Здравствуйте.
Дядя не является Вашим близким родственником по смыслу, придаваемом налоговым кодексом (п. 18.1 ст. 217 НК РФ)
Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
как видите, дяди и племянники в этот перечень не входят.
Поэтому Вы правильно понимаете, что Вам придется подать декларацию 3-НДФЛ не позднее 30 апреля 2027 года, если дарение произойдет в 2026 г., а уплатить сам налог не позднее 15 июля 2027 года.
Если не хотите платить налог, то дарения придется избегать.
Можете заключить со своим дядей договор пожизненной ренты, по которому он передает Вам в собственность квартиру, в обмен на предоставление содержания (ст. 601 ГК РФ)
1. По договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты — гражданин передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц).
в таком случае налогооблагаемого дохода у Вас не возникнет, соответственно налог платить не придется.
Такой договор тоже заключается у нотариуса и стоит примерно как и дарение.
Либо найти человека, который будет и Вашим, и Вашего дяди близким родственником, а затем дядя дарит квартиру этому человеку, он дарит ее Вам.
Также иногда заключают договоры купли-продажи, в котором фиктивно прописывают стоимость квартиры и то, что расчеты за квартиру произведены при подписании договора. Т.е. формально это купля-продажа, но на деле — договор дарения.
Я Вас подталкивать к такому варианту не могу, поскольку это притворная сделка. Заключение таких сделок само по себе не наказывается, но в дальнейшем могут быть проблемы, иногда самые неожиданные, если стороны или заинтересованные лица (наследники Вашего дяди напримерн) захотят его оспорить по мотиву притворности.
Если договором купли-продажи будет прикрываться фактический договор дарения, и денежные средства по договору купли-продажи передаваться не будут, то данная сделка может расцениваться как притворная в силу ст. 170 Гражданского Кодекса РФ:
К сделке, которую стороны действительно имели в виду (в Вашем случае — дарение), с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.
Если вдруг дядя решить в дальнейшем оспорить сделку, то она может быть признана ничтожной, и квартира вернётся в собственность дяди.
Кстати, сколько дяде лет?
Да, Вы понимаете правильно. Если Вы получите в дар эту квартиру в этом году, то в следующем году Вам необходимо подать в ИФНС декларацию по форме 3-НДФЛ, полученных в виде квартиры, до 30 апреля 2027 года, и оплатить налог до 15 июля 2027 года.
Как вариант, можете в договоре дарения указать заниженную стоимость объекта, но не ниже 70% кадастровой стоимости, т.к. если укажете ниже, то ИФНС начислит налог исходя из 70% кадастровой стоимости квартиры.