Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

48 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
48 юристов сейчас на сайте
  1. Категории
  2. Гражданское право

Туристы отказались от путевки и хотят взыскать сумму, уплаченную за авиабилеты

По телефонному звонку туриста, которые ездит через нашу компанию уже 12 лет, мы договорились о туристической поездке во вьетнам и классе авиабилетов и их цене (вопросов не возникало никогда, так как постоянный клиент, поэтому даже договора не составляли без предварительной оплаты). 01 октября 2012 года билеты авиабилеты бизнесс-класса были забронированы. 04 октября 2012 выставлен счет на билеты, скинута платежка., выписаны билеты. 05 октября 2012 года деньги от туриста поступили на расчетный счет туркомпании. Далее у туриста поменялись планы и он решил отказаться от билетов и поездки. Естественно, договор заключен не был.Поэтому относительно стоимость турпродукта тут вопросов нет, 08 ноября Мы запросили инмормацию о штрафах по брони при аннуляции, на что из авиаотдела пришел ответ: при аннуляции вашей брони с учетом бизнес класса более чем за сутки 35 евро, менее суток 35 евро и 25% от тарифа. Об этом известили туриста, на что он ответил, что никаких штрафных санкций с него мы взыскать не можем, 10 декабря направил нам претензию, в которой указывает, что платежным поручением на счет нашей организации перечислил денежные средства, в назначении платежа указана ссылка на оплату счета "за авиабилеты", но якобы платеж являлся фактически авансовым платежом и предназначался для приобретения в будущем авиабилетов для сотрудников нашей компании. далее указывает, что ввиду незаключения до сих пор договора на оказание услуг по приобретению авиабилетов между его организацией и нашей фирмой, авиабилеты ими не приобретались и не получались, а также несогласованность подлежащих приобретению авиабилетов и, как следствие, отсутствие правовых оснований для удержания данных денежных средств. просит вернуть перечисленную сумму и грозит взыскать еще и проценты за пользование чужими енежными средствами.

Вопрос: что указать ответе на претензию?

по сути, авиабилеты - это договор перевозки пассажира, следовательно, претензии он может предъявлять только к перевозчику. но это нигде никак не зафиксировано кроме как в назначении платежа "за авиабилеты". как поступить в этоу ситуации и на какие нормы сослаться в ответе на претензию. Суммы билетов немаленькие.

17 Декабря 2012, 14:06, вопрос №32021 Alice, г. Архангельск
400 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (7)

  • Юрист - Дружкин Максим Сергеевич
    Дружкин Максим Сергеевич
    Юрист, г. Москва
    • 1103ответа
    • 247отзывов

    Здравствуйте!

    Абз. 2 и 3 п. 93 Правил (Приказ Минтранса РФ от 25.09.2008 N 155 (ред. от 16.03.2009) "Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации") определяют порядок расчета суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки в связи именно сдобровольным,а не принудительным (вынужденным) отказом пассажира от перевозки. Согласно п. 7 Правил в пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов.

    Сборы за бланки билета, ордера разных сборов, квитанции оплаты сверхнормативного багажа являются фактически понесенными расходами перевозчика и придобровольномотказе пассажира от воздушной перевозки не подлежат возврату. Данный сбор устанавливается перевозчиком в размере стоимости бланков билета, ордера разных сборов на бумажном носителе (п. 9 Правил). Раз так, не обоснован довод заявителя о том, что Правила предусматривают возможность в произвольном размере устанавливать сбор за бланк и плату за операции по аннулированию бронирования перевозки. Но дело даже не в произвольном тарифе, а в том, что при добровольном отказе пассажира от рейса он обязан возместить фактические произведенные расходы исполнителя, которые закладываются в различные сборы.

    В случае же прекращения действия договора воздушной перевозки в связи свынужденнымотказом пассажира от перевозки ему возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена. Вынужденным отказ пассажира от перевозки признают в следующих ситуациях:

    - отмена или задержка рейса, указанного в билете;

    - изменение перевозчиком маршрута перевозки;

    - выполнение рейса не по расписанию;

    - необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;

    - внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне;

    - опоздание пассажира на рейс из-за длительности процедур предполетного досмотра, если в результате не было обнаружено запрещенных к перевозке предметов;

    - непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете.

    В таких ситуациях пассажир вправе рассчитывать на возврат полной стоимости неиспользованного проездного билета. Оспариваемые нормы абз. 2 и 3 п. 93 Правил регулируют иные ситуации, возникающие при добровольном отказе пассажира от перевозки. Тем самым положения данного нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству. Если по условиям договора авиабилеты приобретаются через посредника, то возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки.

    Возврат денег за авиабилет осуществляется на основании ст. 108 Воздушного кодекса РФ.

    Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.

    17 Декабря 2012, 14:21
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Жуков Константин
    получен
    гонорар
    33%
    Юрист, г. Санкт-Петербург
    Общаться в чате

    Доброго Вам дня!

    - что указать ответе на претензию?

    Договор не заключен, нужны письменные доказательства. Вам будет очень сложно не вернуть денежные средства.

    Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (п. 1 ст. 162 ГК РФ).

    Можно попробовать сослаться на заключение договора путем совершения действий по его исполнению, а также на сложившиеся между компаниями отношения.

    Совершение действий: заказаны билеты - оплачены билеты - поступила оплата от клиента (суммы наверняка бьются до копейки). Именно такая последовательность, а не то, что они прислали деньги, а вы их по своему усмотрению потратили.

    Кроме того можно сослаться на сложившиеся отношения между компаниями и написать, что ранее взаимодействие между компаниями осуществлялось подобным же образом: заказа по телефону - заказаны билеты - оплачены билеты - поступила оплата от клиента.

    В прошлые периоды заказы осуществлялись подобным же образом? Значит есть письменные доказательства (счета, платежки и т.п.).

    Правилами перевозчика предусмотрены штрафы при возврате билетов. Соответственно ваша компания вернет деньги с учетом штрафных санкций перевозчика. В случае несогласия пусть идут и судятся с перевозчиком, и обжалуют их правила.

    17 Декабря 2012, 14:32
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Адвокат - Попов Вадим Андреевич
    получен
    гонорар
    42%
    Адвокат, г. Оренбург
    Общаться в чате

    У меня почему то последнее время позиция, отличная от коллег, но еще раз.

    Да, пассажир имеет право отказаться от билетов (108 ВозК РФ), да договор не был заключен письменно и действует указанное выше положение ст.162 ГК РФ, однако на нее и нужно опираться. Сама сделка конклюдентными действиями была заключена:

    438 ГК РФ 3. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

    Статья 433. 1. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

    Следовательно договор заключен, доказательством этого будет оплата по безналичному расчету с указанием назначения платежа, билеты, вся переписка с клиентом, это ЮЛ, а значит еще и документы этого ЮЛа (через суд можно приказы бухгалтерии взять и тд).

    А здесь уже действует:

    Статья 782. 1. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

    Расходы Вы доказать сможете, так что в ответе на претензию сошлитесь на Правил (Приказ Минтранса РФ от 25.09.2008 N 155 (ред. от 16.03.2009) "Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации" и указанную норму ст.782 ГК. И пусть обращается в суд.

    Вот, ради общей информации, номер сходного дела где я был - А47-3392/2010 - может поможет.

    17 Декабря 2012, 15:40
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Хвостанцева Анна Вадимовна

    К сожалению, на данный момент ситуация такова, что вы самовольно распорядились средствами клиента, напраленными в адрес вашей компании. Именно так обстоят дела, только если вы не докажете, что имел место договор поручения (агентский), согласно которому вашей обязанностью было приобрести билеты именно на этот рейс и именно на это лицо.

    И тогда действительно можно ссылаться, как предлагает коллега выше, только на сложившиеся между данным лицом и вашей компанией и вашей компанией и компанией-перевозчиком (авиакомпанией)отношения. Это хорошая ссылка, она может сработать и ею нельзя пренебрегать.

    НО!

    Есть вот это обстоятельство.

    >>04 октября 2012 выставлен счет на билеты, скинута платежка., выписаны билеты. 05 октября 2012 года деньги от туриста поступили на расчетный счет туркомпании.

    Если вы докажете, что клиенту направлялись счет, платежное поручение, форма заказа билетов или информация о бронировании - в этом случае вы можете доказать, что, данный клиент акцептировал оферту конклюдентными действиями. Если по русски - то принял предложение, совершив определенные фактические действия. То, о чем говорит второй коллега. И в этом случае договорные отношения между вами - присутствуют, просто они не оформлены письменно. Состоялась устная сделка.

    Да, форма не соблюдена, что не позволяет ссылаться на свидетельские показания, но на все остальные доказательства - вы ссылаться можете. То есть это может быть переписка по электронной почте, факсимильные сообщения и так далее.

    Также можно сослаться на то, что поступление денежных средств (при отсутствии каких-либо договоренностей об авансировании) состоялось именно после того, как вы направили клиенту соответствующую информацию.

    Шанс крайне малый. Но он есть.

    >>У меня почему то последнее время позиция, отличная от коллег, но еще раз.

    Не считаю это негативным свойством. Два юриста - три мнения.

    17 Декабря 2012, 18:05
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Хвостанцева Анна Вадимовна

    Кроме того, Воздушный кодекс РФ говорит


    Статья 108. Прекращение по инициативе пассажира воздушного судна действия договора воздушной перевозки пассажира

    Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.


    Так что надо еще выяснить, откуда взялись эти 35 евро сверх 25%.

    17 Декабря 2012, 18:49
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Адвокат - Попов Вадим Андреевич
    получен
    гонорар
    42%
    Адвокат, г. Оренбург
    Общаться в чате

    Если вы докажете, что клиенту направлялись счет, платежное поручение, форма заказа билетов или информация о бронировании - в этом случае вы можете доказать, что, данный клиент акцептировал оферту конклюдентными действиями.

    Стоп! А если наоборот делать - доказать что оферта была направлена именно покупателем. Я знаю что сложно, но это или переписка в сети, или распечатка звонков хоть и косвенно, но может доказать. Тем более не первый раз, можно и на привычный порядок сослаться. Тогда факт оферты покупателем осложнит ему доказательную базу, а вот уже факт заключения сделки акцептантом будет доказываться покупкой билетов.

    18 Декабря 2012, 04:35
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Хвостанцева Анна Вадимовна

    Распечатка звонков ничего не докажет, разве что факт звонка. Как косвенное доказательство для совокупности факт зовнка от клиента - в общую копилку. Но вес очень маленький. Переписка - возможно, если эта переписка есть. Но я так поняла, что ее нет.

    Претензию желательно бы посмотреть. С вымарыванием персональных данных.

    19 Декабря 2012, 10:21
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
stats