Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

440 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
440 юристов сейчас на сайте
  1. Категории
  2. Интеллектуальная собственность

Депонирование объекта (названия) интеллектуальной собственности

Приветствую вас и вместе с этим желаю приятного времени суток. Хотелось бы узнать по подробнее о том, как и где лучше всего получить сертификаты авторских прав на своё произведение интеллектуального труда, в данном случае начиная от названия, его логотипа и заканчивая всем мультимедиа контентом, что находится в самой программе, далее онлайн игре в виде компьютерного приложения. Заранее спасибо!

01 Октября 2014, 00:23, вопрос №572582 Владислав Владимирович, г. Санкт-Петербург
Свернуть

Екатерина Белова

Сотрудник поддержки Правовед.ru

Ответы юристов (1)

  • Юрист - Семенюта Богдан

    Добрый день!

    Если речь о компьютерной игре, то Вы можете зарегистрировать ее как программу для ЭВМ в Роспатенте, получив соответствующее свидетельство. См. ГК РФ:

    Статья 1262. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных

    1. Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
    6. Сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных, считаются достоверными, поскольку не доказано иное. Ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений несет заявитель.



    01 Октября 2014, 09:56
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    1. Правовой режим использования настольной игры в сфере авторского и патентного права. Подлежит ли настольная игра охране как объект авторского и патентного права?

    2. Правовая оценка использования доменного имени сайта в сети Интернет, которое совпадает с зарегистрированным Товарным знаком.

    3. Имеет ли право гражданин осуществлять деятельность, направленную на обучение иных граждан в игровой форме.

    Анализируемые нормативные акты:

    Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 01.12.2007).

    Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

    1. Правовой режим использования настольной игры в сфере авторского и патентного права. Подлежит ли настольная игра охране как объект авторского и патентного права?

    Для ответа на поставленный вопрос необходимо, прежде всего, раскрыть существенные признаки такого понятия как «игра», которое является ключевым

    Принимая во внимание то, что законодательство не содержит нормативно закрепленного определения игры, в том числе и настольной игры, для разрешение поставленной задачи вполне оправдано использование доктринальных источников.

    Большинство словарей сходятся в том, что игра — понятие общенаучное, поэтому в зависимости от того, где используется (философия, педагогика, психология, военное дело, социология или теория искусства), оно имеет разные толкования. По сути это идеализированный мир, в котором существуют определённые правила, более конкретизированные для каждого вида игр.

    Таким образом, любой игре присущи два ключевых признака: это идея игры, и правила игры (механика игры).

    Все вышеизложенное в полной мере справедливо и по отношению к настольной игре.

    Настольная игра — игра, в которую можно играть в помещении, с помощью инвентаря, размещаемого на обычном или специально сделанном столе.

    Строгого определения настольной игры не существует. Обычно к этой категории относят игры, состоящие в манипуляциях с относительно небольшим набором предметов, которые можно целиком разместить на столе (или на чём-нибудь, что может заменить стол) и/или в руках играющих. Такие игры не требуют специальных сооружений, зданий, крупногабаритного оборудования.

    Таким образом, игра представляет собой, либо как один из основных видов деятельности человека, наряду с трудом и ученьем, либо как совокупность идей, методов и правил игры (в отношении настольных игр можно выделить еще такой элемент, как атрибуты, предметы необходимые для игры).

    Выделив существенные признаки игры можно ответить на вопрос, о правовом режиме использования настольной игры.

    Статья 1259 Гражданского кодекса предельно четко закрепляет, что может быть отнесено к объектам авторского права.

    Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

    литературные произведения;

    драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

    хореографические произведения и пантомимы;

    музыкальные произведения с текстом или без текста;

    аудиовизуальные произведения;

    произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

    произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

    произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

    фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

    географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

    другие произведения.

    К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

    Таким образом, на основании установленных требований закона, можно сделать вывод о том, что игра, в том числе настольная игра не является объектом авторского права и не подлежит охране как авторское произведение, постольку, поскольку игру не возможно отнести к произведению науки, литературы и искусства. Вне всякого сомнения, настольная игра не может являться и программой для ЭВМ, в противном случае она приобрела бы признаки компьютерной игры (программы) и подлежала бы защите как объект авторского права.

    Более того, если мы вспомни, что существенные признаки настольной игры определяются как совокупность идей, методов, правил игры и внешних атрибутов игры (предметов необходимых для игры), то можно привести прямое указание закона, в соответствии с которым, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования (п. 5 ст. 1259 ГК).

    Таким образом, авторское право не распространяется на идею, правила и методы игры, но, например, на описание правил и методов игры авторское право может распространяться, если эти правила и методы выражены в какой-либо объективной форме, например, в письменной, в форме рисунка и т.п. Но и в этом случае, объектом авторского права будет являться произведение (например, рисунок), а не сами правила и методы игры.

    Можно привести еще один пример. Ученый создает уникальные математические методы и правила доказательств какой-либо теоремы. Выражает свои идеи в научном труде, - монографии. В этом случае, объектом авторского права будет являться монография, а не идеи и методы, изложенные в ней.

    Также, хотелось бы отметить следующий важный момент. В отдельных случаях, такой элемент настольной игры как ее внешние атрибуты и предметы (игральные кости, фигуры и т.п.) могут являться отдельным и самостоятельным объектом авторского права. Это возможно в тех случаях, когда внешние атрибуты (предметы) игры выражены и созданы таким образом, что могут быть признаны произведением искусства, дизайна, живописи, рисунка, графики и т.п. Например, шахматные фигуры с уникальным, творческим дизайном, или настольная доска (карта) для игры, которая имеет элементы творческого рисунка, живописи, графики и т.п.

    Но даже в этом случае, объектом авторского права будут конкретные шахматные фигуры с конкретным творческим дизайном, а не шахматные фигуры вообще.

    Рассмотрим правовой режим игры с позиции патентного права.

    Объектами патентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным Гражданским кодексом требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным Гражданским кодексом требованиям к промышленным образцам (ст. 1349 ГК).

    В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству, из чего следует, что обычная настольная игра, не имеющая механических или электронных устройств внедренных в игру для реализации идеи игры, не является полезной моделью. Если же отдельно взятое техническое решение игры (устройство) можно будет признать полезной моделью, то и в этом случае охрана предоставляется только устройству, а не самой идеи, правилам и методам игры.

    В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).

    При этом, не являются изобретениями правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности (ст. 1350 ГК).

    В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.

    К существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов.

    Таким образом, принимая во внимание существенные признаки любой игры (совокупность идей, методов и правил игры), игра как самостоятельный объект ни при каких условиях не может быть признан промышленным образцом. В тоже время, отдельные элементы игры (форма, конфигурация, сочетание цветов внешних атрибутов, например, орнамент игрового поля или доски или эргономические особенности игровых фигур) могут получить охрану по патентному праву как промышленный образец.

    На основании всего вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: настольная игра может быть выражена в различных видах: правила игры как алгоритм действий; технические средства для осуществления игры в соответствии с ее правилами; изображение (изложение) правил игры на носителе информации, дизайн внешних атрибутов игры и т.д. В режиме авторского права игра может быть объектом права в следующем виде: информация об игре на материальном носителе (произведение науки, литературы); вешний вид технических средств для осуществления игры (дизайн – произведение искусства). Эти права относятся к тиражированию, распространению произведений, но не к реализации самой игры (ее проведения). Возможна также правовая охрана дизайна технических средств в режиме промышленного образца. Правила игры не считаются патентоспособными изобретениями и по этой причине они не могут охраняться в режиме изобретений, который (режим) относятся именно к проведению игры.

    Ряд национальных законодательств западных стран, как правило, принадлежащих к англо-саксонской правовой системе (США, Австралия, Англия) позволяют оформить и закрепить права в том числе и на идею, правила игры. Правами на эти игры обладает либо непосредственно автор либо компания-правообладатель. Копирование таких игр запрещено законом. Однако саму механику игры защитить очень сложно, поэтому существует большое количество клонов популярных игр, имеющих оригинальные названия, но с незначительной модификацией базовых правил. Так в России в свое время появилось множество клонов монополии: «Менеджер», «Кооператор».

    Кроме того, существует ряд игр, на издание и тиражирование которых необходимо получать лицензию (разрешение) от правообладателя. Например, получение такого разрешения необходимо на издание игры по мотивам популярного фильма («Ночной Дозор. Настольная игра.»), литературного произведения (Harry Potter card game), или компьютерного хита (World of Warcraft Board Game).

    01 Октября 2014, 12:14
stats