Здравствуйте!
Сначала нужно узнать, кто ввёз автомобиль в Россию, когда был оформлен таможенный приходный ордер и сколько сбора уплачено.
Если продавец сам ввёз машину и заплатил по льготной ставке, срок считают не со дня, когда он стал её владельцем, а с даты таможенного приходного ордера. По п. 5 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291:
Сумма утилизационного сбора, уплаченная в отношении колесного транспортного средства, ввезенного физическим лицом для личного пользования в Российскую Федерацию, подлежит пересмотру в случае, если до истечения 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера в отношении этого ввезенного колесного транспортного средства указанным лицом оно отчуждено в собственность иного лица. В этом случае осуществляется доплата утилизационного сбора до уровня утилизационного сбора, предусмотренного для колесного транспортного средства, ввезенного в Российскую Федерацию физическим лицом не для личного пользования. При неосуществлении указанной доплаты утилизационного сбора обязанность по его уплате считается неисполненной.
Говорить о том, что таможня потребует деньги только с продавца, нельзя. На основании п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ:
Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
Верховный суд в п. 38 Обзора практики № 4 за 2019 год пояснил, что с покупателя могут взыскать сбор, если он знал или должен был знать о недоплате.
Однако смысл данной нормы состоит не в прекращении обязанности по уплате утилизационного сбора у лица, осуществившего ввоз транспортных средств, а в обеспечении возможности взыскания рассматриваемого обязательного платежа за счет средств покупателя, который знал или должен был знать о неисполнении обязанности по уплате данного фискального сбора лицом, осуществившим ввоз транспортного средства, т.е., по существу, речь идет об установлении наряду с обязанностью лица, осуществившего ввоз товаров в Российскую Федерацию, солидарной обязанности лиц, ставших собственниками транспортных средств после их выпуска в оборот.
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341600/b900f8be302b6a395adc08a0c18d509d2c9f286f/
Заранее гарантировать исход такого спора нельзя.
Даже если деньги с Вас не взыщут, недоплата может помешать поставить автомобиль на учёт. Такое основание для отказа предусмотрено п. 9 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ при смене владельца.
К основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относятся:
9) обращение в регистрационное подразделение владельца транспортного средства, не уплатившего утилизационный сбор в течение срока и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации, для постановки ввезенного в Российскую Федерацию физическим лицом транспортного средства (в отношении которого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, представлены сведения в отношении уплаты утилизационного сбора в размере и порядке, установленных Правительством Российской Федерации) на государственный учет или внесения изменений в регистрационные данные такого транспортного средства в связи со сменой его владельца;
До покупки попросите у продавца таможенный приходный ордер, расчёт сбора, подтверждение оплаты и выписку из ЭПТС. Сверьте VIN во всех документах. Если 12 месяцев ещё не прошли и уплачена льготная сумма, можно дождаться окончания срока либо договориться, что продавец доплатит сбор, а основную сумму за машину Вы передадите после подтверждения доплаты таможней.