Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Имеются ли избыточные или неправомерные санкции?
Уважаемые юристы!
Прошу провести экспертную проверку следующего набора документов, связанных с арендой транспортного средства для работы в такси:
1. Договор аренды транспортного средства без права выкупа — регулирует основные условия передачи автомобиля во временное владение и пользование физическому лицу (арендатору).
2. Дополнительное соглашение к Договору аренды транспортного средства без права выкупа — содержит специальные условия, связанные с использованием автомобиля в качестве легкового такси, включая требования к регистрации в реестре перевозчиков, оформлению страховых полисов, прохождению предрейсовых осмотров и порядок действий при расторжении договора.
3. Приложение к Договору аренды транспортного средства (Акт приема-передачи транспортного средства) — описывает техническое состояние автомобиля, комплектацию и дополнительные условия передачи ТС.
Цель проверки:
Необходимо убедиться в соответствии данных документов действующему законодательству Российской Федерации, в частности:
- Федеральному закону от 29.12.2022 № 580-ФЗ "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси" (в редакции от 24.06.2023);
- Поправкам, внесенным Федеральным законом от 24.06.2023 № 278-ФЗ;
- Общим требованиям Гражданского кодекса РФ (глава 34 — Аренда);
- Остальным нормативным актам, регулирующим деятельность по аренде автомобилей и работе в сфере такси.
Что необходимо проверить:
1. Договор аренды транспортного средства без права выкупа:
- Соответствие структуры и содержания договора статьям ГК РФ (глава 34);
- Четкость формулировок условий аренды, ответственности сторон, сроков действия и расторжения договора;
- Наличие всех обязательных реквизитов (предмет договора, обязанности сторон, размер арендной платы и залога);
- Корректность пунктов об использовании автомобиля исключительно для целей, указанных в договоре (например, работа в такси).
2. Дополнительное соглашение:
- Соответствие доп. соглашения последнему актуализированному варианту Федерального закона № 580-ФЗ (особенно после изменений от 24.06.2023);
- Проверка корректности делегирования обязанностей по регистрации автомобиля и водителя в реестрах такси;
- Соответствие пунктов о страховании требованиям 14.06.2012 № 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика";
- Проверка требований к предрейсовым осмотрам, документам и действиям при ДТП/угоне/повреждении автомобиля;
- Учет изменений, связанных с электромобилем (отсутствие ГСМ, замена на расходы по зарядке аккумулятора).
3. Приложение (Акт приема-передачи):
- Соответствие формы акта стандартным требованиям ГК РФ и практике составления подобных документов;
- Проверка детального описания комплектации автомобиля и штрафов за порчу/утрату комплектующих;
- Наличие четкой процедуры приема-передачи автомобиля и его оборудования;
- Описание порядка указания повреждений/дефектов автомобиля при передаче и возврате.
Дополнительные вопросы для экспертизы:
1. Соответствие Дополнительному соглашению:
- Все ли пункты доп. соглашения соответствуют требованиям ФЗ № 580-ФЗ?
- Верно ли распределены обязанности между арендодателем и арендатором по регистрации в реестре перевозчиков и легковых такси?
2. Особенности электромобиля:
- Корректно ли отражены расходы, связанные с зарядкой аккумулятора вместо ГСМ?
3. Страхование:
- Все ли обязательные виды страхования указаны в документах (ОСАГО с отметкой "такси", ОСГОП)?
- Является ли механизм компенсации стоимости полиса ОСГОП законным?
4. Порядок действий при инцидентах:
- Нужна ли доработка пунктов о составлении европротокола, оформлении ДТП или других чрезвычайных ситуациях?
- Соблюдены ли требования к срокам уведомления арендодателя и органов власти?
5. Регистрация в реестрах:
- Верно ли прописаны обязанности арендатора по самостоятельной регистрации в региональных реестрах?
- Не противоречит ли это положениям ФЗ № 580-ФЗ, где собственник автомобиля является ответственным за регистрацию в реестре легковых такси?
6. Штрафы и санкции:
- Соответствуют ли размеры штрафов за просрочку оплаты, неисполнение обязательств и другие нарушения принципам разумности и справедливости (ст. 333 ГК РФ)?
- Имеются ли избыточные или неправомерные санкции?
7. Иные моменты:
- Соответствует ли форма и содержание документов требованиям налогового законодательства (учет самозанятости, плательщиков НПД)?
- Есть ли пробелы в регулировании ключевых рисков (хищение, повреждение автомобиля, нарушение ПДД)?
Вложения:
1. Договор аренды транспортного средства без права выкупа
2. Дополнительное соглашение к Договору аренды транспортного средства без права выкупа
3. Приложение к Договору аренды транспортного средства (Акт приема-передачи)
Прошу дать подробный разбор каждого документа с указанием:
- Соответствия законодательству;
- Выявленных недостатков;
- Рекомендаций по доработке.
Заранее благодарю за помощь!
- Копия Договор_аренды_ТС_без_права_выку~.docx
- Копия Акт приема-передачи транспорт~.docx
- Копия Доп. соглашение к договору аре~.docx
Здравствуйте!
Смотрите, структура договора соответствует главе 34 ГК РФ (определены предмет, обязанности сторон, сроки, оплата, ответственность).
Предмет договора (передача автомобиля во временное пользование) сформулирован корректно.
Условия о запрете субаренды и ограничении территории эксплуатации соответствуют ст. 615 ГК РФ.
Недостатки в том, что в техническом обслуживании и ремонте не указано, кто несет расходы при поломках, вызванных естественным износом. Можно добавить пункт, что «Арендодатель обязан покрывать расходы на ремонт, связанный с естественным износом, а Арендатор — на ремонт по вине нарушений эксплуатации».
Помимо этого, в д договоре отсутствует прямое указание на обязанность Арендодателя внести Арендатора в полис ОСАГО с отметкой «такси». Требуется уточнение в разделе 10.1 Дополнительного соглашения.
Нет ссылки на оформление европротокола. Возможно дополнить:
«При ДТП без пострадавших Арендатор вправе оформить европротокол в соответствии с п. 2.6.1 ПДД РФ».
Требования к водителю такси (стаж, медицинская справка) соответствуют ст. 8 ФЗ № 580-ФЗ.
Подробнее тут: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_436124/fba03736dee341becf29ee518bd56ed56700e366/
Обязанность регистрации в реестре перевозчиков и такси частично учтена, но с нарушениями (см. ниже).
Согласно ст. 5 ФЗ № 580-ФЗ, регистрацию автомобиля в реестре такси обязан проводить собственник (Арендодатель). В соглашении эта обязанность ошибочно возложена на Арендатора (п. 7.1).
Целесообразно исправить п. 7.1:
«Арендодатель обязуется внести Автомобиль в региональный реестр легковых такси… Арендатор предоставляет необходимые документы».
В п. 8.1 обязанность по оформлению полиса ОСГОП возложена на Арендатора. Согласно ст. 14 ФЗ № 67-ФЗ, страхователем является перевозчик (Арендатор), что допустимо, но требуется уточнить:
«Арендатор обязан предоставить Арендодателю копию действующего полиса ОСГОП до начала эксплуатации автомобиля».
Размер штрафа (1% от залога в день) может быть признан несоразмерным (ст. 333 ГК РФ). Можно снизить до 0,1–0,5% в день.
Расходы на зарядку аккумулятора отражены корректно (п. 4.2 Акта приема-передачи). Но при этом, отсутствует запрет на использование несертифицированных зарядных устройств.
Можно добавить в п. 3.6.2 Договора:
«Арендатор обязуется использовать только сертифицированные зарядные станции, соответствующие требованиям завода-изготовителя».
Детальное описание состояния автомобиля и комплектующих соответствует ст. 611 ГК РФ.
Штрафы за утерю/порчу имущества указаны, не требуют уточнений.
В акте отсутствует графа для отметки текущих дефектов при передаче.
Можно добавить раздел:
«Существующие повреждения на момент передачи: [описание]».
Штраф за утерю ключей (15 000 руб.) и других комплектующих может быть большне. Согласно ст. 393 ГК РФ, размер ущерба должен соответствовать рыночной стоимости утраченного.
В п. 5.1 Допсоглашения указана обязанность регистрации в качестве самозанятого. Это соответствует ФЗ № 422-ФЗ, но требует приложения копии уведомления из ФНС.
Требования к фотоконтролю (п. 11.1), каа указание на использование «водительского приложения» без конкретизации может привести к спорам.