Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
В устав городского округа – административного центра одного из субъектов Российской Федерации было внесено
В устав городского округа – административного центра одного из субъектов Российской Федерации было внесено положение о том, что глава городского округа избирается представительным органом из своего состава из числа кандидатов, предлагаемых губернатором субъекта Российской Федерации. Однако прокурор субъекта Федерации внес протест на это положение устава городского округа.
Правомерен ли такой протест? Обоснуйте ответ.
Формальным выражением несогласия общественности с новеллами в порядке избрания главы муниципального образования, а также с непрямым порядком формирования представительных органов стало обращение группы депутатов Государственной Думы Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации. В Постановлении от 1 декабря 2015 г. N 30-П Конституционный Суд в том числе разъяснил, что замена в законах субъектов РФ всеобщих прямых выборов глав крупных муниципальных образований (верхнего территориального уровня) непрямыми способами избрания не противоречит положениям Конституции <11>. В свою очередь, судья Александр Кокотов в особом мнении отметил, что «субъекты Российской Федерации получили действенное средство влияния на подбор глав муниципальных районов и городских округов.
Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. N 30-П „По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы".
Таким образом, с 2015 г. законом субъекта Российской Федерации может устанавливаться семь различных вариантов избрания глав для муниципальных образований на территории: только конкурсной комиссией, только представительным органом из своего состава, только на муниципальных выборах, а также путем сочетания этих трех подходов; окончательное решение принимается на уровне актов муниципальных образований.
2019 г. доля муниципалитетов уровня «город — район», сохранивших прямые выборы главы муниципального образования, составила всего 12,4% <13>. В 2020 г. согласно положениям уставов муниципальных районов на прямых выборах избирались 13,43% глав (214 из 1 593), согласно уставам городских округов — 6,75% глав (42 из 622), причем в городских округах — административных центрах субъектов — 9,09% глав (7 из 77); абсолютное же большинство уставов предусматривало конкурсную систему — 54,80% (873), 73,79% (459), 59,74% (46) соответственно; прочие уставы закрепляли избрание главы муниципального образования из депутатов представительного органа.
Несмотря на прошедшие шесть лет с момента изменений в законодательстве, до настоящего времени не сформировалась единая или даже преобладающая позиция в отношении оценки результатов обсуждаемой реформы.
по смыслу п. 7 ст. 85 Закона N 131-ФЗ на территории Российской Федерации устанавливается обязательная процедура внесения сведений о возникновении муниципального образования в государственный реестр. На основании данной нормы Правительством Российской Федерации разработаны Правила ведения государственного реестра муниципальных образований <1>. Как следует из п. п. 2, 5 этих Правил, в государственный реестр вносятся сведения о муниципальном образовании при условии предъявления официального текста закона субъекта Российской Федерации об установлении границ муниципального образования и о наделении его соответствующим статусом, зарегистрированного и официально опубликованного устава муниципального образования, т.е. актов, подтверждающих факт обладания муниципальным образованием организационным единством и территориальной обособленностью.
формирование муниципального образования происходит с непосредственным участием государства в лице соответствующего субъекта Российской Федерации.
Во-первых, согласно п. п. 1, 8 ст. 13, п. 1 ст. 13.2 Закона N 131-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации включены в число лиц, обладающих правом выдвижения инициативы о создании вновь образованного муниципального образования.
Во-вторых, установление границ территории муниципального образования происходит при непосредственном участии субъекта Российской Федерации, преобразуемого муниципального образования (органов местного самоуправления, территориального коллектива) и оформляется путем издания закона субъекта Российской Федерации.
В-третьих, при формировании организационного устройства муниципального образования субъект Российской Федерации:
— обеспечивает проведение местного референдума по вопросу определения структуры органов муниципального образования (абз. 2 п. 5 ст. 34 Закона N 131-ФЗ), а также в части материально-технического обеспечения проведение выборов в представительный орган муниципального образования (абз. 7 п. 5 ст. 34 Закона N 131-ФЗ). К тому же избирательная комиссия по проведению муниципальных выборов формируется избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации;
— утверждает условия контракта для главы местной администрации муниципального района и городского округа в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, а также назначает одну треть членов конкурсной комиссии по избранию на эту должность в случае ее замещения по контракту.
Вступление в силу устава муниципального образования обусловлено необходимостью прохождения процедуры его государственной регистрации в органах юстиции субъекта Российской Федерации. Как следует из п. 6 ст. 44 Закона N 131-ФЗ, а также п. 4 ст. 1, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» <1>, в ходе такой регистрации орган юстиции проверяет содержание устава на предмет соответствия его положений Конституции России, федеральному законодательству, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, а также соблюдение установленного федеральным законодательством порядка его принятия.
В-четвертых, обязательным условием вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования, устава муниципального образования является их официальное опубликование, т.е. окончание формирования каждого элемента завершается процедурой публичного оглашения.
В силу приведенных выше особенностей процесса формирования муниципального образования, предусматривающих участие («вовлечение») государства в лице субъектов Российской Федерации, внесению сведений о муниципальном образовании в государственный реестр не требуется придавать того (правоустанавливающего) значения, которое придается процедуре государственной регистрации юридического лица (коммерческой, некоммерческой организации) при его создании. Государственный реестр, на наш взгляд, следует воспринимать в качестве свода важнейших сведений о существующих на территории Российской Федерации муниципальных образованиях, средствах их индивидуализации, структуре органов и др.; он обеспечивает открытость, общедоступность сведений о существующих, признанных правопорядком муниципальных образованиях.
Другими словами, момент возникновения муниципального образования не связан с необходимостью прохождения специальной процедуры государственной регистрации его создания.
Добрый день Любава. Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт. В связи с тем, что порядок назначения на должность главы муниципального образования определен
п. 1, ч. 2, ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации;
В данном случае протест прокурора обоснован.
Здравствуйте. Согласно пункту 1 части 2 статьи 36 Закона N 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается одним из трех способов: на муниципальных выборах; представительным органом муниципального образования из своего состава или из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Законодательством не предусмотрен порядок представления кандидатов на должность главы муниципального образования.