Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Подскажите, пожалуйста, кто прав?
Приобрела брюки в интернет магазине. Через 10 дней поняла, что мне нужен размер поменьше. Обратилась в интернет магазин с просьбой обменять товар, однако они сообщили, что обмена у них нет, только возврат. При этом срок возврата прошел (7 дней). Насколько мне известно, срок обмена товара вне зависимости от метода покупки - 14 дней.
Подскажите, пожалуйста, кто прав?
Добрый день, Елена.
Потребитель вправе выбрать правовое основание для «отказа от товара».
В Вашем случае есть два основания:
1. Отказ от товара, приобретенного дистанционно. Ст. 26.1 Закона.
2. Обмен товара надлежащего качества. Ст. 25.
В зависимости от того, по какому основанию Вы предъявляете требования, продавец становится обязанным. Если в обращении потребитель не определяет правового основания, то продавец сам должен его определить и применить наиболее выгодные для потребителя условия. В противном случае продавец понесет ответственность за неисполнение в добровольном порядке требования потребителя.
Вам нужно предъявить требование по ст. 25, если срок по ст. 26.1 истек (см. статью — там 2 варианта срока: 7 и 90 дней).
Интернет-магазин не вправе не исполнять требования ст. 25.
Вы правы.
Здравствуйте, Елена!
Предыдущий ответ неверен.
При покупке товара дистанционным способом, т. е. не видя его при заказе воочию, потребитель имеет право вернуть его, за исключением того, который предназначен исключительно для заказавшего его потребителя (например, товар с именной гравировкой, вышивкой и т. п.) (ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей).
Такой возврат товара возможен в течение 7 дней после его получения. А если порядок и сроки возврата товара не были сообщены на сайте интернет-магазина или письменно в момент его доставки — в течение 3 месяцев со дня получения. При этом причины возврата могут быть любыми, их перечень Законом не ограничен.
В случае возврата потребителем товара продавец обязан вернуть ему деньги не позднее 10 дней с даты заявленного требования, при условии получения товара продавцом, за вычетом расходов на доставку товара обратно, если потребителем она не была оплачена самостоятельно.
Ответственность за нарушение срока возврата денег предусмотрена ст. 395 ГК РФ об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами.
Заявление о возврате товара со ссылками на закон советую подавать продавцу в 2 экземплярах, чтобы один из них с отметкой о принятии остался на руках у потребителя, или Почтой России ценным письмом с описью вложения. И обязательно именно со своим текстом, а не по форме продавца, т. к. часто в предлагаемых ими формах уже заранее содержатся «вредные» потребителю фразы, которые впоследствии помешают добиться желаемого.
В случае приобретения некачественного товара, в том числе того, который не соответствует заказанному, потребитель так же имеет право на возврат товара и получение денег обратно, но руководствуясь ст. 18 Закона.
Если у вас остались вопросы, требуется составление заявления, досудебной претензии или иска в суд, пишите мне напрямую в чат. Стоимость услуг и срок согласуем там же. Всего доброго!
С уважением, эксперт Александр Ларин
Если ответ юриста вам помог, вы можете отблагодарить его здесь pravoved.ru/pay/lawyer-reward/id/1132716/ прямо сейчас. Вам несложно — юристу приятно!
Дискуссия развернулась.
Поучаствую.
Статья 25 Закона к отношениям по дистанционной продаже товаров действительно не применяется, НО, лишь в той мере, в которой этой статьей объем прав потребителя ограничивается по отношению к правам, установленным ст. 26.1. Это касается, прежде всего, ограничения права на возврат технически сложного товара, т.е. применения при дистанционке Перечня из ст. 25. По этому вопросу КС РФ выносил отказные определения, в которых высказался в пользу потребителя, есть несколько решений КСОЮ в пользу потребителя, многочисленные решения судов 1 и апелляционных инстанций. Никто с этим не спорит.
В данном случае вопрос Елены касался не ограничения прав потребителя, а, напротив, расширения его правомочий. Фактически она ставит два вопроса:
1. Можно ли требовать с «дистанционного продавца» обмен товара?
2. Можно ли применять 14-ти дневный срок на обмен при заключении договора дистанционным путем?
Судебной практики по этому вопросу нет.
При правовом ответе на данный вопрос нужно сопоставить нормы ст.ст. 25 и 26.1 по объему прав потребителей. Очевидно, что ст. 26.1, введенная в 2004 году, СУЩЕСТВЕННО расширила объем прав потребителя при дистанционке. Эта норма является специальной по отношению к общим положениям закона, в т.ч. ст. 25. Она не уменьшает, а увеличивает объем потребительских прав.
Теперь, понимая это, вопросы Елены можно упростить: можно ли требовать с продавца меньше, чем можно по закону. Ответ очевиден.
Другой вопрос: зачем требовать с дистанционного продавца обмен (меньшее), если закон позволяет возврат (большее)?
Ну вот так потребитель пожелал. Это не очень разумно, но закону соответствует. Никаких законных препятствий удовлетворения судом такого требования нет. Может быть кто-нибудь из-за принципа и дойдет до суда с таким требованием. Но пока все покупатели соглашаются на возврат и новый заказ.
По срокам я также не вижу препятствий для понуждения дистанционного продавца к обмену качественного товара в 14ти дневный срок. Суд не сможет отказать, сославшись на 7-ми дневный срок по ст. 26.1. т.к. это специальная (узкая) норма, расширяющая права потребителя по отношению к ст. 25.
Поэтому ответ Елене остается прежний: Вы правы.
К коллегой не согласен.
Но, в принципе, сайт не теоретическая площадка. Если максимально упростить, то можно и так посоветовать, как коллега Ларин.