произведения могут быть важной составной частью других произведений, прежде всего аудиовизуальных, входит в состав мультимедийной продукции, использоваться в самых различных сферах — на радио и телевидении, в концертных залах, гостиницах, во время проведения массовых культурных, спортивных и иных мероприятий. При этом фактически ни один из приведенных выше перечней не может быть представлен исчерпывающим образом.

Для дефиниции объекта авторского права ключевым является термин «произведение». Понимание произведения как результата творческой деятельности зародилось много столетий назад, но ни предшествующее, ни современное законодательство не содержат его легального определения, хотя указывают на те признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной. Причина в том, что произведение является сложным многоплановым объектом и те или иные определения могут выдвигать на первый план лишь некоторые его характеристики.

Ещё Г.Ф. Шершеневич предлагал решение данного вопроса прежде всего с помощью науки посредством глубокого и всестороннего исследования проблемы См.: Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. — Казань, 1891. С. 115… Традиция, заложенная цивилистами прошлого столетия, была активно подхвачена современниками. В трудах В.И. Серебровского, В.Я. Ионаса, М.В. Гордона, И.Я. Хейфеца, О.С. Иоффе, И.В. Савельевой и ряда других ученых предпринимались попытки рассмотреть понятие «произведение» и обособить его в качестве объекта авторского права путем придания особых квалифицированных признаков.

В.И. Серебровский, являющийся основоположником науки советского авторского права, отмечал, что «задача дать определение понятия произведения падает на долю науки гражданского права». Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. — М., 1956. С. 230

И.Г. Табашников считал объектом авторского права «всякое произведение, распространяемое в публике путем письменных знаков или устных слов, воспроизводящих не только его смысл, но и форму, обязанную своим происхождением труду автора». Табашников И.Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность. — СПб., 1878. С. 53

Учитывая все приведенные мнения, нельзя не согласиться с суждением Э.П. Гаврилова о том, что в качестве объекта авторского права следует считать любое «произведение как результат творческой деятельности автор, выраженный в объективной форме» Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ об авторском праве и смежных правах. — М., 1996. С. 83.

Таким образом, произведениями являются «не материальные продукты, а творческая мысль, ставшая в них объективной реальностью». Мартынов Б.С. Права авторства в СССР // Ученые труды Всесоюз. ин-та юрид. наук. Вып. IX. 1947. С. 135 Однако не всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права.

Место музыкальных композиций в системе объектов авторского права трудно переоценить. «Музыка на протяжении последних 100 лет находится в центре многих важных, горячо обсуждавшихся конфликтов по авторскому праву. В цифровой революции… музыка продолжает играть эту освященную веками роль». Луцкер А. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ. — М., 2005. С. 330

Вездесущность музыкальных творений, не вызывающее сомнений экономическое значение использования — все это повлияло на включение их национальными и международными законодательствами в список охраняемых произведений. По выражению Р. Дюма, музыкальное произведение является самым могучим и самым пленительным способом выражения духовного творчества См.: Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. — М., 1989. С. 38.

Действующее законодательство России не содержит понятия «музыкальное произведение». Оно раскрывается лишь в теории авторского права.

В отечественной дореволюционной литературе можно встретить следующие высказывания. Так, по мнению Г.Ф. Шершеневича, объектом права собственности на музыкальное произведение должна признаваться та последовательность или то сочетание звуков, из которых составилось музыкальное произведение См.: Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. — Тула., 2001. С. 333-334. К. Анненков приводит точку зрения о том, что трудно определить оригинальное музыкальное произведение, которое собственно и должно быть только почитаемо за объект собственности вследствие того, что большинство этих композиций на самом деле представляет собой хотя и формальное, т.е. звуковое, но все же заимствование из других. Объектом этого права должны быть признаваемы такие произведения, в которых выразилась творческая сила их авторов в известной внешней форме См.: Анненков К. Система русского гражданского права. — СПб., 1900. С. 645..

Подходы, используемые в зарубежном законодательстве при закреплении охраны прав на музыкальные произведения, также отличаются большим разнообразием и порой даже оригинальностью. Например, законодательства ряда стран с англо-саксонской системой права включают музыкальные композиции в понятие «письменные произведения» Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Междунар. отношения, 1978..

Некоторые особенности охраны музыкальных произведений нашли признание и закрепление на международном уровне. Так, в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (далее — Бернская конвенция) специально оговаривается необходимость предоставления права на публичное представление музыкально-драматических и музыкальных произведений (ст.11), а также предусматривается возможность установления так называемых «принудительных лицензий» в отношении прав записи музыкальных произведений (п.1 ст.13), в соответствии с которыми исключительное право на выдачу разрешения на совершение того или иного действия может заменяться правом на получение вознаграждения См.: Постатейный комментарий к Бернской конвенций об охране литературных и художественных произведений / И. А. Близнец и др.// ИС. Документы и комментарии.- 2004. — № 6..

В то же время п.1 ст.2 Бернской конвенции общий термин «литературные и художественные произведения» охватывает наряду с иными видами произведений любые «… музыкально-драматические произведения; музыкальные сочинения с текстом или без текста...», в силу чего на музыкальные произведения распространяется действие всех основных положений данной Конвенции.

Российское законодательство предоставляет авторам музыкальных произведений даже более высокий уровень охраны по сравнению с установленным Бернской конвенцией, в частности, не использует возможность ограничения прав в отношении этих произведений, предусмотренную упомянутым выше п.1 ст.13 Конвенции.

По ранее действовавшему Закону об авторских правах музыкальные произведения пользовались тем же уровнем охраны, что и остальные объекты авторских прав. Вместе с тем в отечественном законодательстве музыкальным произведениям посвящен целый ряд специальных положений, благодаря чему можно говорить о наличии некоторых особенностей охраны прав авторов таких произведений.

Принятие части четвертой ГК РФ привело не только к сохранению, но и к значительному расширению этой общей тенденции, в соответствии с которой наряду с применением к музыкальным произведениям общих положений, регулирующих вопросы охраны авторских прав, законодательство устанавливает также особые положения, дополняющие и расширяющие предоставляемые авторам музыкальных произведений правовые возможности. Покидова Н.А. Музыкальные произведения как объекты авторского права // Современное право. 2008, № 3. — С. 52.

В соответствии с традиционным для российского законодательства подходом в примерный перечень объектов авторских прав, предусмотренный ст. 1259 ГК РФ включены музыкально-драматические произведения музыкальные произведения с текстом или без текста.

Перечень объектов авторских прав, закрепленный в п. 1 ст. 1259 ГК РФ, не позволяет однозначно утверждать, признается ли музыкальное произведение с текстом единым объектом или же под текстом понимается самостоятельное произведение, исполняемое совместно с музыкальным произведением. Такая неясность отрицательно сказывается на правовом регулировании авторско-правовых отношений, так как правовой статус объекта права, установленный законом, оказывает определяющее воздействие на характер правоотношений, возникающих при его использовании.

Как предмет научного исследования музыкальное произведение с текстом представляет собой определенный интерес. Объединение музыкального произведения с его текстом в единый объект может означать потенциальную возможность формирования объектов авторских прав, включающих в себя несколько совместно используемых в гражданском обороте самостоятельных произведений. По всей видимости, число подобных объектов может быть очень велико, так как возможности сочетаемости произведений при их использовании в гражданском обороте достаточно обширны, особенно если количество произведений в таком «составном» объекте не ограничено. Так появляется прецедент возникновения «сложного составного произведения», объединяющего в себе элементы нескольких разнородных произведений, не синтезируемых в единую художественную форму. В юридической литературе встречаются как сторонники, так и противники признания возможности существования таких произведений. К сожалению, обе стороны рассматривают проблематику дискуссии весьма бегло, без подробного обоснования своих позиций. В то же время вопрос о возможности существования сложных составных произведений в авторском праве (на примере закрепленного в законе музыкального произведения с текстом), а также их соотношения со сложными объектами, упоминаемыми в ст. 1240 ГК РФ, требует внимательного изучения, поскольку его решение способно расширить перечень произведений науки, литературы и искусства.

Музыкальное произведение с текстом состоит из двух основных элементов — музыкального произведения и текста к нему, предназначенных для совместного исполнения. Чтобы определить правовую природу такого произведения, первоначально необходимо установить, что в авторском праве означают понятия «музыкальное произведение» и «текст». Первое из них является одним из основных объектов авторских прав, которое большинством исследователей характеризуется как «произведение, в котором мысли автора, идеи выражаются в особом сочетании звуков» Покидова Н.А. Музыкальные произведения как объекты авторского права // Современное право. — М.: Новый Индекс, 2008, № 3. — С. 50. В таком значении музыкальное произведение имеет очевидную внеречевую природу, основанную на «осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых…» Покидова Н.А. Указ. соч. С. 50. последованиях, прямо не связанную с текстом, сопровождающим его исполнение. Текст не называется законодателем самостоятельным объектом авторских прав и представляет собой «всякую записанную речь». Основываясь на словесной, языковой природе текста музыкального произведения, можно с уверенностью отнести его к категории литературных произведений. В авторском праве таковыми называются «произведения, в которых выражение мыслей, чувств и образов осуществляется посредством слова в оригинальной композиции и посредством оригинального изложения» Юмашев А. Музыкальное произведение с текстом: объект или объекты авторских прав? // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — М., 2008, № 8. — С. 14… Особенностью литературного произведения является языковая, словесная форма художественного выражения идей, образов, мыслей автора: «…Литература…насыщена мыслью и воплощает свое художественное содержание в слове…». Там же. С. 14.

Итак, музыкальное произведение с текстом состоит из самостоятельных музыкального и литературного произведений. Названные произведения относятся к разным видам искусства и формируются различными средствами художественной выразительности. Звуковая (внеречевая акустическая) природа музыкального произведения и словесная (речевая) природа его текста формируют самостоятельные уровни художественной реальности: «Слово всегда что-то обозначает, имеет предметный характер. Литература… принадлежит к числу изобразительных искусств, в широком смысле предметных… В этом отношении она… отличается от искусств неизобразительных, непредметных. Последние принято называть экспрессивными; в них запечатлевается общий характер переживания вне его прямых связей с какими-либо предметами, фактами, событиями. Таковы музыка…» Там же. С. 15… Взятые в отдельности, эти произведения представляют собой самостоятельные объекты авторских прав, которые могут быть успешно использованы в гражданском обороте, например, нотные записи музыкальных произведений без текста, а также сборники стихотворений как тексты к музыкальным произведениям. Но представляет ли музыкальное произведение с текстом единое произведение, являющееся результатом совместного творческого труда композитора и сочинителя? По мнению автора, музыкальное произведение с текстом не является единым объектом авторских прав, поскольку возможности творческого взаимодействия композитора и литератора весьма ограничены. Соавторство, с точки зрения законодательства, означает совместный творческий труд по созданию произведения, поэтому оно приобретает юридическое значение только в случае, когда его результатом становится создание произведения как объекта авторских прав, т.е. объективной формы выражения мыслей, идей и образов авторов. Совместная работа над содержанием произведения не признается законом соавторством, поскольку содержание произведения находится за рамками правовой охраны. Результатом совместного творческого труда композитора и литератора может быть только содержание музыкального произведения и текста к нему, а не формы их объективации. Музыкальное и литературное произведения, как уже говорилось, формируются разными средствами художественной выразительности, которые не могут непосредственно взаимодействовать между собой из-за различий в их художественной природе. Композитор выражает в музыке свои чувства, мысли и образы, возникшие у него после прочтения литературного произведения, а литератор, в свою очередь, способен словесно передать чувства, мысли и образы, которые сложились в его сознании при прослушивании музыки, написав текст к ней. Но в таком случае имеет место не соавторство, а творческое преобразование содержания воспринятого произведения в совершенно новую художественную форму, с точки зрения права никак не связанную с формой исходного произведения, поскольку автор объективирует чувства, мысли и образы, сложившиеся в его сознании, а не заимствованные из другого произведения. Возможность сочетания музыкального произведения и текста к нему при их исполнении свидетельствует о взаимосвязи содержания этих произведений, но не означает единство их формы, которая и составляет объект правовой охраны. Поэтому, на взгляд автора, музыкальное произведение с текстом не может быть признано единым объектом авторских прав.

Кроме категории объектов авторских прав современное российское авторское право оперирует новым для него понятием — «сложный объект». В соответствии со ст. 1240 ГК РФ, это объект, который включает в себя несколько охраняемых объектов интеллектуальной деятельности. Причем к категории сложных объектов отнесен такой традиционный объект авторских прав, как аудиовизуальное произведение. Оно может включать в себя объекты авторских прав, относящиеся к разным видам искусства, в том числе литературное произведение (произведение, положенное в основу сценария) и музыкальное произведение. Таким образом, на примере аудиовизуального произведения становится очевидно, что сложный объект потенциально способен объединить музыкальное и литературное произведения и ввести их в сферу действия авторского права в составе единого объекта. Но музыкальное произведение с текстом вряд ли можно отнести к категории сложных объектов. Дело в том, что, как и в случае с объектом авторских прав, сложный объект представляет собой не сочетание результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД), а их синтез в единое целое в соответствии с замыслом лица, организовавшего его создание. РИД в составе сложного объекта не просто сочетаются друг с другом, а «включаются» в структуру такого объекта, который существует уже как единое целое, а не как совокупность разнородных объектов. В аудиовизуальном произведении как примере сложного объекта авторских прав литературное произведение, положенное в основу сценария, реализуется в стабильной художественной форме — зафиксированной серии связанных между собой изображений, т.е. экранизации. Музыкальное произведение в составе аудиовизуального произведения, представленное фонограммой исполнения, также имеет стабильную, постоянную форму. Это позволяет объединить музыкальное и литературное произведения, выраженные зафиксированной серией связанных между собой изображений с сопровождением звукозаписи, в единое аудиовизуальное произведение. Такое объединение связано со значительным изменением первоначальной формы произведений: фонограмма и экранизация основаны на музыкальном и литературном произведении, но опосредованы исполнительской работой, которая в своем структурном единстве решением законодателя признается объектом авторских прав. Сравнивая музыкальное произведение с текстом и аудиовизуальное произведение как сложный объект, необходимо отметить, что первое из них существует как единое явление художественной действительности в его исполнении, когда литературное и музыкальное произведения взаимно обогащают и дополняют друг друга и воспринимаются слушателем как единое целое. Но из трех форм объективации музыкального произведения с текстом — графической (нотная запись музыкального произведения с текстом к нему), акустическое (совместное исполнение музыкального и литературного произведения) и статической (фиксация исполнения музыкального произведения с текстом посредством звукозаписи) — лишь первая относится к сфере авторского права, остальные же опосредованы объектами смежных прав. Как объект авторских прав в форме нотного текста музыкальное произведение в отличие от текста литературного произведения, представляет собой совершенно иной способ выражения творческого замысла. В литературном тексте мысли автора отображаются предметно, т. е. посредством использования понятий о конкретных предметах, явлениях, действиях, что придает произведению значительную степень определенности и стабильности содержания. При бесконечном количестве вариантов толкования текста литературного произведения, он сохраняет то единственное лексическое значение, которое ему придал автор. С нотным текстом ситуация совершенно иная. Художественное бытие музыкального произведения не ограничивается текстом, который изначально предполагается инвариантным, открытым для совершенствования, развития и дополнения исполнителем, хотя и в определенных общей структурой музыкального произведения пределах. Образы, мысли и чувства автора в нотном тексте отображаются изначально в неполном, схематическом виде, поскольку интонационная природа музыки не может быть полностью выражена знаками на бумаге, и как целостное художественное явление музыкальное произведение существует только в акустическом виде. В отличие от аудиовизуального произведения, музыкальное произведение с текстом не имеет единой формы, способной синтезировать образные системы произведений разных видов искусства в единое художественное явление. Исполнение как форма объединения музыки и текста в единое художественное целое выходит за рамки авторского права. Таким образом, музыкальное произведение и текст в качестве объектов авторских прав представляют собой независимые произведения, не имеющие той степени взаимодействия, которая могла бы позволить признать их единым сложным объектом.

С практической точки зрения объединение музыкального произведения с текстом в единый объект авторских прав не дает ощутимых преимуществ в сфере правового регулирования. В этом случае музыкальное произведение и его текст как самостоятельные части сложного составного произведения сохранят статус объектов права согласно п. 2 ст. 1258 и п. 7 ст. 1259 ГК РФ. В то же время признание музыкального произведения с текстом единым объектом гражданских прав усложняет отношения с авторами таких произведений. С одной стороны, при использовании музыкального произведения с текстом они будут выступать как соавторы и их отношения по поводу распределения доходов от использования музыкального произведения с текстом и распоряжения исключительным правом на него будут основываться на п. 3 ст. 1229 ГК РФ. С другой стороны, использование музыкального произведения и текста по отдельности как самостоятельных частей сложного составного произведения будет регулироваться общими нормами авторского права, без ссылки на указанную статью. В результате возникнет ситуация, когда в разных случаях одни и те же объекты права получат различную правовую оценку, не претерпевая при этом каких-либо изменений от своего сочетания. Это создаст лишь дополнительные трудности.

Таким образом, признание музыкального произведения с текстом единым объектом авторских прав нельзя назвать удачным правовым решением. Музыкальное произведение и его текст как литературное произведение представляют собой самостоятельные объекты авторских прав. Их превращение в единый объект авторских прав противоречит их художественной природе, не соответствует степени их взаимодействия в сфере авторского права и не оправданно с практической точки зрения. Однако нужно учитывать тот факт, что категория «музыкальное произведение с текстом» закреплена в ст.2 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 г. Поэтому наиболее рациональным решением поставленной проблемы следует признать не изменение норм законодательства, которое соответствует нормам международных правовых актов, а утверждение самостоятельности музыкального произведения и его текста как литературного произведения через однообразное толкование понятия «музыкальное произведение с текстом».

Своеобразную структуру музыкального произведения предлагал В.Я. Ионас. В нее он включил четыре основополагающих элемента: содержание музыкального произведения, образный строй (систему образов), художественную форму, специфические выразительные средства (музыкальную речь) Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. — М., 1963. С. 36-38.

Что касается авторского права на мелодию, то этот вопрос поднимался ещё в советской юридической литературе. Ряд исследователей, справедливо считая мелодию основным элементом музыкального произведения, полагают, что, будучи исполненной, мелодия обретает объективную форму и может быть воспроизведена и присвоена другими лицами. Поэтому они рассматривают мелодию в качестве объекта авторского права, который должен охраняться самостоятельно, безотносительно к охране музыкального произведения в целом. См., например: Зильберштейн Н.Л. Указ. Соч. С. 19; Ионас В.Я. Указ. Соч. С. 40-41.

А.П. Сергеев полагает, что хотя мелодия и не является самостоятельным объектом авторского права, а выступает в качестве одного из элементов музыкального произведения, она, безусловно, нуждается в правовой охране, так как может воспроизводиться самостоятельно, без заимствования других элементов музыкального произведения. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. 2-е изд. перераб. и доп. — М., 2004. С. 139-140.

Данная точка зрения представляется очень убедительной. Помимо всего прочего не стоит забывать и о таких реалиях нашего современного мира, как мелодия для сотовых телефонов, или рингтоны. Особенность мелодии для телефонов состоит в том, что она должна, с одной стороны, выполнять функцию звонка, а с другой — позволять узнавать исходную музыкальную композицию. Для этого произведение с помощью электронных музыкальных инструментов без учета аранжировки и других особенностей оригинала перерабатывается в последовательность звуковых сигналов, напрямую воспроизводя именно мелодию композиции, ее мотив. Репертуар рингтонов во многом напоминает традиционное соотношение жанров на музыкальном рынке, однако имеет ряд особенностей. Известно, что рингтоны бывают одноголосые, полифонические, короткие, длинные и т. д. В рингтонах лидером по ассортименту предлагаемых мелодий является популярная музыка, как зарубежная, так и отечественная. Обратим внимание, что в рингтонах ассортимент меняется: если ещё год назад простые мелодии составляли большую часть от всех загруженных рингтонов, то теперь лидерами продаж становятся полифония и реалтоны См.: Тихонов А. Результаты исследования рынка цифровой музыки в России // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2007. № 2. С. 24..

Реалтоны — это оцифрованные фонограммы с записью музыкальных произведений с текстом или фрагментами таких фонограмм См.: Тулубьева И. Права, необходимые контент-провайдеру, на использование и рекламу реалтонов // Приложение к журналу «Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права». 2006. № 1. С. 37… каждый реалтон содержит три охраняемых объекта авторского права и смежных прав:

· объект авторского права — музыкальное произведение с текстом (песню), которое, в свою очередь, состоит из музыки (включая аранжировку) и текста (иногда включая перевод);

· объект смежного права — исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах, декламация и т. д.);

· объект смежного права — фонограмму.

Права на использование реалтонов необходимо получать у обладателей соответствующих прав:

1. на музыкальное произведение с текстом (песню) — у композитора (аранжировщика) и автора текста (переводчика), или у правопреемников, (наследников, иных правопреемников, получивших соответствующие права по договору), или у полномочных представителей правообладателей, действующих на основании договора, доверенности;

2. на исполнение — у артиста — исполнителя (певца, музыканта, дирижера (например, оркестра), или у его правопреемника (наследника, иного правопреемника, получившего права по договору, например, у производителя фонограммы), или у полномочного представителя правообладателя;

3. на фонограмму — у производителя фонограммы (рекорд-компании, продюсера), или у его правопреемника, получившего права по договору, или у полномочного представителя правообладателя.

Для использования реалтонов (полностью или фрагментов) следует в первую очередь получать права на оцифровку фонограммы с записью исполнения музыкального произведения (т. е. право на воспроизведение) и право на воспроизведение реалтонов в форме записи в память ЭВМ.

Для включения реалтонов в телевизионную рекламу необходимо получить право на использование композиции, исполнения (или их частей) для создания аудиовизуального произведения (рекламного ролика, видеоклипа). Следует получить также разрешение у производителя фонограммы на воспроизведение и переделку фонограммы для аудиовизуального произведения, а также на распространение экземпляров фонограммы в составе аудиовизуального произведения См.: Тулубьева И. Указ. соч. С .40..

По мере подключения к сетям сотовой связи новых абонементов интерес к музыкальным звонкам будет только возрастать. На компакт-дисках стали появляться специальные наклейки с инструкцией по скачиванию любимых мелодий на мобильный телефон.

Не менее интересными являются производные музыкальные произведения, предполагающие ту или иную переработку первоначального оригинального варианта. К ним относятся различные аранжировки, обработки, оркестровки, переложения, ремиксы, клубные версии композиций и др. Такие переделки музыки порождают порой противоположные суждения относительно их достоинства и культурной ценности: одни воспринимают такие композиции как прогрессивное направление в музыке, другие как застойное явление См.: Спиряев С. Авторское право и смежные права в российском шоу-бизнесе // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2004. № 11. С. 63-64..

Пункт 2 ст. 1259 ГК РФ оставляют перечень возможных переработок музыкального произведения открытым, в то время как, например, в Великобритании Закон об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 года в ст. 21 (3) (b) ограничивает подобные действия лишь аранжировкой и транскрипцией музыкального произведения. При этом в Великобритании аранжировки считались самостоятельными объектами авторского права еще со времен Закона об авторском праве 1911 года, тогда как советская правовая доктрина пришла к подобному мнению лишь в 60-х годах XX века.

Еще одним видом преобразования музыки является семплирование, т.е. заимствование фрагмента, части музыкальной композиции. При этом одно музыкальное произведение включает в себя отрывки из другого, например, проигрыш и припев, но непосредственной обработки не проходит.

В любом случае производные музыкальные произведения — это одно из направлений современной музыкальной культуры. В настоящее время существуют музыкальные коллективы, для которых производство ремиксов известных мелодий — основа «музыкального имиджа». Появляются также и радиостанции, специализирующиеся на передаче в эфир музыкальных произведений в обработанном виде. В качестве примера можно привести радиостанцию «Динамит FM», которая представляет популярные композиции, как правило, не в оригинальной, а в танцевальной версии См.: Спиряев С. Авторское право и смежные права в российском шоу-бизнесе // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2004. № 11. С. 63-64..

Различаясь между собой по способам создания и степени творческого вклада автора, аранжировка, обработка и музыкальное произведение с семплом регулируется едиными правилами их использования. Поскольку все они в большей или меньшей степени содержат элементы формы других композиций, следует учитывать законные интересы автора заимствованного творения.

Российский законодатель упоминает о музыкальных произведениях, которые могут, как сопровождаться текстом, так и быть без такового. Проведенное исследование позволило прийти к выводу, что в России основной акцент делается именно на музыкальной составляющей произведения, т. е. речь идет о роли мелодии, гармонии, ритма и т. д., а не о возможном сопровождающем тексте.

Итак, по нашему мнению, ст. 1259 «Объекты авторского права» ГК РФ следует дополнить следующими новыми объектами правовой охраны: рингтоны (мелодии, записанные или уже существующие в памяти средств мобильной связи) и музыкальные произведения с семплом.

Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица, в т.ч. организации, управляющие имущественными правами автора на коллективной основе и международные организации, а также государство в целом.

В теории российского гражданского права принято различать субъектов первоначального и производного авторского права. К субъектам первоначального авторского права относятся лица, создавшие произведение, т.е. авторов. Ко второй категории субъектов права принято относить лиц, посредственно не создававших произведение, но силу закона или договора получивших отдельные авторские правомочия, т.е. юридических правопреемников. Никто, кроме автора, не может ни на основании закона, ни в силу договора приобрести авторское право в целом, поскольку оно включает правомочия, неотделимые от личности творца произведения. Между первоначальным и производным авторским правом существует весьма существенное различие. В лице автора авторское право бессрочно, так как продолжается в течение всей его жизни; в лице правопреемников автора оно ограничено известным сроком, по истечении которого оно окончательно прекращается.

Концепция авторства — одна из ключевых в авторском праве любой правовой традиции. Именно с определением личности автора любое национальное законодательство, основанное на Бернской конвенции, связывает определение сроков действия авторских прав на произведение.

Ни один международно-правовой документ не расшифровывает понятие «автор». В тоже время, очевидно, что ни Бернская, ни Всемирная конвенция об авторском праве не охраняют произведения как таковые. Эти международно-правовые документы ставят своей целью защитить права авторов в отношении произведений.

Несмотря на то, что Бернская конвенция не дает определения понятия «автора» ясно, например, исходя из расчетов сроков защиты, что подразумевается только физическим лицом. Автор создает произведения, ему принадлежат имущественные права, которые он может удерживать, отчуждать или лицензировать, а также личные неимущественные права.

В пункте 2 ст. 1263 ГК РФ определены субъекты, которые признаются авторами аудиовизуального произведения. По сравнению с Законом об авторских правах никаких изменений в субъектный состав не внесено.

Авторами музыкального произведения являются композитор, создавший музыкальное произведение (с текстом или без текста), специально предназначенное для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ). Заключая договоры с изготовителем аудиовизуального произведения, авторы передают ему права на такое произведение в целом.

Пункт 3 ст. 1263 ГК РФ предусматривает право композитора на вознаграждение за использование музыкального произведения, включенного в аудиовизуальное произведение, при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения. Данная норма распространяется как на композитора, являющегося одним из авторов аудиовизуального произведения, т.е. создавшего музыку специально для фильма (п. 2 ст. 1263 ГК РФ), так и

0
2
0
2
ВЕРА
ВЕРА
Клиент, г. Екатеринбург

Благодарю за ответ...

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснил, что судам следует учитывать, что в силу пункта 3 статьи 1263 ГК РФ композитор, являющийся автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю этого аудиовизуального произведения. Таким образом, даже если исключительное право на соответствующее музыкальное произведение в целом принадлежит другому лицу, право на вознаграждение сохраняется за композитором.

На связь права композитора на вознаграждение с исключительным правом указывает использованное в ст. 1263 ГК РФ выражение «сохраняет право на вознаграждение». Сохранение за композитором права на вознаграждение противопоставлено в этом случае как отчуждению исключительного права изготовителю аудиовизуального произведения, так и передаче ему лицензии на использование музыкального произведения (п. 4 ст. 1263 и ст. 1240 ГК РФ).

Право композитора на вознаграждение по п. 3 ст. 1263 ГК РФ (как и в случае с вознаграждением по ст. 1245 ГК РФ), будучи частью исключительного права, может быть отчуждено по договору вместе с исключительным правом (в полном объеме), а также может быть передано по наследству. При этом из формулировки п. 3 ст. 1263 ГК РФ со всей определенностью следует, что в случае, если иное не будет прямо оговорено в договоре об отчуждении исключительного права, право композитора на вознаграждение будет рассматриваться как «сохраняющееся» за ним.

Часть четвертая ГК РФ не только сохранила, но даже в значительной степени расширила правовые возможности, предоставляемые авторам музыкальных произведений.

Так, согласно п.2 ст. 1263 ГК РФ композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для аудиовизуального произведения, как и ранее Статья 13 Закона РФ от 09.07.1993г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»., признается наряду с режиссером — постановщиком и автором сценария одним из авторов этого аудиовизуального произведения.

Мало того, не только автор музыкального произведения, специально созданного для аудиовизуального произведения, но и любой другой композитор, музыка которого используется в этом аудиовизуальном произведении, независимо от передачи прав на использование своего музыкального произведения в составе аудиовизуального произведения сохраняет право на получение особого предусмотренного п. 3 ст. 1263 ГК РФ вознаграждения при любом публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения.

Использовавшаяся ранее формулировка п.3 ст. 13 Закона об авторских правах «При публичном исполнении аудиовизуального произведения автор музыкального произведения (с текстом или без текста) сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения». давала некоторые основания считать, что на получение подобного вознаграждения вправе претендовать любой автор музыкального произведения, т.е. не только композитор, но и автор слов песен, автор либретто и т.д. В ГК РФ произошло четкое выделение именно композитора в качестве единственной категории получателей указанного вознаграждения.

Важное расширение правовых возможностей по сравнению с формулировкой п. 3 ст. 13 Закона об авторских правах произошло также за счет упоминания в качестве способов использования аудиовизуального произведения, при которых композитору должно выплачиваться вознаграждение, не только случаев его публичного исполнения, включающих, в частности, показ в кинотеатрах, но также и случаев сообщения аудиовизуального произведения в эфир или по кабелю, т.е. при любых видах демонстрации этого произведения по эфирному или кабельному телевидению. Подобное изменение формулировок, на наш взгляд, значительно укрепит правовые основания для сбора с телевещательных компаний вознаграждения для авторов музыкальных произведений. Композиторы являются также одними из основных получателей «компенсационного» вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, порядок сбора которого предусмотрен ст. 1245 ГК РФ. Положения этой статьи во многом аналогичные нормам ст. 26 Закона об авторских правах. Кастальский В.Н. Основные новеллы Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 73.

Особые положения, направленные на расширение прав авторов музыкальных произведений и их наследников, установлены также ст. 1293 ГК РФ, в соответствии с которой право следования, ранее закреплявшееся только в отношении оригиналов произведений изобразительного искусства См. ст. 17 Закона РФ от 09.07.1993г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»., оказалось применимым также в отношении «авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений» (п. 2 ст. 1293). Таким образом, согласно ГК РФ писатели и композиторы наряду с художниками признаются обладателями особых прав на получение вознаграждения при каждой публичной перепродаже оригинала рукописей (автографов) своих произведений. При этом размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплат должны определяться Правительством РФ. Данный подход, на наш взгляд, создает предпосылки для начала осуществления сбора такого вознаграждения.

В части четвертой ГК РФ значительное внимание уделено реализации прав авторов в основных сферах, связанных с использованием музыки, при решении вопросов совершенствования российской системы управления правами на коллективной основе.

Так, все шесть сфер, в которых согласно ст. 1244 ГК РФ предусматривается государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе и допускается деятельность аккредитованной организации в интересах всех правообладателей, в том числе и тех, с которыми такой организацией не заключены договоры, в той или иной степени оказались связаны с использованием музыкальных произведений и выплатой вознаграждения их авторам, наследникам авторов или иным обладателям прав на музыкальные произведения.

Такое внимание к реализации прав на музыкальные произведения на коллективной основе обусловлено очевидной необходимостью, поскольку организации, осуществляющие публичное исполнение произведений, и телерадиовещательные компании неизбежно заинтересованы в возможности использования весьма значительных репертуаров и в упрощенных системах «очистки» прав на них См. подробнее: Близнец И.А. Коллективное управление авторскими правами // Труды по интеллектуальной собственности. Т. 3. Проблемы охраны интеллектуальной собственности в России и Западной Европе. — М.: Изд-во «СПАС», 2001. — С. 79 — 97; Шепенс П. Руководство по коллективному управлению авторскими правами / Пер. с англ. В.С. Дунина, А.В. Туркина. — М., 2001. .

Разумеется, непосредственно с реализацией прав композиторов и иных обладателей прав на музыкальные произведения связаны случаи управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения и отрывки из музыкально — драматических произведений при их публичном исполнении и сообщении в эфир или по кабелю, включая ретрансляцию (подпункт 1 п. 1 ст. 1244 ГК РФ), и осуществления прав композиторов — авторов использованных в аудиовизуальном произведении музыкальных произведений на получение вознаграждения при публичном исполнении и сообщении в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (подпункт 2 п. 1 ст. 1244).

В то же время управление правом следования, предусмотренное подпунктом 3 п. 1 ст. 1244 ГК РФ, должно осуществляться и в отношении авторских рукописей (автографов) музыкальных произведений согласно упомянутым выше положениям ст. 1293.

Обладатели прав на музыкальные произведения являются одними из основных потенциальных получателей вознаграждения, которое должно собираться при осуществлении прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограммы и аудиовизуальных произведений в личных целях (подпункт 4 п. 1 ст. 1244 ГК РФ), о чем уже упоминалось ранее.

Сбор вознаграждения для исполнителей и изготовителей фонограмм за публичное исполнение и сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (подпункты 5 и 6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ), также в значительной мере оказывается связан с использованием музыкальных произведений, поскольку именно музыка в большинстве случаев составляется содержанием таких фонограмм.

В отношении авторских прав на музыкальные произведения действуют общие ограничения авторских прав, устанавливаемые для всех видов произведений, а также весьма немногочисленные специальные положения, выводящие отдельные случаи использования музыкальных произведений из сферы авторско-правовой охраны. К числу последних относится ранее уже содержавшаяся в законодательстве Статья 22 Закона РФ от 09.07.1993г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». возможность свободного публичного исполнения музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст.1277 ГК РФ).

Кроме того, новое для российского законодательства ограничение авторских прав, правда применимое не только в отношении музыкальных произведений, закреплено в п. 3 ст. 1274 ГК РФ, предусматривающем возможность создания произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и последующего использования этой пародии либо карикатуры без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведения и без выплаты ему вознаграждения. На наш взгляд, до тех пор, пока не будет сформирована необходимая судебная практика, применения данного положения может приводить к значительным злоупотреблениям и конфликтам.

Подробнее на http://knowledge.allbest.ru/law/2c0b65625b3bd78a5c53b89421306d37_1.html

0
1
0
1
Юлия Разыграева
Юлия Разыграева
Адвокат, г. Москва

Доброе утро, согласно ГК РФ:

Статья 1259. Объекты авторских прав
1. Объектами авторских прав
являются произведения науки, литературы и искусства независимо от
достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы;музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения
живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и
другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения
архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том
числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические,
геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические
произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения.

Согласно Договору о Евразийском Экономическом союзе (подписан 29.05.2014)

Производные произведения (переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного или художественного произведения) охраняются наравне с оригинальными произведениями без ущерба правам автора оригинального произведения. Автору производного произведения принадлежит авторское право на осуществленный перевод и иную обработку другого (оригинального) произведения.

В связи с тем, что ряд положений, содержащихся в международных договорах, не закреплен в российском законодательстве — обратите внимание на следующие документы:

1.Конвенции,
учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности
(Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.; вступила в
силу для СССР 26 апреля 1970 г.);

2.Бернской конвенции
по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября
1886 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.);

3.Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г.);

4.Международной конвенции об охране прав
исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26
октября 1961 г.; вступила в силу для Российской Федерации 26 мая 2003
г.);

5.Конвенции
об охране интересов производителей фонограмм от незаконного
воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.; вступила в
силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.).

В этих документах нет определения объектов муз.произведений, но указывается, что предметом охраны выступают

музыкальные сочинения со словами и без слов

Также можете посмотреть статью в Интернете, где дана правовая классификация объектов музыкальных произведений:

В праве (и в теории музыки) выделены такие виды произведений
как: 1) об­работка; 2) переложение; 3) оркестровка; 4) монтаж; 5) собирание; 6)
реставрация

Вот ссылка:

law.edu.ru/article/article.asp?articleID=188507

Студентка ссылается на нормативно-правовые акты СССР, сегодня их можно рассматривать в качестве источника права в части, не противоречащей законодательству РФ. Согласно списку литературы, можете посмотреть, правда, скорее в библиотеке:

1. Сборник постановлений Пленума и определений коллегии
Верховного Суда СССР за 1944 г. М., 1948, с. 331—332.

2. п. 2 примечания к подразделу «Музыкально-педагогические
произведения» раздела «В» Постановления Совета Министров РСФСР от 22 апреля
1975 г. № 243 «О ставках авторского вознаграждения за издание произведений
науки, литературы и искусства» (СП РСФСР, 1975, № 9, ст. 54).


0
0
0
0
ВЕРА
ВЕРА
Клиент, г. Екатеринбург

Всех благодарю...

Вера, если бы Вы сразу объяснили, что Вам нужно — юристам было бы легче Вам помочь. В дипломной работе Вы можете ссылаться на мнения разных авторов учебных пособий, деятелей культуры, правовые источники разного времени, например на НПА СССР. Посоветую также посмотреть свежие диссертации по этой теме. Дипломная работа предполагает работу с научным материалом. Плагиатом заниматься, безусловно не нужно и не законно, в предложенной мной работе есть неплохая классификация, подтверждаемая конкретными источниками (НПА  СССР). Обязательно делайте ссылки в тексте работы.

0
0
0
0
Богдан Семенюта
Богдан Семенюта
Юрист
Эксперт

Добрый день!

Не вполне ясно, о каком объеме работы для Вас идет речь. Если Вам необходимо подготовить реферат на тему «Характеристика музыкальных произведений как объекта авторского права», то это очень объемный текст, в рамках ответа на вопрос он просто не поместиться, да и займет такая работа, если нормально к ней подойти, не один день.

Т.е. нужен контекст задачи. Просто скопировать текст, найдя его в интернете, как сделали коллеги выше, Вы сможете и сами. При этом такой плагиат очень легко устанавливается — вряд ли такая работа Вам нужна.

0
0
0
0
ВЕРА
ВЕРА
Клиент, г. Екатеринбург

Нет, это один из параграфа диплома. Просто о музыкальных произведениях говорить можно много, а мне нужно кратко дать характеристику. Вот моё содержание дипломной работы, чтобы лучше понять. Мне нужна вторая глава 1 параграф.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА………

1.1. Понятие и признаки объектов авторского права…………………………….

1.2. Классификация объектов авторского права………………………………….

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА..

2.1. Музыкальные произведения ………………………………………………….

2.2. Аудиовизуальные произведения и другие сложные объекты

авторского права…………………………………………………………………...

2.3. Произведения изобразительного искусства …………………………………

АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА…………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………

Тогда я бы не стали заниматься копированием ранее написанного диплома. Система Антиплагиат вычислит это за несколько секунд.

А вот использовать работуН.А. ПОКИДОВОЙ «Музыкальные произведения как объект авторского права» — стоит. Вот она, прочитайте и используйте со ссылками на источник: www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0

Также полезна  в Вашем контексте статья Дозорцевой — law.edu.ru/article/article.asp?articleID=188507

Также считаю, Вам никак нельзя при написании обойти характерный для музыкального произведения случай свободного использования:

Статья 1245. Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях

Не лишним будет изучить небольшую часть диссертации -  Права авторов музыкальных произведений на радио и телевидении, за деньги ее можно получить в библиотека диссертаций и авторефератов disserCat www.dissercat.com/content/prava-avtorov-muzykalnykh-proizvedenii-na-radio-i-televidenii#ixzz3Q0moXJn1

Интерес представляет также статья Штенникова В.Н. Мелодия в музыкальном произведении // Культура: управление, экономика, право. 2010. N 2. Она есть в Консультанте.

Конечно, в отношении музыкальных произведений стоит сказать и о коллективном управлении.

Если Вам нужен готовый текст параграфа диплома, то это работа не для такого рода экспресс-вопроса, который Вы задали сейчас. Вам либо дадут общие ссылки на закон, либо копи-паст уже написанного. Написание параграфа (если делать это добросовестно) достаточно длительный  и энергоемкий процесс. Опять же, если написать только 1 параграф, он может не «вязаться» с другим текстом диплома — будет ощущение компоновки, а не единого текста. Т.е. надо хотя бы иметь представление о написанном по другим частям.

1
0
1
0
Евгений Бажутов
Евгений Бажутов
Адвокат, г. Москва
Эксперт

Не могу оценить и закрыть вопрос, поскольку он не является юридическим.

Предлагаю автору вопроса сделать это самостоятельно.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Гражданское право
Здравствуйте, а как написать характеристику другу на суд?
Здравствуйте, а как написать характеристику другу на суд?
, вопрос №4086698, Георгий, г. Санкт-Петербург
Жилищное право
Как при реновации им получить 2 отдельные однокомнатные квартиры?
Двухкомнатная квартира получена по наследству двумя сёстрами, никто не прописан. Как при реновации им получить 2 отдельные однокомнатные квартиры?
, вопрос №4085663, Мария Владимировна, г. Москва
486 ₽
Вопрос решен
Автомобильное право
Как я сейчас могу повлиять на лишение виновного- прав?
Добрый день! Я являюсь потерпевшей в ДТП. Виновное лицо, нанеся серьёзные повреждения моему автомобилю - скрылось с места ДТП. Виновное лицо в итоге нашли, но с Протоколом он не согласен - пишет, что не заметил ДТП (хотя по камере видно, что кроссовер 1,5 т. сдвинулся от удара). Подскажите пожалуйста, каким образом я могу повлиять на лишение прав виновного лица? Могу ли я подать ходатайство о лишении его прав в ГИБДД? Могу ли узнать - лишили виновное лицо - прав или нет? На сайте ГИБДД я смотрела, виновного, несмотря на существенный ущерб и оставление места ДТП - не лишили водительских прав. Как я сейчас могу повлиять на лишение виновного- прав?
, вопрос №4084971, Жанна, г. Казань
700 ₽
Вопрос решен
Недвижимость
Необходимо ли повторно подавать заявление о приеме в члены в СНТ при смене объекта собственности в этом же СНТ?
Необходимо ли повторно подавать заявление о приеме в члены в СНТ при смене объекта собственности в этом же СНТ?
, вопрос №4084961, Елена, г. Санкт-Петербург
Защита прав потребителей
Под убедительным влиянием опытных маркетологов взяли кредит на обучение в музыкальной организации, выйдя из
Добрый день, произошла такая ситуация у нас. Под убедительным влиянием опытных маркетологов взяли кредит на обучение в музыкальной организации, выйдя из заведения, поняли, что произошло, сразу вернулись, потребовали возрат средств и расторжение договора, они сказали, что такой возможности на написание заявления нет и сказали приходить через 2 недели, пришли через неделю и написали от руки запрос на расторжение договора и возврат дс. Через еще неделю нам дали соглашение о возврате дс и расторжение договора. Дс обязались вернуть в течение 10 дней со дня подписания соглашения. Прошло 10 дней, позвонила ИПшница, ссылаясь на сложную позицию жизненную и попросила еще 2 дня, обязалась оплатить и проценты по кредиту, более на связь не выходила, на звонки не отвечала, выслали им на почту досудебный иск, подскажите, через сколько и куда мы можем подавать заявление? Так как на связь не выходят, ответа нет
, вопрос №4084701, Екатерина, г. Москва
Дата обновления страницы 27.01.2015