Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

128 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
128 юристов сейчас на сайте
  1. Гражданское право
  2. Взыскание задолженности

Так ли важны оригиналы ТТН,ТН?

Добрый день! я ИП, занимаюсь грузоперевозками. с одной фирмой заключили заявку о перевозке груза. Срок оплаты 3-4 б/дн по факсовым ттн, счету и акту. факсом все скинула. оплата должна произойти 5-6 декабря. но у меня очень просят чтоб я выслала оригиналы ТТН им почтой(так как без оригиналов им не оплачивают). а я опасаюсь, если нам в срок не оплатят и придется подавать в суд, писать претензии и тд. мне нужны будут оригиналы ТН, ТТН? или подойдут обычные копии документов( не заверенные). есть ли какой то закон, что копии действительны ттн( или действительны только оригиналы ТТН, ТН)

02 Декабря 2013, 10:07, вопрос №317650 Анастасия, г. Екатеринбург
400 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (5)

  • Юрист - Сошенко Владимир Иванович

    Анастасия, здравствуйте!

    В силу ст.75 Арбитражного процессуального кодекса РФ

    8. Письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.


    Поэтому необходимо или оригиналы или заверенные копии.

    02 Декабря 2013, 10:37
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Снитко Эрика Валерьевна
    получен
    гонорар
    42%
    Юрист, г. Томск
    Общаться в чате

    Здравствуйте, Анастасия! 

    ТН иТТН оформляются всегда в двух оригинальных экземплярах и подписываются двумя сторонами. На практике стороны могут первоначально обменяться факсимильными копиями первичных документов с последующим обменом оригиналами. 

    Статья 313 Налогового кодекса РФ:

    Подтверждением данных налогового учета являются:

    1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

    2) аналитические регистры налогового учета;

    3) расчет налоговой базы.

    Статья 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском
    учете»:

    1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению
    первичным учетным документом.


    2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа
    являются:


    1) наименование документа;


    2) дата составления документа;


    3) наименование экономического субъекта, составившего
    документ;


    4) содержание факта хозяйственной жизни;


    5) величина натурального и (или) денежного измерения факта
    хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;


    6) наименование должности лица (лиц),
    совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за
    правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц),
    ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося
    события;


    7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их
    фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих
    лиц.


    3. Первичный учетный документ должен быть составлен при
    совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания.


    4. Формы первичных учетных документов утверждает
    руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на
    которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных
    документов для организаций государственного сектора устанавливаются в
    соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.


    5. Первичный учетный документ составляется на бумажном
    носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной
    подписью.


    6. В случае, если законодательством Российской Федерации
    или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому
    лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект
    обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет
    изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа,
    составленного в виде электронного документа.


    7. В первичном учетном документе допускаются исправления,
    если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми
    актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление
    в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также
    подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с
    указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации
    этих лиц.


    8. В случае, если в соответствии с законодательством
    Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде
    электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в
    порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в
    документы бухгалтерского учета.

    Как видно из приведенных норм права, ресь идет о первичных учетных документах, а не о их копиях. 

    В случае спора и обращения в суд Вам необходимо будет доказать, что товар был поставлен второй стороне и принят ею. Если же Вы не направите им ТН и ТТН, то сами себя лишите такого доказательства. 

    Для того, чтобы в последующем не возникло проблем с доказыванием произведенной поставки товара, Вам необходимо направить данные документы в адрес второй стороны с сопроводительным письмом с просьбой подписать и по одному экземпляру вернуть в Ваш адрес. Отправлять следует заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Таким образом, опись и уведомление о вручении будут служить доказательством того, что документы Вами направлялись в адрес контрагента, но вторая сторона уклонилась от их подписания. Предварительно перед отправкой можете снять для себя копии документов, которые вложите в письмо. 

    02 Декабря 2013, 10:39
    Ответ юриста был полезен? + 2 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Фролова Ирина
    получен
    гонорар
    25%
    Юрист, г. Ставрополь
    Общаться в чате

    Согласно ст.9 ФЗ О Бухучете Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. 

    ТТН, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 является таким документом, хотя ее составление с 01.01.2013 не является обязательным. 

    Согласно ст. 252 НК РФ Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    В практике чаще всего используют оригиналы ттн. Конкретного документа, подтверждающего необходимость предоставления ттн нет.

     Однако, в вашей ситуации оплата происходит по факсовым копиям ттн. Вы можете подождать оплату и тогда выслать оригиналы ттн. 

    Кроме того, вы можете отсканировать ттн, попросить вашего контрагента подписать их, отсканировать и отправить обратно.

    Если дело дойдет до суда, то для подачи иска необходимо будет заверенные копии ттн, а если суд затребует оригиналы, то можно будет объяснить, что оригиналы у ответчика и тогда суд обяжет вернуть оригиналы.

    Не понимаю причин для беспокойства, вам же тоже необходим оригинал ттн, подписанный другой стороной. 

    02 Декабря 2013, 10:41
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Снитко Эрика Валерьевна
    получен
    гонорар
    42%
    Юрист, г. Томск
    Общаться в чате

    Также можете ознакомиться с Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров
    в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 N
    1-794/32-5) http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=12785

    02 Декабря 2013, 10:49
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Чебуркин Андрей
    получен
    гонорар
    33%
    Юрист, г. Москва
    Общаться в чате

    Анастасия Добрый День!!!

    Обратите внимание на ПИСЬМО от 21 марта 2012 г. N ЕД-4-3/4681 ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  «ПО ВОПРОСУ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ

    ЗАТРАТ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ»

    Федеральная налоговая служба по вопросу документального

    подтверждения в целях исчисления налога на прибыль затрат на транспортировку груза автомобильным транспортом сообщает следующее.

    Во исполнение Федерального закона от 08.11.2007 N

    259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Закон N 259-ФЗ) постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 утверждены форма и
    порядок заполнения транспортной накладной (вступило в силу с 25.07.2011).

    Статьей 2 указанного Федерального закона определено,

    что транспортная накладная является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза.

    Одновременно продолжают действовать «Общие правила

    перевозки грузов автомобильным транспортом», утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, в соответствии с которыми основным документом, предназначенным для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за
    их перевозки автомобильным транспортом, является товарно-транспортная накладная.

    Форма товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т)

    утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин, механизмов, работ в автомобильном транспорте».

    Таким образом, в настоящее время действует итранспортная накладная, и накладная по форме N 1-Т.В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) расходы признаются в целях налогообложения прибыли, если

    они подтверждены документами, оформленными в  соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Налоговое законодательство не содержит специальных

    положений о перечне и необходимом порядке оформления документов для учета их в целях налогообложения прибыли.

    Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от

    21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными
    документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

    Пунктом 2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ определено, что

    первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а
    документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в этом пункте.

    Однако, утвержденная во исполнение Закона N 259-ФЗ

    транспортная накладная также может признаваться оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации документом, если налогоплательщиком
    соблюден установленный порядок ее заполнения.

    При этом следует иметь в виду, что Налоговый кодекс для

    подтверждения в целях исчисления налога на прибыль расходов организации на перевозку грузов, в том числе автомобильным транспортом, не устанавливает
    обязанности наличия обоих документов, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В этой связи, документом, подтверждающим в целях

    налогообложения прибыли факт осуществления затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом, может быть любой из двух вышеперечисленных документов, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации
    документ.

    На основании изложенного, в целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом достаточно будет наличие надлежащим образом оформленного одного из документов: либо транспортной накладной либотоварно-транспортной накладной по форме N 1-Т.Аналогичная позиция изложена в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-10/123.Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органови налогоплательщиков.

    Таким образом у Вас должны быть или ТН или ТТН и что
    важно ОФОРМЛЕННЫЕ НАДЛЕЖАЩИМ ОБРАЗОМ.

    С Уважением Андрей Ч.
    02 Декабря 2013, 19:20
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
stats