Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Есть ли рычаги остановить автосалон?
Добрый день!
Месяц назад приобрёл новый автомобиль а автосалоне. Во время покупки менеджер автосалона навязал страховой полюс ГАП от Ренессанс стомисотью 150 т.р., якобы он очень нужен.
Внимательно прочитав договор купли-продажи автомобиля, другие документы не увидел, что этот полюс ГАП как-то привязан к стоимости автомобиля.
Спустя 2 недели я расторг договор с Ренессансом по полюсу ГАП.
Вчера мне звонит менеджер автосалона и говорит, что есть у них документ, что если расторгнуть полюс ГАП в рамзере 150 т.р., то скидка автосалона в размере 350 т.р. аннулируется. И якобы у них есть этот документ. И мне надо автосалону доплатить.
Копию документа я запросил.
Вопрос: насколько правомочны действия автосалона в соотв.с законодательством?
Что можно сделать в этой ситуации?
Есть ли рычаги остановить автосалон?
Здравствуйте
Если действительно скидка была такая и она привязана к заключению и действию полисов — это будет полностью законно.
Вчера мне звонит менеджер автосалона и говорит, что есть у них документ, что если расторгнуть полюс ГАП в рамзере 150 т.р., то скидка автосалона в размере 350 т.р. аннулируется. И якобы у них есть этот документ. И мне надо автосалону доплатить.
Во-первых, до Вас при заключении договора, в силу ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» обязаны были информировать о цене автомобиля, включая, условие о предоставляемых скидках.
Во-вторых, условие о цене, с учетом скидки должно было быть прописано в договоре, а не отдельном документе, что следует из требований ст. 454 ГК РФ и ст. 485 ГК РФ
1. Покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, либо, если она договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, по цене, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, а также совершить за свой счет действия, которые в соответствии с законом, иными правовыми актами, договором или обычно предъявляемыми требованиями необходимы для осуществления платежа.
В третьих, нужно понимать насколько было целесообразным предоставление указанной скидки в зависимости от заключения договора страхования.
И на этот счет,, имеется соответствующая судебная практика.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2023 № 14-П
по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина К.В.Матюшова
И вынесенное на его основе Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.09.2023 N 5-КГ23-93-К2
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 3 апреля 2023 г. N 14-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Матюшова К.В., разъяснил, что стороны по общему правилу свободны в определении цены договора и действующее законодательство допускает бизнес-модель, схожую с правоотношениями, сложившимися в деле Матюшова К.В. При этом, взыскание с покупателя товара скидки, полученной им за дополнительные услуги третьих лиц по кредитованию либо страхованию, но от которых тот впоследствии отказался, должно производиться пропорционально тому объему средств, которые покупатель не выплатил в качестве процентов или вернул в сумме страховой премии.
Предлагаемая потребителю цена может быть изначально завышена (например, на величину скидки) в сравнении с рыночной. В результате создается лишь видимость выгодности сделки для потребителя, в то время как продавец и участвующие в данной бизнес-модели финансовые организации распределяют между собой доход, полученный вследствие выплат потребителя по договорам страхования или кредита в виде процентов за кредит, страховой премии и т.п.
То есть продавец может злоупотреблять своим правом, создавая видимость свободного выбора между вариантом приобретения товара «со скидкой» (но при необходимости приобретения на обременительных условиях иных товаров, работ, услуг) и вариантом приобретения товара «без скидки» по цене, превышающей рыночную, в то время как приобретение товара на рыночных условиях у этого продавца покупателю недоступно. Те же действия могут рассматриваться как способ навязать покупателю невыгодные условия посредством обусловленности приобретения товара обязательным приобретением услуг страховых или кредитных организаций, если вариант приобретения товара без этих услуг сопряжен с необходимостью принятия явно обременительных условий, на которых выбор такого варианта для среднего покупателя маловероятен.
Таким образом, если для потребителя не очевидна взаимная связь различных обязательств (купли-продажи, страхования, кредита и др.), от динамики которых зависит расчет цены с предоставлением скидки (например, в текстах сопутствующих документов отсутствуют перекрестные ссылки, текст договоров в соответствующей части содержит неясные, противоречивые положения и т.п.), то не очевидно и наличие необходимых гражданско-правовых оснований для изменения цены, что направляет спор в суд.
Исходя из приведенной выше позиции Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел данной категории судам следует проверять, не навязаны ли покупателю невыгодные условия посредством обусловленности приобретения товара обязательным приобретением услуг страховых или кредитных организаций, а также наличие пропорциональности взыскания части предоставленной продавцом скидки тому объему выплат, которые покупатель не произвел или которые были ему возвращены по договорам о предоставлении дополнительных услуг в силу их досрочного и одностороннего прекращения, что при рассмотрении настоящего дела судами сделано не было.
Поэтому с учетом сказанного у Вас есть основания в судебном порядке добиться признания недействительным условия договора, позволяющего отменить скидку, поставленную в зависимость от приобретения страховки.
Исходя из общих выводов, представленных в «Обзоре судебной практики по делам о защите прав потребителей» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023)
12. При рассмотрении спора о скидке на товар, предоставленной покупателю за приобретение дополнительных услуг третьих лиц, подлежат выяснению обстоятельства, связанные с доведением до потребителя всей необходимой информации, обеспечивающей ему возможность адекватно оценить условия предоставления скидки и наличие собственной выгоды либо неблагоприятных для себя последствий, в том числе не был ли потребитель изначально введен в заблуждение продавцом путем завышения цены автомобиля по договору и создания видимости скидки в целях навязать ему заключение дополнительных договоров на оказание услуг, а также соответствуют ли требования о возврате суммы скидки принципу пропорциональности при отказе не от всех, а от одного или нескольких договоров на оказание услуг.
Тут всё зависит от документов, какие подписывали, информация о такой скидке и отмене должна быть прямо указана в договоре, то есть должна быть информация полная и достоверная о цене вещи в рамках статьи 10 закона о защите прав потребителей