Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Что делать?
В обнародованной (звучащей по радио) песне был переделан текст без согласия автора текста, после этого трек поставили на контент-площадки (рингтоны), изначальный автор текста остался в стороне.
Здравствуйте! Согласно п. 2 ст. 1255 ГК РФ автору принадлежит право на неприкосновенность произведения. Согласно п. 2 ст. 1259 ГК РФ к объектам авторских прав относятся производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения.
В связи с этим, налицо нарушение авторских прав.
В общении с нарушителем Вы можете смело апеллировать статьей 1301 ГК РФ (Ответственность за нарушение исключительного права на произведение). Вот ее содержание:
В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Я бы уточнил, что значит «переделан». Если действительно переделан, то есть переработан, изменен, то, как отметил коллега, нарушение будет.
Если же Вы написали текст к имеющейся музыке, а потом было принято решение использовать с этой музыкой не Ваш текст, а третьего лица, то никакого нарушения нет, если только не Вы же являетесь и автором музыки и создавали музыку и текст как единое произведение (музыкальное произведение с текстом).
Именно создавалось как единое произведение (песня), и текст был принят, и произведение с этим текстом зазвучало на радиостанциях. То есть изначально было два соавтора (автор текста и автор музыки), а потом автор музыки решил "кинуть" автора текста, переписав с другим соавтором текст, оставив главный "крючок" припева, написанный первым автором. И получается, что на радио звучит первый вариант, а рингтоны люди качают, думая, что получают то, что на радио, а на самом деле переделанный вариант. У нас был подобный случай, когда нам нужно было переделать текст в известном произведении, и мы подписали договор с автором музыки и отдельно с автором текста, за переделку последний получил процент.
«Два соавтора» — вот это не факт. Соавторство, на мой взгляд (эта позиция разделяется частью юристов, а другие полагают, что в данном случае все же есть соавторство), согласно закону имеет место при совместном творчестве. Если композитор написал музыку, а поэт потом написал слова к ней, то здесь нельзя констатировать соавторство. Здесь два произведения, которые потом просто вместе исполняются. Но произведения самостоятельные.
Соавторство будет тогда, когда ОБА автора вместе создавали и музыку, и текст, когда композитор подгонял музыку под слова или содержание текста, а текстовик подстраивался под «настроение» музыки. При таком совместном творчестве будет соавторство.
Но повторюсь, есть те, кто считает, что у композитора и поэтому на музыкальное произведение с текстом всегда возникают права. Я, однако, не считаю такую позицию справедливой.
Согласно п. 7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора.
Исходя из этого, если ваш автор музыки сохранил в рингтоне припев и название музыкального произведения, то вы в полной мере можете рассчитывать на гонорар.
P.S. Интересно, что в правовом регулировании товарных знаков правонарушение возникает даже при наличии в них сходства до степени смешения. К сожалению, на объекты авторского права эта норма не распространяется.
На мой взгляд в данном случае не имеет значения, было ли соавторство в музыкальном произведении. В любом случае налицо плагиат части текста песни: припева и, возможно, даже названия произведения.