Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Как правильно заключить договор, чтобы можно было принять расходы к налоговому учету?
Добрый день! Для строительства газовой трубы и создания точки подключения газа хотят объединиться несколько компаний. Хотели заключить договор простого товарищества, но в таком случае расходы на строительство компании не смогут принять в своей обычной деятельности. Как правильно заключить договор, чтобы можно было принять расходы к налоговому учету?
Здравствуйте.
Договор совместной деятельности (простого товарищества).
ч. 1 ст. 1041 ГК РФ
по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Нормы Гражданского кодекса, которые регламентируют деятельность простого товарищества (ст. 1043), допускают, что ведение бухгалтерского и налогового учета общего имущества может быть поручено одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц. Но на практике наличие товарища, ведущего общие дела, является обязательным.
Таким образом, нужно назначить компанию-товарища, которая будет вести учет.
Товарищ по общим делам (ст. ст. 174.1, 278, п. п. 2, 3 ст. 346.11, ст. 377, п. 11 ст. 378.2 НК РФ) обязан:
вести учет вкладов товарищей;
• начислять и платить НДС по операциям товарищества;
• вести учет доходов и расходов товарищества по правилам налога на прибыль, определять прибыль товарищества, распределять ее между участниками и сообщать им о распределении;
• сообщать товарищам сведения, которые нужны им для расчета налога на имущество.
Операции и имущество товарищества учитываются отдельно (п. 4 ст. 174.1, п. 3 ст. 278, п. 1 ст. 377 НК РФ):
• от своих собственных операций и имущества;
• от операций и имущества по другим договорам товарищества, если есть ответственный за ведение дел по нескольким таким договорам.
https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=PBI&n=265565&dst=0&demo=1
Расходы на строительство могут быть учтены в случае, когда товарищи объединяются не только для целей строительства, но и для дальнейшей эксплуатации объекта недвижимости и извлечения дохода, облагаемого НДС, товарищ, ведущий общие дела:
-ставит построенный объект на налоговый учет в обособленном балансе простого товарищества и начинает исчислять амортизацию в общеустановленном порядке абз. 4 п. 18 Приказа Минфина РФ от 24.11.2003 г. № 105н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03;
-принимает НДС, уплаченный поставщикам и подрядчикам, к вычету на основании п. 3 ст. 174.1 НК РФ Подтверждение можно найти в судебной практике, например, постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2016 г. по делу № АА76-32368/2014.
При этом если договор простого товарищества прекращается сразу после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, то товарищи ставят построенный объект (нежилые помещения) у себя на налоговый учет по стоимости, сформированной товарищем, ведущим общие дела, исходя из аккумулированных затрат на строительство, пропорционально долям участия в совместной деятельности.
Если договор простого товарищества заключен исключительно в целях строительства (т.е. без намерений осуществлять дальнейшую совместную эксплуатацию), то принять уплаченный в составе цены НДС к вычету и возместить его из бюджета товарищ, ведущий общие дела, не сможет. Это обусловлено тем, что построенный объект недвижимости не будет использоваться в рамках совместной деятельности, облагаемой НДС, а распределяется между товарищами после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию