Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Законно ли это, если законно, то на основании какого закона?
Покупатель предъявил претензию по качеству после истечения гарантийного срока( погнулись ножки стула). Продавец отказал в возврате денежных средств и замене товара. Законно ли это, если законно, то на основании какого закона?
Добрый день.
Можете уточнить какая продолжительность гарантийного срока?
Покупатель физическое лицо?
Здравствуйте, Наталья
А каков гарантийный срок? И сколько времени прошло?
По Закону «О защите прав потребителей» есть правило, согласно которому, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
То есть если гарантия была менее 2 лет, но недостаток обнаружен в пределах двух лет, то можно предъявить продавцу требования.
При этом нужно доказать, что причина недостатка возникла до передачи стула.
Требование в такой ситуации можно заявить на выбор:
1) потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
2) потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
3) потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
4) потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
5) отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Продавец отказал в возврате денежных средств и замене товара.
Отказ был письменный?
Можете приложить?
В некоторых, более редких случаях, можно предъявить требование и по истечению гарантийного срока, и после двух лет.
Это случаи, когда товар не прослужил установленный срок службы (не путать с гарантией), а если срок службы не был установлен — то 10 лет.
Как указывал Верховный суд РФ
«Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)
Таким образом, утрата возможности использования товара в связи с прекращением изготовителем обеспечения его работоспособности в течение срока службы, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю по аналогии (ст. 6 ГК РФ) должна признаваться недостатком товара, при котором в силу п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, а если недостаток товара является неустранимым, по своему выбору предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные п. 3 ст. 18 названного закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
В этом случае требование предъявляется изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) .
Если покупатель физическое лицо и стул покупался для личных нужд — то он не лишен права обращаться с претензиями к качеству товара за пределами гарантийного срока.
Тут нужно понимать в первую очередь его продолжительность.
Так ели продолжительность гарантийного срока менее двух лет — то свои требования покупатель основывает на ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей»
Таким образом, потребитель предъявляя указанные требования обязан доказать, что заявленный им недостаток носит производственный характер имел место до передачи ему товара и его проявление не связано с нарушением со стороны покупателя условий по эксплуатации товара и не являются следствием его действий.
При доказанности указанных обстоятельств, при условии предъявления претензий в указанные сроки они подлежат удовлетворению.
Если гарантийный срок был 2 года и потребитель обратился с претензиями по его истечении.
То нужно исходить из требований п. 6 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей»
Но в данном случае нужно исходить из того, что данные требования адресуются не продавцу, а изготовителю товара.
Кроме того, изначально потребитель ограничен в выборе своих требований, а именно он вправе заявить только требование о безвозмездном устранении таких недостатков.
Его удовлетворение зависит от представленных доказательств причин и времени появления недостатка.
В том случае, если при доказанности указанных обстоятельств требование потребителя не будет удовлетворено в течении 20 дней — он может заявить изготовителю требование об отказе от товара и возврате его стоимости.