Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
И на какие правовые акты мы можем сослаться в случае, если дело дойдет до ФАС?
Работаем в гос.закупках со стороны Поставщика (торгующая компания). В августе 2021г. был выигран аукцион по 44-ФЗ на поставку ТМЦ (стойки металлические). По факту победы в аукционе оказалось, что исполнить контракт мы не сможем. До начала этого года велась активная переписка с Заказчиком в направлении двустороннего расторжения контракта, по итогу Заказчик отказался идти нам навстречу и до сегодняшнего дня никаких решений не принял. Срок поставки товара – с 1 января 2022 года по 15 мая 2022 г. (включительно).
На какие форс-мажорные обстоятельства (спец.операция, может быть?) мы можем сослаться для обоснования расторжения контракта по соглашению сторон? И на какие правовые акты мы можем сослаться в случае, если дело дойдет до ФАС?
Здравствуйте.
Форс-мажорные обстоятельства определяются на основании ст. 401 ГК РФ.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким обстоятельством могут быть признаны, в том числе спецоперация и связанные с ней ограничения, международные санкции, из-за которых оказалась невозможным приобретение и поставка товара. Но дело в том, что такие форс-мажорные обстоятельства должны быть подтверждены.
Таким подтверждением может быть, например, заключение Торгово-промышленной палаты. Сейчас в госдуме есть законопроект, которым предлагается внесение изменений в ГК РФ в части форс-мажорных обстоятельств. Хотят четко прописать, что санкции являются таковыми. Рассмотрение законопроекта в первом чтении запланировано на май.
Если дело дойдет до ФАС, то обратите внимание на письмо Минфина РФ от 08.04.2022 № 24-01-09/29768, в котором даны разъяснения по поводу неисполнения контракта из-за санкций. В случае отказа заказчика и направления сведений в РНП Вы можете приводить доказательства того, что неисполнение произошло из-за непредвиденных обстоятельств.
При этом, имейте ввиду, что рост цен на продукцию не является форс-мажорным обстоятельством. Вместе с тем, некоторые УФАСы учитывают и эти обстоятельства при решении вопроса о внесении в РНП. Но тут все зависит от конкретных обстоятельств и усмотрения конкретного УФАС. Лучше на доводы о росте цен сильно не рассчитывать и готовить другое обоснование.
Что касается НПА, то можете сослаться на п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, в котором указано, что во внесении в РНП должно быть отказано в случае представления поставщиком документов, подтверждающих невозможность исполнения контракта из-за санкций.