Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Вопросы: 1 Грамотно ли я сформировал претензию и иск?
Здравствуйте.
Ситуация: 28.07.2025 я совершил заказ в интернет-магазине запчастей. Продавцом в переписке было заявлено, что срок доставки запчасти составит 20-30 дней, но запчасть так и не пришла. 14.10.2025 я отменил заказ и написал заявление на вывод денежных средств с внутреннего счёта сайта. Приём заявления был подтвержден текстовым сообщением в ватсапе. Мне так же сообщили, что возврат будет совершен в течении 10 дней.
Через 9 дней я напомнил, что срок возврата заканчивается. Меня заверили, что в течение суток деньги придут.
24.07 еще раз напомнил, но получил очередной "завтрак". В понедельник я сформировал претензию и иск по статье "необоснованное обогащение".
Оба этих документа я отправил в переписку 25.07 в качестве предупреждения, на что так же получил словесное подтверждение того, что документы "приняты".
Вопросы:
1) Грамотно ли я сформировал претензию и иск?
2) Не помешает ли делу тот факт, что перевод я проводил посредством платежной системы, а не напрямую этому ИП? (ИНН в платёжке и у ИП разные)
3) Правильно ли я поступил, указав в претензии и в иске данные ИП, указанные на сайте, где я совершал заказ?
- Иск_1102.pdf
- Претензия_о_нарушении_сроков_возврат~.pdf
Добрый день.
1) Грамотно ли я сформировал претензию и иск?
Нет.
Относительно иска — Вами не верно определена подсудность спора.
При цене иска в размере 11 тысяч рублей, он подлежит рассмотрению мировым судьей, Вы же иск адресуете на рассмотрение Балашихинского городского суда.
Это уже противоречит ст. 23 и ст. 24 ГПК РФ.
1. Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:
5) по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей.
Поскольку иск вытекает из требований о защите прав потребителей Вам не нужно оплачивать гос.пошлину.
Вы в силу ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» освобождены от оплаты гос.пошлины при цене исковых требований до 1 млн. рублей.
В нарушение требований ст. 132 ГПК РФ Вы не приложили к иску документы, подтверждающие его направление перед подачей в суд ответчику.
Обязанность отправки иска ответчику до обращения в суд лежит на Вас.
В данных истца и ответчика, в нарушение требований ст. 131 ГПК РФ не указаны дата и место рождения, нет паспорта или иного идентификатора истца.
2. В исковом заявлении должны быть указаны:
2) сведения об истце: для гражданина — фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания,один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения);
3) сведения об ответчике: для гражданина — фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, место работы (если известно), один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения);
Если Вам не известны указанные сведения об ответчике — то нужно в иске просить суд их установить.
Здравствуйте!
1) Грамотно ли я сформировал претензию и иск?
Нет, иск составлен не совсем корректно.
Вы заявляете требование о возмещение денежных средств как неосновательное обогащение. При этом, данные требования возможны в случае отсутствия договорных обязательств и договора между сторонами (ст. 1102 ГК РФ).
Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В Вашем же случае договор был, и Вы об этом указали в начале иска.
Кроме того, в иске отсутствуют необходимые сведения и необходимые приложения из состава, предусмотренного ст. 131,132 ГПК РФ.
В частности, иск необходимо будет направить ответчику и суду предоставить подтверждения данного направления.
То есть, Вам необходимо заявлять требование не из неосновательного обогащения, а из Закона «О защите прав потребителей», в этом случае государственная пошлина не уплачивается.
2) Не помешает ли делу тот факт, что перевод я проводил посредством платежной системы, а не напрямую этому ИП? (ИНН в платёжке и у ИП разные)
Если ответчик не будет оспаривать получение данных денежных средств — нет, не помешает.
3) Правильно ли я поступил, указав в претензии и в иске данные ИП, указанные на сайте, где я совершал заказ?
Если данные сведения об ИП совпадают со сведениями, указанными в ЕГРИП — поступили правильно.
https://egrul.nalog.ru/index.html?ysclid=mh8we7ayc2155633626
На всякий случай их лучше сверить во избежание ошибок в регистрации и наименования ИП.
В иске также вполне возможно добавить, что Ваши требования основаны на положениях п. 2 ст. 23.1 Закона «О защите прав потребителей» и положения главы I Закона «О защите прав потребителей».
В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
Как и сказал выше, даже с учетом требований ст. 453 ГК РФ, в иске не стоит указывать на возможность неосновательного обогащения ввиду того, что сам факт наличия данного требования как основание для иска может дать основание суду в оставлении искового заявления без движения согласно ст. 136 ГПК РФ (так как в случае подаче искового заявления о неосновательном обогащении возникает необходимость уплаты государственной пошлины).
Поэтому, Вам необходимо доработать иск согласно требований ст. 131,132 ГПК РФ, в исковом указать на требования согласно Закона «О защите потребителей», направить одну копию ответчику и передать иск в мировой суд по Вашему месту регистрации.
Уважаемый Илья, здравствуйте! По Вашим вопросам
1. Претензию Вы составили корректно — это в целом, изложили обстоятельства, приложили подтверждающие документы.
Однако исковое заявление будет возвращено судом, так как Вы неверно определили подсудность.
По спорам, связанным с защитой прав потребителей, иск подается по месту жительства истца, или по месту регистрации ответчика, или по месту исполнения договора и в зависимости от суммы иска.
Кроме того, Вы не отправили иск в адрес Ответчика, а это уже отдельное основание для оставления иска без движения (нет почтовой описи и чека) + у Вас нет расчета суммы иска
Рекомендую получить выписку о регистрации ИП через портал Госуслуг по ИНН, чтобы точно определить адрес ответчика (Адрес регистрации с его персональными данными)
2. Факт оплаты через платежную систему не препятствует взысканию средств с ИП, если в чеке или иных документах указан именно этот продавец. Главное — подтвердить, что деньги поступили в пользу ИП, а не третьего лица.
В случае расхождения ИНН в платёжке и у ИП потребуется доказать, что оплата связана с Вашим заказом у данного ИП. Суд вправе направить судебный запрос в адрес платежной системы
Суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/40f5393df14a030cc1490cc96bf8546b02d6d5f3/
3. В претензии и иске правильно указывать данные ИП, размещённые на сайте, если именно этот ИП фигурирует как продавец в документах и на сайте. Это соответствует требованиям п. 1 ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I РФ: договор дистанционной купли-продажи заключается с продавцом, чьи реквизиты указаны в карточке товара или чеке.
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/1525b1a2f037db240c8e6a749619f86e53857f13/
И еще — если мировому судье отправите такой иск, то с большей долей вероятности он его оставит без движения. Очень часто придираются к шапке иска — у Истца указать все данные (ФИО, дата и место рождения, адрес регистрации, телефон и электронная почта, то же самое касается и Ответчика, но здесь немного проще — если каких-то данных не знаете, просто указать, что сведения о личности Вам не известны, суд сам истребует сведения, если ему нужно будет.)
Плюс у Вас по иску нужно сослаться на применимы нормы права, 1102-1104 ГК РФ здесь не применимы, это потребительский спор, потому лучше сразу верно указать нормативку, судье будет проще)
Иск надо переписать почти полностью, мой совет.
Всех благ Вам!
Что касается мотивировки Ваших требований.
У Вас спор согласно содержанию иска вытекает из нарушения срока доставки товара.
Но в тексте иска Вы указываете, что
В данном случае ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» тут не применима.
В обоснование иска Вам следует ссылаться на ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» согласно которой
Именно этой статьей установлен 10-дневный срок на возврат предварительного платежа внесенного за товар
При этом стоит дополнительно, ссылаясь на ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» требовать взыскать неустойку за нарушение срока поставки товара.
Взыскивается она в размере 0,5% в день от суммы предоплаты за каждый день просрочки до момента отказа от товара.
Ссылки на ст. 1102, 1103, 1104 ГК РФ в данном случае верные, поскольку возможность применения норм главы 60 ГК РФ допускается при расторжении договора с учетом требований ст. 453 ГК РФ.
В этом случае, их упоминание в иске ошибкой не является.
В описании иска Вы также приводите обоснование о взыскании в Вашу пользу компенсации морального вреда.
Право требовать ее ее взыскания предоставлено ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»
И в силу п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» Вы указываете на то, что в Вашу пользу в связи с допущенными нарушениями подлежит взысканию потребительский штраф в размере 50% от взысканной судом суммы.
Относительно штрафа, даже если Вы его не укажите в просительной части иска — суд обязан рассмотреть вопрос о его взыскании.
Также в иске Вы указываете, что
Здесь стоит также дополнительно раскрыть чем подтверждены данные действия и отражены ли они в личном кабинете на сайте продавца.
Следует приложить скриншот с сайта в подтверждении статуса заказа.
Нет, тут нет ничего критичного.
Просто распишите этот момент в иске. И поскольку оплату Вы производили с учетом предоставленных продавцом данных о получателе средств — можете ссылаясь на ст. 312 ГК РФ указать, что произвели исполнение надлежащему лицу.
Дополните при этом, что претензий от продавца о полноте и своевременности оплаты не поступало.
Сказанное свидетельствует о том, что обязательство по оплате Вы полностью исполнили.
Да. Поскольку у Вас нет иных данных о продавце.