Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Каковы перспективы выиграть суд для возврат средств?
Добрый день.
Прошу помочь консультацией по следующему кейсу.
Пополнил баланс в интернет-магазине двумя платежами. С баланса можно совершать последующие покупки. В чеках операция фигурирует как внесение аванса.
Спустя около двух недель деньги потребовались для финансовой помощи брату. Я запросил возврат в личном кабинете на ту же карту, с которой платил (кнопка возврата у операции внесения). Однако возврат отклонили, менеджер магазина по электронной почте сообщил, что возврат возможен только по письменному заявлению с паспортом в офисе. Но я сам сейчас не в городе и не могу лично присутствовать в офисе.
При этом на сайте интернет-магазина прямо написано, что при дистанционном пополнении баланса возврат совершается через личный кабинет.
Я направил в магазин письменную претензию заказным письмом на юридический адрес с требованием возврата, но адресат не забрал письмо. Оно вернулось ко мне спустя больше месяца.
Может ли интернет-магазина требовать личного присутствия для возврата средств? Законно ли такое требование? Каковы перспективы выиграть суд для возврат средств?
Заранее благодарю за внимание.
- Screenshot_20251130_004927_org_mozilla_firefox_HomeActivity.jpg
Здравствуйте, Саркис.
В силу статей 309,310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями договора, в том числе условия размещенных на сайте интернет магазина.
Также к Вашим отношениям подлежит применению Закон РФ О защите прав потребителей, согласно статьи 16 которого условия нарушающее права потребителей ничтожны.
При этом, рассмотрите вариант выдачи нотариальной доверенности кому либо по месту нахождения офиса магазина, возможно это решит задачу без жалоб и судов.
Доверенность можно передать через электронную систему нотариусов от Вас в место её получения.
Можно подать жалобу в Роспотребнадзор по Вашей ситуации.
Могу Вам её подготовить
Здравствуйте, Саркис!
Если товар в интернет-магазине приобретаете для нужд не связанных с предпринимательской деятельностью, тогда применим закон «О защите прав потребителя»
При этом действующее законодательство о защите прав потребителей не содержит положений, обязывающих потребителя лично присутствовать при возврате денежных средств в связи с отказом от приобретения товара дистанционным способом.
Может ли интернет-магазина требовать личного присутствия для возврата средств?
В определенных ситуациях может, например при возврате наличных денежных средств
Кассир должен удостовериться в том, что выдача наличных денег осуществляется лицу, указанному в расходном кассовом ордере (Указание Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210)
Законно ли такое требование?
Требование интернет-магазина о личном присутствии с предъявлением паспорте не основано на требованиях закона.
Каковы перспективы выиграть суд для возврат средств?
Кроме возврата денежных средств, Вы вправе требовать компенсации морального вреда здоровью
И применения судом штрафа в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований о возврате денежных средств.
Уважаемый Саркис, здравствуйте!
А Вы им только в юридический адрес направляли письмо? Это конечно верно.
Однако у них еще есть официальная электронная почта support@autodoc.ru.
Отправьте письмо и туда (претензионное), думаю, что им проще вернуть Вам деньги, нежели судиться.
Что еще могу сказать по Вашей ситуации
Согласно статье 487 ГК РФ, внесённые Вами средства в интернет-магазин «Автодок» квалифицируются как предварительная оплата (аванс) за товар, и в случае, если товар не был передан, Вы вправе требовать возврата уплаченной суммы.
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/a25c0d8f579f590825fb0d37179ceb495e262b3c/
На сайте магазина прямо указано, что при дистанционном пополнении баланса возврат денежных средств осуществляется через личный кабинет, с подтверждением заявки одноразовым кодом, отправленным на Email.
www.autodoc.ru/clients/refunds
Требование магазина о личном присутствии и письменном заявлении с паспортом распространяется только на случаи оплаты наличными, а не на дистанционные платежи через сайт.
Это подтверждается публично размещёнными правилами возврата на сайте магазина, которые имеют силу публичной оферты и обязательны для исполнения в отношении дистанционных платежей.
Отказ магазина выполнить возврат через личный кабинет противоречит как внутренним правилам магазина, так и положениям ГК РФ, поскольку ограничивает Ваши права на возврат аванса, если товар не был получен.
Перспективы судебного разбирательства в данном случае хорошие.
В случае обращения в суд, Вы можете требовать возврата суммы аванса, а также процентов за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК РФ, если возврат не был произведён своевременно.
С уважением.
Может ли интернет-магазина требовать личного присутствия для возврата средств? Законно ли такое требование? Каковы перспективы выиграть суд для возврат средств?
Здравствуйте.
Дело в том, что условия взаимоотношений между потребителем и продавцом должны соответствовать Закону о защите прав потребителей. В случае, если в Пользовательском соглашении или ином документе, которым определены взаимоотношения между сторонами прямо указана возможность возврата средств в удаленном режиме, то требовать от Вас заявления, паспорта, личного присутствия и прочих особых условий продавец не вправе — тем самым он нарушает собственные правила по возврату платежей.
Кроме того, данные средства, которые Вы внесли на счет магазина фактически являются предоплатой, они еще не являются собственностью магазина до тех пор, пока Вы не приобрели какой-либо товар, а Вы вправе распорядиться своими средствами по своему усмотрению, в том числе и потребовав их вернуть на тот счет, с которого они перечислялись.
Иные условия взаимоотношений, даже если бы они были изложены в пользовательском соглашении, были бы недействительными (ничтожными) в соответствии с положениями ст. 16 закона о защите прав потребителей.
Отдельно стоит заметить, что в таких действиях продавца можно усмотреть нарушение, которое состоит в недостоверном информировании потребителя об условиях взаимоотношений, поскольку правила возврата, которые размещены на сайте самим продавцом не исполняются, что может быть основанием для направления жалобы в Роспотребнадзор. Ну и для суда также это будет иметь значение.
Ввиду этого есть смысл обратиться в магазин с претензией и предложением немедленно исполнить Ваше требование о возврате средств. В противном случае Вы обратитесь в мировой суд по месту Вашего нахождения и помимо взыскания средств суд взыщет 50% штраф от присужденной к возврату суммы и если потребуете — моральный вред, хоть и в небольшой сумме, но тем не менее она также увеличит общие расходы ответчика, как и возмещение судебных расходов, которые Вы понесете при подготовке иска и защите своих прав в суде.
Ввиду изложенного Вами перспективы суда вполне позитивные для Вас.
Если Вам потребуется дополнительная консультация по этому вопросу и/или составление документов, либо возникнут иные правовые вопросы, Вы можете обратиться ко мне в чат за персональной консультацией.
Добрый день.
Я запросил возврат в личном кабинете на ту же карту, с которой платил (кнопка возврата у операции внесения). Однако возврат отклонили, менеджер магазина по электронной почте сообщил, что возврат возможен только по письменному заявлению с паспортом в офисе. Но я сам сейчас не в городе и не могу лично присутствовать в офисе.
С данным условием никак нельзя согласиться.
Возврат средств, с учетом Информационного письма Банка России от 30.04.2025 N ИН-03-45/83 «Об операциях с использованием платежных карт» указывалось, что
2. Кредитным организациям — эквайрерам рекомендуется в договоре о приеме электронных средств платежа и во внутрибанковских правилах предусмотреть возможность совершения операций возврата преимущественно на платежную карту, с использованием которой была совершена оплата товара (услуги).
Основанием для возврата внесенной суммы действительно является поданное Вами заявление, на что указано в «Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли» (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5)
однако форма и способ его подачи нигде не оговорен.
Для указанных целей достаточно передать заявление любым доступным способом, из которого следует, что оно было получено.
В Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
отмечалось, что
Договором может быть установлено, что юридически значимые сообщения, связанные с возникновением, изменением или прекращением обязательств, основанных на этом договоре, направляются одной стороной другой стороне этого договора исключительно по указанному в нем адресу (адресам) или исключительно предусмотренным договором способом.
65. Если иное не установлено законом или договором и не следует из обычая или практики, установившейся во взаимоотношениях сторон,юридически значимое сообщение может быть направлено, в том числе посредством электронной почты, факсимильной и другой связи, осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано (например, в форме размещения на сайте хозяйственного общества в сети «Интернет» информации для участников этого общества, в форме размещения на специальном стенде информации об общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и т.п.).
С учетом того, что на сайте представлена информация о порядке и способа возврата внесенной суммы аванса — то заполнение указанной формы является достаточным основанием для возврата внесенной суммы.
Возврат в таком случае должен быть произведен по указанным Вами реквизитам, а в их отсутствие на карту, с которой производился платеж.
Факт получения от Вас заявления о возврате аванса, подтверждается направленным Вам сообщением о том, что Вам нужно явиться в офис.
Таким образом, у Вас уже есть основания для обращения в суд с требованием о взыскании суммы аванса — на основании отклоненного требования о его возврате.
Требование предъявить для целей возврата денег паспорт можно признать обоснованным только тогда, когда Вы требуете вернуть их наличными средствами.
Это вытекает из указаний Банка России от 09.12.2019 N 5348-У и Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У и подтверждено в информации Роспотребнадзора.
Например,
<Информация> Роспотребнадзора «О возврате приобретенного в магазине товара при отсутствии чека»
При возврате товара, оплаченного банковской картой, денежные средства перечисляются на банковскую карту покупателя. Если товар был оплачен наличными, деньги могут быть возвращены как из кассы, так и путем перечисления на банковскую карту покупателя.
Зачастую для оформления возврата товара и денежных средств за возвращенный товар продавец требует предъявление паспорта покупателя или иного документа, удостоверяющего личность покупателя.
В этом случае покупателю следует учитывать требования банковского законодательства, в частности пункта 1 Указания Банка России от 09.12.2019 N 5348-У, пункта 6.1 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У, которые предполагают право продавца требовать предоставления таких документов.
При безналичных расчетах, данное требование нельзя признать обоснованным, поскольку перевод производится на карту, с которой производилась оплата.
Может ли интернет-магазина требовать личного присутствия для возврата средств? Законно ли такое требование? Каковы перспективы выиграть суд для возврат средств?
С учетом сказанного Вы можете и далее настаивать на безналичной форме возврата.
Личное присутствие в данном случае не требуется, поскольку перевод средств производится на карту, с которой произведен платеж.
В перспективе у Вас есть достаточно оснований для взыскания указанной суммы в качестве неосновательного обогащения.
В том числе на нее Вы можете рассчитать и требовать к взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ.
Ознакомлюсь с условиями на сайте магазина, дополню
Изучил условия на сайте.
Требований о написании заявления в офисе на сайте нет, вот на этой странице условия возврата средств через подтверждение кода на адрес электронной почты.
www.autodoc.ru/clients/refunds
Таким образом, можно написать в ТП что завтра подадите жалоба в Роспотребнадзор на обман потребителей.
Заскринте страницы сайта про условия возврата средств