Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
ООО хочет за дорого продать в ТСН ВЗУ, ТСН отказывается из-за дороговизны и хочет понудить ООО заключить договор поставки воды на основании постановления 644
На территории коттеджного поселка (земли ИЖС, включены в территорию деревни одного городского округа в Подмосковье) сети и дороги принадлежат ТСН, а водозаборный узел (скважина и сооружения для него) - частной ООО. ВЗУ фактически является частью системы водоснабжения в поселке. Гарантирующего поставщика на этой территории нет. ООО хочет за дорого продать в ТСН ВЗУ, ТСН отказывается из-за дороговизны и хочет понудить ООО заключить договор поставки воды на основании постановления 644.
Можно ли считать эту ООО организацией водопроводно-канализационного хозяйства и на основании п.7 постановления 644 понудить ООО заключить договор водоснабжения, как это сделать; должен ли орган местного самоуправления определить эту ООО гарантирующей организацией?
Михаил, здравствуйте.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», к организациям водопроводно-канализационного хозяйства относятся юридические лица, которые предоставляют услуги холодного водоснабжения и водоотведения через централизованные системы.
Настоящие Правила регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов (далее — органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее — организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения..
ООО, владея водозаборным узлом (скважиной), через который осуществляется снабжение водопроводной сетью поселка, подпадает под данное определение. Это позволяет рассматривать ООО как организацию водопроводно-канализационного хозяйства в данном контексте.
Согласно п. 7 Постановления № 644, до определения гарантирующей организации органами местного самоуправления договоры заключаются с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, к сетям которой подключены объекты абонента. Поскольку сети и водозаборный узел являются частью единой системы снабжения поселка, ТСН может требовать заключения договора на основании этого пункта.
В соответствии с п. 6 Постановления № 644, орган местного самоуправления может назначить гарантирующую организацию для централизованных систем водоснабжения, если такая организация отвечает требованиям обеспечения бесперебойной подачи воды.
Если для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения органами местного самоуправления определена гарантирующая организация, соответствующие договоры холодного водоснабжения, водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются с такой гарантирующей организацией.
В случае неурегулированности вопроса между ООО и ТСН, ТСН вправе обратиться к местным органам с просьбой назначить ООО гарантирующей организацией для поселка.
Постановление № 644 также содержит положения, регулирующие технологическое присоединение объектов к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, что усиливает позицию ТСН, если объект водозаборного узла является необходимым звеном в водоснабжении территории.
Михаил, если резюмировать, то ООО следует рассматривать как организацию водопроводно-канализационного хозяйства, поскольку оно владеет частью системы, обеспечивающей водоснабжение поселка.
ТСН имеет основания требовать заключения договора водоснабжения на основании п. 7 Постановления № 644, подав ООО официальную заявку.
В случае отказа ООО, ТСН может обратиться к органам местного самоуправления для официального признания ООО гарантирующей организацией для их системы.
Надеюсь мой ответ был для Вас полезен!
Если остались вопросы или вам требуется помощь в подготовке документов, пожалуйста, напишите мне в чат для дальнейшего обсуждения.
Здравствуйте
Можно попробовать добиться признания отказа незаконным, причем даже без суда. В административном порядке.
Вопрос-ответ // ФАС России: официальный сайт. 2022. URL: fas.gov.ru (дата обращения: 08.12.2022).
Вопрос: Может ли организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, отказать в заключении договора на подключение?
Ответ: Согласно пункту 43 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2130 (далее — Правила N 2130), при наличии технической возможности подключения исполнитель не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (за исключением случаев, указанных в пункте 32 Правил N 2130). При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд, в том числе с иском об оспаривании отказа в заключении договора о подключении или о понуждении к заключению договора о подключении.
Статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Статьей 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отнесено к компетенции федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.
В случае необоснованного отказа в заключении договора подключения (технологического присоединения) заявитель вправе обратиться с заявлением в ФАС России или ее территориальные органы.
частной ООО. ВЗУ фактически является частью системы водоснабжения в поселке. Гарантирующего поставщика на этой территории нет. ООО хочет за дорого продать в ТСН ВЗУ, ТСН отказывается из-за дороговизны и хочет понудить ООО заключить договор поставки воды на основании постановления 644.
Это больше технический на самом деле вопрос.
Будет организация признана организацией водопроводно-канализационного хозяйства или нет, но можно попробовать это доказать. Для начала- через ФАС. Любые суды легче вести (при необходимости), если есть положительное решение гос. органа.
Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644
«Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
1. Настоящие Правила регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов (далее — органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее — организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее соответственно — абоненты, водоотведение).
+ п.7 в принципе продолжает позицию ФАС
7. До определения органами местного самоуправления гарантирующей организации абоненты заключают договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены объекты абонента.
Поэтому сначала — письменно, заказным письмом по почте с описью отправить предложение заключить договор — а если будет отказ или игнор- подать жалобу в ФАС (терр. управление по региону).
Здравствуйте, Михаил,
Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:
15) организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), — юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;
29) централизованная система холодного водоснабжения — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122867/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/
а водозаборный узел (скважина и сооружения для него) — частной ООО. ВЗУ фактически является частью системы водоснабжения в поселке.
А почему частью системы?
Если ООО в ВЗУ добывает воду, подготавливает, транспортирует и подает абонентам (жителям поселка) — то это организация, осуществляющая холодное водоснабжение — посредством эксплуатации централизованной системы холодного водоснабжения.
Если ООО выполняет не все вышеуказанные функции — а часть — то оно все равно является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение — посредством эксплуатации отдельных объектов этой системы.
Таким образом, в обоих случаях на нее распространяются «Правила холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.
Можно ли считать эту ООО организацией водопроводно-канализационного хозяйства и на основании п.7 постановления 644 понудить ООО заключить договор водоснабжения
Да, можно, основания указал выше, но есть нюанс — абоненты должны быть подключены к сетям этого ООО.
как это сделать; должен ли орган местного самоуправления определить эту ООО гарантирующей организацией?
Согласно п. 7 и 8 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644:
7. До определения органами местного самоуправления гарантирующей организации абоненты заключают договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены объекты абонента.
8. Основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения являетсязаявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (далее — заявка абонента), либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации).
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150474/dcfdaec8b1d2a32fd952d41fb9cda31d9688aba1/
Основное требование — абоненты должны быть подключены к сетям этого ООО.
Определять это ООО гарантирующей организацией для заключения договора не обязательно. Это проблемы органа местного самоуправления (так как гарантирующий поставщик воды — должен быть).
Подаете заявку на заключение договора (можно от каждого абонента много заявок — или одну от лица ТСН — второй вариант предпочтительнее).
Отказ ООО — обжалуете в судебном порядке — путем подачи иска с требованием о понуждении ООО заключить договор холодного водоснабжения.
Далее продолжу.
По поводу обращения в ФАС — конечно это можно сделать — но не советую. Несмотря на возможность получения предписания ФАС в Вашу пользу.
Прежде всего из-за сроков рассмотрения такой жалобы.
Общий срок рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства — 3 месяца со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. Этот срок может быть продлен до 6 месяцев (ст. 45 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Однако, на практике этот срок не соблюдается, так как не является пресекательным — то есть, нарушение срока не влечет никаких правовых последствий. У меня последнее дело в ФАС о нарушении антимонопольного законодательства рассматривалось около 1 года.
Далее, комиссия ФАС выносит решение и предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства (ООО не право — нарушает антимонопольное законодательство, не заключая договор водоснабжения — обязано устранить и т. п.).
Поскольку эти акты ФАС в Вашу пользу — ООО захочет их обжаловать.
Обжалование возможно в коллегиальный орган ФАС и (или) арбитражный суд.
По срокам — в арбитражный суд — 3 месяца со дня принятия решения или выдачи предписания — или, если сначала обжаловалось в коллегиальный орган ФАС, то в течение 1 месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа ФАС.
+ срок рассмотрения жалобы в арбитражном суде.
А пока жалоба ООО будет рассматриваться арбитражным судом — исполнение предписания ФАС приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу (ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ).
Вот и считайте по времени.
И не факт, что предписание ФАС, подтвержденное арбитражем, будет исполнено. Ну не захочет ООО и все. А неисполнение предписания в срок — это новое нарушение антимонопольного законодательства (ч. 8 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ) — и по этому вопросу (за неисполнение и привлечение ООО к ответственности) — Вам снова придется обращаться в ФАС с новым заявлением.
Самый эффективный вариант — после отказа ООО в заключении договора водоснабжения — обращаться в суд с иском о понуждении заключить ООО этот договор.
Если есть дополнительные вопросы, необходима помощь в подготовке документов — обращайтесь ко мне в чат (сообщение юристу).
Желаю удачи,
В дополнение к этому, на основании положений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
Экономически и технологически необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) также подпадает под определение злоупотребления доминирующим положением (пункт 5 части 1 статьи 10).
В соответствии с разъяснениями Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции», злоупотребление доминирующим положением требует наличия следующих условий:
— субъект должен занимать устойчивое положение на рынке, обеспечивающее ему возможность существенного влияния на общие условия обращения товара.
— хозяйствующий субъект должен выполнить или, наоборот, не выполнять определенные действия, включая отказ от заключения договора или уклонение от него.
— такие действия должны приводить к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и/или ущемлению прав хозяйствующих субъектов либо неопределенного круга потребителей.
— действия субъекта, занимающего доминирующее положение, должны объективно приводить к негативным последствиям для конкуренции или ущемлять интересы других лиц.
Таким образом, при наличии доминирующего положения ООО и отказа от заключения договора с ТСН, в результате чего ущемляются интересы последнего, данные действия могут быть квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением.
ТСН в таком случае вправе обратиться в антимонопольный орган (ФАС), а ООО может быть привлечено к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ.
Подчеркну, что факт доминирующего положения ООО должен быть подтвержден антимонопольными органами.
Поэтому, я рекомендовал бы ТСН направить официальное предложение о заключении договора водоснабжения ООО и зафиксировать возможный отказ. Это может стать доказательством при обращении в антимонопольные органы и в суд, если потребуется.
Будет нужна помощь, обращайтесь в чат.